КАМА-СУТРА
КАМА-СУТРА
др.-инд. сборник наставлений, относящихся к "искусству" любви, памятник гедонистич. и материалистич. мысли. К.-с. – древнейшее произведение распространенного в Индии жанра т.н. эротич. лит-ры, цель к-рой заключалась в том, чтобы определить место любви в жизни и преподать практич. советы, направленные на достижение объекта любовных желаний. Составление К.-с. приписывается врачу Ватсьяяне Маллинаге, жившему в 1-й пол. 1-го тысячелетия н.э., по-видимому в зап. Индии. К.-с. содержит около 1250 поучений, написанных стихотворным размером "шлока". Они составляют 7 частей, разделенных на 36 глав. В соответствии с принятыми во времена Ватсьяяны взглядами, в начале К.-с. излагается учение о трех гл. целях человеч. жизни: дхарме – моральном и религ. долге, артхе – материальных благах, выгоде и каме – любви, чувственном наслаждении. Их сочетание образовывало триединство (триварга), определявшее цели и идеалы каждого человека. В отличие от др. представителей этич. философии гедонизма, Ватсьяяна не преувеличивал значения третьего элемента триварги – камы – и признавал первостепенную важность дхармы, ибо "всегда важнее предшествующее: артха важнее, чем кама, поскольку последняя становится возможной с помощью артхи; а еще важнее дхарма, так как лишь она делает возможной артху". С другой стороны, примитивный и грубый гедонизм нек-рых направлений др.-инд. философии смягчается у Ватсьяяны подчеркиванием необходимости руководствоваться требованиями морального долга, самоконтроля и дисциплины, а также советами воспитывать чувства, упражняя их в 64 видах изящных иск-в. Гедонизм же в чистом виде может оказаться гибельным, что подтверждается рядом примеров, содержащихся в К.-с. Среди ряда др. тем в К.-с. рассматриваются история учения о каме, восходящего к легендарному Праджапати (свой труд Ватсьяяна рассматривает лишь как краткое изложение одного из трактатов по эротике, принадлежащего ученому Бабхравья); необходимость изучения науки о любви и способы ее изучения (в связи с этим излагаются сведения о жизни горожан); классификация женщин и мужчин с т. зр. возможности их участия в любовных наслаждениях; правила ухаживания и соблазнения. Следует отметить, что в К.-с. использованы достижения медицины, физиологии, анатомии, правоведения, астрологии, магии; в ней содержится целый ряд наблюдений и полезных советов. Все это делает К.-с. произведением энциклопедич. характера. Учение о каме в той или иной степени отразилось и в целом ряде др. сочинений др.-инд. литературы (как в трактатах, так и в художественных произведениях). Обычно К.-с. используется для характеристики материалистической школы чарваков. Известны три комментария к К.-с; среди них наиболее знаменито соч. Яшодхары "Джаямангала" (12 в.). Издания: Das K?mas?tram des V?tsy?yana. Die indische Ars Amatoria. Nebst dem vollst?ndigen Commentare (Jayamangal?) des Ya??dhara. Aus dem Sanskrit ?bers, und hrsg. von R. Schmidt, Lpz., 1894; The Kama Sutra of Vatsyayana. Love precepts of the brahmins, [Delhi, 19481; Le Kama Soutra. R?gles de l´amour de Vatyayana (Morale des brahmanes), trad, par E. Lamairesse, P., 1891. Лит.: Чаттерджи С., Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; Schmidt R., Beitr?ge zur indischen Erotik. Das Liebesleben des Sanskritvolkes, Lpz., 1902; его же, Liebe und Ehe im alten und modernen Indien, В., 1904; Renou L. et Filliozat J., L´Inde classique. Manuel des ?tudes indiennes, t. 2, P., 1953. В. Топоров. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.