АШТАСАХАСРИКА-СУТРА

Найдено 1 определение
"АШТАСАХАСРИКА-СУТРА"
(санскр. ast a-sa–hasrika-su–tra, тиб. brkhyad stong pa mdo, shes rab kyi pha rol du phyin pa brkhyad stongs pa, «Сутра в 8 тысяч строк [о Совершенствовании мудрости]») — одна из самых ранних сутр Махаяны (I в. до н. э. — I в. н. э.) в 32 главах. «А.-с.» содержит беседы Шакьямуни с его учениками (Субхути, Щарипутрой и др.), а также с богом Шакрой (Индрой). В этом тексте провозглашено учение о бодхисаттвах (см. Бодхисаттва), высшие из которых излучают беспредельное сострадание, совершенствуются в добродетелях, изучают праджняпарамиту и становятся буддами. Сутра проповедует о двух Телах Будды: Явленном в цвете и форме (рупа-кайя) и Теле Закона (дхарма-кайя). Тело Закона — это абсолютные истины, сообщаемые только праджня-парамитскими текстами, чистые дхармо-частицы Будды, коими познаётся пустотность (шуньята). Тело Закона — это сама пустотность или подлинная природа мироздания. Явленное же Тело Будды живёт, умирает, хранится в реликвариях (ступа). В сутре говорится об интуитивной мудрости (праджня) — главном, что нужно развивать бодхисаттвам, без неё другие практики (даяния, нравственности, терпимости, усердия и решимости, а также сосредоточения) слепы. Учение об иллюзорности (майя-вада) также относится к важнейшим в «А.-с.»: «Даже нирвана подобна мареву, сновидению», не говоря уж о вещах и явлениях. Мудрость состоит не только в восприятии мироздания и самого себя как сновидения, но и в умении созерцать пустотность (шуньята) — осознавать пустоту Тел Будды, его Учения, нирваны, сансары и т.д. Сутра предложила и новую систему ценностей, в которой помимо накопления добродетели и заслуг значимы и более конкретные вещи: благополучие, долголетие, здоровье.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.