ЛАНКА-АВАТАРА-СУТРА
"ЛАНКА-АВАТАРА-СУТРА"
(санскр. lanka-avata–ra-su–tra, тиб. lang kar gshegs pai mdo, Сутра о нисхождении [Будды на остров] Ланка) — доктринальный текст махаянского буддизма, созданный, вероятно, в IV в. Сохранившийся санскритский оригинал состоит из преимущественно прозаических, неравных по объёму девяти глав и десятой стихотворной (в 884 строфах). Первый китайский перевод выполнен в 443 г. с более ранней версии, он не полон и без последней главы. Наиболее полным стал третий перевод 700–704 гг. В сутре проповедуются главные учения Махаяны «второй волны», которые появились уже после цикла сутр Праджняпарамиты и легли в основу формирующейся второй школы Великой колесницы — йогачары. Сутра содержит беседы и проповеди Будды, спустившегося с небес в мистический замок царя подводных змее-драконов (нага), находящийся близ Ланки. Среди внимающих Будде были не только бодхисаттвы, архаты, но и многие мифологические персонажи древней Индии. Авторы cутры, соглашаясь с мадхьямиками относительно учения о пустотности (шуньята), дополнили целый ряд ранних доктрин Махаяны, такие как природа высшего состояния сознания Будды (буддхатва), Тела (кайя) Будды, количество «колесниц» буддизма, четыре вида нирваны, мировая иллюзия (майя), две истины: абсолютная и относительная (а также её формы) и др. Этим религиозно-философским проблемам были найдены иные решения в свете новых для Махаяны учений о «толькосознании» (читта-матра), его структуре, функциях, о «сознаниисокровищнице» (алая-виджняна), о «лоне Будды» (татхагата-гарбха) и т.д. Согласно «Л.-а.-с.» (II, 18), существует только сознание (или только нирвана), всё остальное иллюзия, проистекающая оттого, что в сознании-сокровищнице, или в алая-виджняне, возникает волнение, приводящее всё в движение и образующее миры с их объектами и субъектами. Обратный Путь к нирване есть Путь успокоения ума (манас), прекращение любых его проявлений, что возвратит сознанию его первоначальное чистое состояние невозмутимости и покоя. В этом смысле нирвана тождественна алая-виджняне. Главная идея Сутры состоит в том, что Истинносущий (Татхагата) пребывает во всех существах, а они пребывают в его лоне (татхагата-гарбха), и, следовательно, им всем доступно достижение состояния Будды (буддхатва). Ныне текст сутры чрезвычайно влиятелен особенно среди буддистов Восточной Азии, в том числе среди последователей чань/дзэн буддизма.