АВАТАМСАКА-СУТРА

Найдено 1 определение
"АВАТАМСАКА-СУТРА"
(санскр. avatam saka-sutra, тиб. phal chen mdo, «Гирлянда сутр», полное название: «Буддха-аватамсака-сутра», или «Гирлянда сутр, украшающая Просветлённого») — собрание махаянских сутр, дополнивших доктрины Праджня-парамиты новыми религиозными учениями и идеями. Впервые это собрание было переведено с санскрита на китайский язык индийцем Буддхабхадрой (359–429), а в конце VII и VIII вв. были осуществлены ещё два перевода. В VIII в. Сутру перевели с санскрита на тибетский язык (шесть томов Кангьюра). Эта коллекция, состоящая примерно из 22 сутр, имеет единую композицию. В 45 главах (в китайских версиях от 34 до 39) повествуется о девяти встречах Будды, прежде всего в облике Будды Вайрочаны, с бодхисаттвами и богами. Первая и последняя из них происходили в земных условиях, остальные же — на небесах. Тексты содержат описания миров будд (буддха-кшетра), мифические события, магические превращения и чудеса, а также гимны во славу будд и бодхисаттв. Наиболее известными и доктринально значимыми текстами собрания являются его самые ранние части (II в.) — «Даща-бхумика-сутра» («Сутра о десяти стадиях [духовного роста бодхисаттв]») и особенно «Ганда-вьюха-сутра» («Сутра, [представляющая] облачение [Будды] из цветов»), которая составляет 2/3 объема «А.-с.». Помимо уже известных по праджня-парамитским сутрам главных махаянских доктрин о 10 стадиях Пути бодхисаттв к Просветлению, о порождении в сострадательном уме воли к Просветлению (бодхи-читта-утпада) и др., в «А.-с.» провозглашаются учения об Абсолюте, который есть Будда и основа сущего (дхарма-дхату) — вселенная света без тени, или беспристрастное творение пустоты. Абсолют — это не столько то, о чем мы в состоянии думать и говорить (хотя и это тоже), сколько то, что нужно однажды увидеть внутренним взором, дарующим духовный опыт всеведения и Просветления. «А.-с.» (кит. «Хуаянь-цзин») — один из самых почитаемых текстов дальневосточного буддизма, который лег в основу китайской школы хуаянь-цзун, основанной Фа-цзаном (643–712) и получившей распространение в Корее (школа хваом), в Японии (школа кэгон-сю), а также оказавшей значительное влияние на чань/дзэн-буддизм. Особенность религиозной позиции школы состояла в том, что ее мыслители выступали с идеей единства учений мадхьямаки и йогачары.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.