Теософский словарь



Библиография: Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003. — 640 с. — (Великие посвященные).

Теософия (Греч. «бог» и «мудрость») – божественная мудрость, и в этом широком смысле – религиозная мудрость, мистическое богопознание, существовавшее уже в глубокой древности. Термин «теософия» относится ко второму веку н.э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах. Теософскими называют мистические учения XYI – XYIII вв. Я.Беме, Парацельса, Э.Сведенборга и др. Теософией называют (в частности Шеллинг) синтез мистического богопознания и рациональной философии. В более узком смысле теософия означает учение Е.П.Блаватской и ее последователей. Фундаментальные положения теософии (о единстве сущего, космической эволюции, семеричной природе человека, различии духа и души, о посмертных состояниях и перевоплощении и др.) опираются на древние философско – религиозные учения, главным образом веданту, буддизм, а также раннее христианство. Само учение предполагает два уровня: (экзотерический открытый для всех) и эзотерический (для посвященных). В 1875 г. по инициативе Блаватской и Г.Олькотта в Нью–Йорке было создано Теософическое общество, деятельность которого распространилась на многие страны мира (в нашей стране также существует Российское общество). Создатели его преследовали три цели: образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания; способствовать изучению арийских и других священных текстов мировых религий и других научных направлений; исследовать сокровенную сторону природы и непроявленные психические и духовные силы человека. В 1913 году из Теософического общества выделилось антропософское, которое возглавил Р.Штейнер.

1831