СУТРА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУТРЫ
Канонические тексты, посвященные жизни и учению Будды Шакьямуни и других будд и бодхисаттв.

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

СУТРА
Санскр.) Вторая группа священных писаний, предназначенная
для буддистов-мирян.

Источник: Теософский словарь

СУТРА
санскр.), сутта (пали) — букв., нить, на к-рую нанизаны жемчужины; лит. жанр, к к-рому относятся произведения, состоящие из отд. афоризмов. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

СУТРЫ
в древнеиндийской литературе лаконичные высказывания, позднее – своды таких высказываний, а также небольшие цельные произведения, посвященные в основном религиозно-философским вопросам.  

Источник: Религиоведческий словарь

Сутра
санск., букв. – нить) – в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее – своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии. Язык сутр характеризуется образностью и афористичностью.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СУТРЫ
от санскр. - нить) - краткое изложение в форме лаконичных изречений религ.-филос. учений Др. Индии; вид религ.-филсс. лит-ры. В брахманизме С. - основанное на Ведах практич. руководство по культу и по
ведению в жизни, якобы внушенное богом. В буддизме С. — части св. канонич. сборников, напр. сутта-питака.

Источник: Атеистический словарь

СУТРЫ
(санскр. сутра - пить, шнур) - разряд сочинений др. инд. религ. литературе. В брахманизме под названием С. известны краткие руководства по ритуалу и образу жизни, основывавшиеся на «свящ. откровении» - Веде. В буддизме сутрами (суттами) обычно называют отдельные части более крупных сочинений или сборников, посвященные разбору к.-л. одного вопроса. См., напр., Трипитака.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СУТРА
(санскр. sutra, пали sutta, тиб. mdo, нить, шнур) — название единицы текста Слова Будды. В древности, когда впервые эти тексты записывались на пальмовых листьях, они прошивались или связывались одной нитью, одним шнуром, отсюда и название отдельного текста. Впрочем, как термин, обозначающий произведение из «Сутта-питаки» (в отличие от «Виная-питаки»), С. упоминается уже в «Маха-париниббана-сутте» — раннем источнике палийского канона, т.е. задолго до того, как он был записан. Ибо С. — это не столько физическая, сколько мнемоническая нить священного текста, изложенного сжато, афористически, и потому нуждающегося как в истолковании особых значений кажущихся обыденными слов, так и разъяснении духовных смыслов, сокрытых под ними.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

СУТРА

        (букв, нить) — максимально лаконичная фраза и целый текст, составленный из подобных фраз. С. складывались в рамках школьной традиции, рассчитанной на устный характер обучения. Известное изречение гласило, что составитель С , найдя возможность сократить один лишь слог, радуется не меньше, чем при рождении сына. С. предназначались для заучивания наизусть. Гуру сопровождал чтение С. своим комментарием, к-рый ученик мог воспроизводить в свободном пересказе, держась С. как путеводной нити. Интерпретация С. без комментария нередко вызывает затруднения. Древнейшие С. (I тыс. до н. э.) содержали изложение ведийских вспомогательных дисциплин, прежде всего ритуала (веданга, см. также КАЛЬПА-СУТРА, ГРИХЬЯ-СУТРЫ, ДХАРМА-СУТРЫ). Стиль С. был принят в трактатах (шастра, см. ДХАРМА-ШАСТРЫ, "АРТХАШАСТРА", КАМА-ШАСТРА). Его имитировали и в прозаических памятниках начала н. э., когда обычной стала уже письменная фиксация текста.
А. Вигасин

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

СУТРА
санскр., букв.- нить, отсюда - путеводная нить, линия поведения, правило, данное в виде изрече­ния, руководство, план), в др.-инд. филос. лит-ре афористич. высказывание, содержащее утверждение филос. характера (определение понятия или формули­ровку к.-л. простого правила), а также совокупность отд. С., образующих некое целостное единство, т. е. трактаты, излагающие законченную умозрит. концеп­цию (букв.- то, что сшито). С. как краткое изречение стала обычной формой умозаключений в послеведийский период, когда возникла потребность в система­тизации и передаче огромного мыслит. материала. Ос­новополагающие тексты каждой из систем инд. фило­софии представлены именно С. («БрахмаC.», или «ВедантаС.», «ЙогаC.», «НьяяС.», «МимансаС.», «ВайшешикаС.» и т. п.). Нередко С. рассматривалась лишь как исходный материал, подлежащий дальнейшей интерпретации в комментариях и подкомментариях разного типа (вакья, карика, вритти, бхашья и др.). Развитие систем индийской философии осуществля­лось в дальнейшем путем оригинальных комм. к С. (среди их авторов были Шанкара, Рамапуджа, Мадхва, Шабара, Кумарила, Прабхакара, Прашастапада, Удаяна, Ватсьяна, Вачаспати, Ишваракришна, Гаудапада и др.).

Источник: Советский философский словарь

СУТРЫ
санскр. sutra, пали sutta, букв. — нить) — в брахманизме сборники афоризмов, формулирующих квинтэссенцию знаний в той или иной области, создание которых приписывается, как правило, авторитетным легендарным личностям; в буддизме — высказывания, приписываемые Будде и составляющие священную литературу двух его основных направлений — тхеравады (слово «хинаяна» — «узкий путь» — ввиду его уничижительного оттенка не используется сторонниками самого этого направления) и махаяны.
Поскольку в древней Индии все авторитетные тексты передавались изустно, сутры представляли собой собрание текстовых единиц, организованное прежде всего для удобства запоминания. Первые сутры — «Кальпа-сугры» — содержали краткую формулировку ритуальных правил и входили в состав вспомогательных ведийских текстов — веданта. Моделью для создания философских сутр послужили сутры Почини — «Аштадхьяи» («Восемь уроков»), формулирующие правила употребления санскрита. Все религиозно-философские школы Индии имели свои сутры, игравшие роль базовых текстов и служившие основой для многочисленных комментариев. Исключение составляет санкхья, в которой сутры были созданы значительно позже других текстов.
В буддизме сутры представляли собой обширные и многословные тексты, поскольку, помимо самих слов Будды, переданных его учениками с помощью формулы «так я слышал однажды», содержали изложение обстоятельств, при которых они были произнесены (место действия, кто обращается к Будде с вопросом, ответная проповедь и т. п.). В тхераваде самым полным собранием сутр является вторая часть канона Трипитаки — Супа-питака, хотя некоторые супы содержатся и в Виная-питаке. Самым известным собранием сутр в махаяне являются приджняпарамиты сутры.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

СУТРА
санскр. сутра – правило, букв. – нить, веревка) – термин др.-инд. философии; предельно сжатое высказывание, заключающее в себе прежде всего описание того, что есть в данном учении, т.е. тех понятий и соответствующих им терминов, в к-рых излагается данная система. С. описывает также отношения этих понятий друг к другу, дает определ. классификацию понятий или указание на то, что есть что. С. может указывать на какие-то объекты, внешние данному учению или незначимые для него, т.е. устанавливать, ч т о н е е с т ь ч т о. "...Сутра должна быть точной и недвусмысленной, должна содержать сущность вопроса, но в то же время должна охватывать все аспекты проблемы" ("Brahma-sutras", transl., comment., etc. by Swami Viroswarananda, Albora, 1948 (1936), pt. IV – V). Филос. С. начали создаваться в период кризиса устной традиции (возможно, во 2–1 вв. до н.э.), однако как форма философского и конкретно-науч. текста С. еще долго сохраняет черты устного творения. В основе всякого религ.-филос. учения Древней и ср.-век. Индии обязательно лежали свои С., автор к-рых, реальный или легендарный, считался основателем данной традиции. Таковы, напр., Веданта-Сутра Бадараяны, Йога-Сутра Патанджали и т.д. В отличие от антич., евангельских и патристич. текстов, создаваемых в расчете на понимание их современниками и лишь с течением времени становившихся малопонятными и требовавшими комментариев, С. писали особым, лаконичным языком, к-рый мог быть понят только при наличии комментаторского (устного или письменного) текста. Последний как бы развертывал текст С. на различных уровнях – от разъяснения значения отд. слов до разъяснения смысла целых высказываний и приведения примеров, их иллюстрирующих. Развитие комментаторской традиции шло по линии создания комментариев на комментарии и т.д. Существуют различные типы комментариев к С: вакья, карика, вритти, бхашья и др. Наиболее поздняя форма комментаторского текста – бхашья, иногда содержит и общее обоснование, не предполагавшееся самой С. При этом обоснование может быть дано с позиций иной концепции; такова бхашья Шанкары на "Брахма-Сутру". А. Пятигорский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
138.01 кб

Умасвати и его "Таттвартха-адхигама-сутра"

Железнова Наталья Анатольевна
Читать PDF
567.20 кб

Хридая-сутра в китайской традиции

Янгутов Л.Е.
В статье анализируются наиболее популярные Хридая-сутры в Китае. Данная работа охватывает содержание сутры, ее роль и место в китайском буддизме.

Похожие термины:

  • БРАХМА-СУТРА-БХАШЬЯ

    основное сочинение Шанкары, его комментарий на один из теоретических источников веданты—«Брахма-сутры». См. в ст. «Брахмасутры» и Адвайта-веданта.
  • МИМАНСА-СУТРА-БХАШЬЯ

    санскр. «Mimamsasutra-bhasya») — самый древний среди сохранившихся и наиболее авторитетный комментарий на «Миманса-сутры» Джаймини, один из важнейших памятников пурва-дящвлсы. Текст комментариев в основн
  • КАЛЬПА-СУТРА

            (на ардхамагадхи — Каппа, именуемая также "Брихаткальпа-сутра", или "Брихатсадхукальпа-сутра") — пятый и древнейший текст из группы Чхеда-сутр джайнского канона (Агама). Осн. содержание тек
  • КАМА-СУТРА

    др.-инд. сборник наставлений, относящихся к "искусству" любви, памятник гедонистич. и материалистич. мысли. К.-с. – древнейшее произведение распространенного в Индии жанра т.н. эротич. лит-ры, цель к-р
  • СУТРА ЛОТОСА

    см. Лотосовая сутра.
  • ЛОТОСОВАЯ СУТРА

    санскр. Саддхармапундарика-сутра — букв. «Сутра Лотоса благого Закона») — одна из наиб. известных и популярных сутр махаяны. Написана ок. 125, автор неизвестен. Провозглашалась окончательным и полн
  • ВЕДАНТА-СУТРА

            см. "БРАХМА-СУТРЫ".
  • АЛМАЗНАЯ СУТРА

    образное название «Ваджра-ччхедика Праджняпарамита сутры» (букв. с санскр. «Сутра о совершенной мудрости, рассекающей [тьму невежества] как удар молнии»), основополагающий текст махаянского будди
  • АМИТАЮР-ДХЬЯНА-СУТРА

    (санскр. «amita–yur-dhya–na-sutra», или «Сутра созерцания Будды Амитаюс») — текст махаянского буддизма, сохранившийся в переводе на китайском языке, выполненном индийским монахом Калаящасом в 424 г. Амитаюс
  • МАХА ПАРИНИРВАНА-СУТРА

    санскр.), маха париниббана-сутта (пали) — «Великая сутра об освобождении», большая сутра, содержащая описание перехода Будды в паринирвану и многие положения его учения. Существует 2 санскр. версии
  • НЬЯЯ-СУТРА

    филос. трактат школы ньяя, дающий первое систематич. изложение ее осн. принципов. "Н.-с." приписывается легендарному мудрецу Готаме (Гаутаме), или Акшападе, и обычно относится европ. индологами к 2–4 в
  • ШРАУТА-СУТРА

            разновидность сутр, посвященных описанию ведийского ритуала (калъш-сутра). Содержат изложение обрядов шраута, т. е. считавшихся восходящими к шрути и имевших характер коллективных праздн
  • ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА

    первое систематич. изложение джайнской догматики, написанное на санскрите ачарьей Умасвати, вероятно, в I в. н. э. Текст "Т.-с" , состоящий из 357 афоризмов, разделен на 10 глав, в связи с чем это произвед
  • АШТАСАХАСРИКА-СУТРА

    (санскр. ast a-sa–hasrika-su–tra, тиб. brkhyad stong pa mdo, shes rab kyi pha rol du phyin pa brkhyad stongs pa, «Сутра в 8 тысяч строк [о Совершенствовании мудрости]») — одна из самых ранних сутр Махаяны (I в. до н. э. — I в. н. э.) в 32 главах. «А.
  • АВАТАМСАКА-СУТРА

    (санскр. avatam saka-sutra, тиб. phal chen mdo, «Гирлянда сутр», полное название: «Буддха-аватамсака-сутра», или «Гирлянда сутр, украшающая Просветлённого») — собрание махаянских сутр, дополнивших доктрины Прадж
  • Брахма-Сутра

    э т о ведущий текст традиций Веданта в рамках индуизма. Эта работа, вероятно, была составлена во II-III вв., что, однако, нельзя утверждать с полной уверенностью. Эти тексты, приписываемые традицией нек
  • ГАНДА-ВЬЮХА-СУТРА

    (санскр. gan da-vyuha-sutra, тиб. sdong mo bkod pa mdo, возможный перевод: «Сутра распределения сторон света») — девятая часть махаянского собрания «Аватамсака» и одна из сутр непальского махаянского собрания на са
  • КАРАНДА-ВЬЮХА-СУТРА

    (санскр. karan da-vyuha-su–tra, тиб. za ma tog bkod pa mdo, Сутра, приводящая в порядок Корзину [текстов]) — древнее махаянское сочинение, переведённое на тибетский язык, по-видимому, ещё в VII в. при Тхонми Самбхоте, а на
  • ДХАРМА-ЧАКРА-ПРАВАРТАНА-СУТРА

    (санскр. dharma-cakra-pravartanasutra, пали dhamma-cakka-pavattana-sutta, тиб. chos kyikhor lo rab tu bskor baI mdo, Сутра о повороте Колеса Закона) — текст, существующий в нескольких версиях на каждом из основных языков древнего буддизма (па
  • ЛАНКА-АВАТАРА-СУТРА

    (санскр. lanka-avata–ra-su–tra, тиб. lang kar gshegs pai mdo, Сутра о нисхождении [Будды на остров] Ланка) — доктринальный текст махаянского буддизма, созданный, вероятно, в IV в. Сохранившийся санскритский оригинал со