АМИТАЮР-ДХЬЯНА-СУТРА
"АМИТАЮР-ДХЬЯНА-СУТРА"
(санскр. «amita–yur-dhya–na-sutra», или «Сутра созерцания Будды Амитаюс») — текст махаянского буддизма, сохранившийся в переводе на китайском языке, выполненном индийским монахом Калаящасом в 424 г. Амитаюс (санскр. amita-a–yus, Будда беспредельной жизни) — особая ритуальная форма Будды Амитабхи, одного из пяти дхьяни-будд, имя которого упоминается в сутрах I–II вв. Культ же Амитаюса сформировался к IV в. В «А.-д.-с.» с вопросами к Будде Шакьямуни обращается Вайдехи — любимая спутница царя Аджаташатру. Она считает все небесные страны будд сияющими и чистыми, но надеется родиться вновь в «Чистой стране» блаженства (Сукхавати) Будды Амитаюса (Амитабхи) и просит Шакьямуни научить её «так сосредотачивать ум, чтобы обрести правильное видение этой страны». Будда советует Вайдехи, во-первых, неуклонно упражняться в тройственном благодеянии, т.е. творить благие дела телом, словом и умом. Во-вторых, принять прибежище в «Трёх драгоценностях» (Будда, Дхарма, Сангха) и соблюдать все нравственные заповеди. И, в-третьих, устремить весь ум на достижение Просветления, изучать и запоминать сутры Великой колесницы (Махаяны), а также побуждать других делать то же самое. Далее пространно и красочно излагается новая доктрина шестнадцати созерцаний (дхьяна), как бы взамен древнего буддийского учения о восьми созерцаниях: четыре видения миров в цвете и форме (рупа-дхату) и четыре мира вне цветов и форм (арупа-дхату). Каждое из ряда новых созерцаний является довольно сложной практикой. Только первое кажется простым и состоит в созерцании диска солнца — чистого и неко- лебимого восприятия умом этого единственного объекта. Второе созерцание — это создание умом серии картин (чем-то напоминающих кино) по превращению воды в лёд, льда в лазурит, лазурита в золотую восьмиконечную мандалу из тысячи драгоценностей, сияющих подобно миллиарду солнц, и т.д. Успешным это созерцание будет считаться в том случае, если сознанию откроются глубокие смыслы таких идей, как страдание, несуществование, непостоянство, отсутствие самости. Со следующего созерцания и силой сосредоточения (самадхи) уже начинается «строительство» Чистой страны блаженства. Обучение трём последним созерцаниям знаменует Просветление и рождение в нижних регионах Сукхавати. «А.-д.-с.», а также большая и малая «Сукхавати-вьюха» («Описание страны счастья») стали основными каноническими текстами китайской школы Чистой страны и японского амидаизма.