КАРАНДА-ВЬЮХА-СУТРА

Найдено 1 определение
"КАРАНДА-ВЬЮХА-СУТРА"
(санскр. karan da-vyuha-su–tra, тиб. za ma tog bkod pa mdo, Сутра, приводящая в порядок Корзину [текстов]) — древнее махаянское сочинение, переведённое на тибетский язык, по-видимому, ещё в VII в. при Тхонми Самбхоте, а на китайский — в Х в. Текст посвящён почти исключительно Авалокитешваре, который являлся либо как Будда, либо в образе одного из индуистских богов — Брахмы, Индры, Шивы. Сам Будда Шакьямуни повествует о бесчисленных добродетелях, достоинствах и заслугах Авалокитешвары, вера в которого спасительна. Почитающие его обретают блаженство на небе Сукхавати и становятся бодхисаттвами в его свите. Среди прежних заслуг Авалокитешвары некоторые выглядят неожиданными для буддийского текста и свидетельствуют о значительном влиянии на него религиозных реалий индуизма и особенно кашмирского шиваизма. Так, во времена земного Будды Випащвина Авалокитешвара сотворил мир: «Из его глаз возникли луна и солнце, из его лба — Махещвара (Шива), из его плеч — Брахма и другие боги, из его сердца — Нараяна (Вишну), из его зубов — Сарасвати, из его рта – ветер, из его ступней — земля (дхарани), а из живота — Варуна». Затем он сказал Махещваре: «Ты должен стать Махещварой, когда наступит эпоха кали; ты должен называться Первым богом (Ади-дэва), творцом и создателем». Во времена земного Будды Сикхина Авалокитешвара принёс ему поздравления от Будды Амитабхи из Сукхавати — западной страны блаженства. В дальнейшем и до сих пор он приходит к существам различных стадий развития и всех уровней бытия вселенной в облике будд, архатов, индуистских богов, дабы проповедовать учение, обращая даже самых отъявленных грешников, асуров, ракшасов и др. В каждой поре тела Авалокитешвары находится мир, в котором пребывают те, кто знает его священную мантру: «Ом мани падме хум», и кто больше никогда не отправится странствовать в череде рождений сансары. «К.-в.-с.» наполнена мифологическим содержанием и рассказами о творимых Авалокитешварой чудесах. В ней совсем нет полемических пассажей, столь свойственных буддийским сутрам. Здесь авторы не спорят ни с индуистскими идеями, ни с джайнскими, ни с идеями буддийскими, проповедуемыми соперниками Махаяны.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.