ШЕОЛ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ШЕОЛ
Евр.) Ад в еврейском Пантеоне; область неподвижности и
бездействия, в отличие от Геенны (см.).

Источник: Теософский словарь

Шеол
(Sheol). Промежуточное состояние, в к-рое попадают души умерших, в зависимости от того, какую жизнь они вели на земле. Существительное se 61 ("ад", "преисподняя") встречается 65 раз в ВЗ; большинство словарей этимологически возводят его к слову sa al ("спрашивать"), превращая, т.о., Шеол в место просьб о том, чтобы прислали больше мертвых с земли живых, вопрошаний о своей будущей судьбе, о милости. Некрые лингвисты предпочитают выводить значение $е 61 из sa "/("пустая ладонь"), полагая, что "шеол" означает "полость", "пустое место". Однако убедительного объяснения этимология не дает.
Слово "шеол" встречается чаще всего в писаниях (35 раз), а также семь раз в Торе и 19 раз в пророках. К-ром е того, Шеол упоминается 16 раз в псалмах и 17 раз в книгах премудрости. Поскольку в подавляющем числе случаев слово обнаруживается в поэтических текстах, к оценке его теологического содержания следует подходить с осторожностью. В каждом конкретном случае оно зависит от контекста. В ВЗ Шеол может принимать шесть разных значений.
(1) При уточняющих характеристиках Шеол  это место, откуда никто не может спастись (Пс 88:49). Оказавшись там, человек не может вернуться в царство живых (Иов 7:9; 17:1316). В Шеоле не трудятся, не размышляют, там нет знаний и мудрости (Еккл 9:10); никто не молится там Богу (Пс 6:6; 87:1012; Ис 38:18). В других отрывках само слово "шеол" не упоминается, но содержатся его описания как места тьмы (Иов 10:2122) и молчания (Пс 93:17; 113:25).
(2)Место, куда все люди попадают послесмерти. Фраза "спечалиюсойду... в преисподнюю" встречается четыре раза в Быт (37:35; 42:38; 44:29,31).
(3) Место, куда после смерти попадают грешники (Иов 21:13; 24:19; Пс 9:18; 30:18; 48:15). Давид молится о том, чтобы его враги попали в преисподнюю живыми (Пс 54:16). В Притч говорится, что "стопы " и дом блудницы ведут в преисподнюю(5:5; 7:27).
(4) Место, где спасаются праведники (Пс 48:15; 85:13; Притч 15:24). Более того, праведники недолго будут удерживаться в Шеоле, поскольку Бог освободит их оттуда (Ос 13:14; ср. 1 Кор 15:55). Он не оставит праведных в Шеоле (Пс 15:10).
(5) Место, находящееся под абсолютным владычеством Бога. Шеол открыт перед Богом (Притч 15:11; Иов 26:6), поскольку Он сам там пребывает (Пс 138:8). Никто не может скрыться от Бога в Шеоле (Ам 9:2), поскольку сам Бог приводит туда людей (1 Цар 2:6). Иов просит о возможности укрыться в Шеоле от гнева Божьего (Иов 14:13), хотя Моисей учит, что огонь гнева Божьего горит и в Шеоле (Втор 32:22).
(6) "Шеол" служит метафорой алчности (Авв 2:5; Притч 27:20; 30:16), убийства (Притч 1:12), ревности (Песн 8:6), жизненных трудностей (Пс 89:4), нахождения при смерти (2 Цар 22:6; Пс 17:5; 29:4; 114:3; Иона2:2), страшного греха (Ис 28:15,18; 57:9). В двух случаях пророки упоминают Шеол в связи с мифологическими воззрениями вавилонян (Ис 14:9,11,15) и египтян (Иез 32:21,27).
Из вышесказанного ясно следует, что слово "шеол" имеет в ВЗ разные значения. Вопреки мнению некрых исследователей, в.з. пророки и праведники обладали надеждой на загробную жизнь. Они полагали, что после смерти все попадают в Шеол. Праведники оттуда освобождаются; грешники остаются там навсегда. Поскольку в соответствующих библейских отрывках явно различаются конечные судьбы праведников и грешников, можно считать, что ВЗ не подтверждает ни общего учения о загробном мире, куда попадают души всех умерших, ни учения о том, что грешники погружаются в " сон души ".
Слово "шеол", переведенное на греч. как hades ("ад", "преисподняя"), встречается в Септ. 61 раз и в НЗ 10 раз. В евангелиях "преисподняя"  это место наказания (Мф 11:23; Лк 10:15); преисподняя (ад) не может одолеть Церковь (Мф 16:18). В Деян 2:2731 ап. Петр цитирует Пс 15:811, доказывая, что в ВЗ предсказано воскресение Иисуса из ада; из контекста ясно, что под "адом" он понимает гробницу, место физического распада тела. В посланиях " ад " не упоминается, однако в Откр это слово встречается три раза, вместе со словом thanatos ("смерть"): автор различает смерть (" могилу ") и ад, место наказания грешников.Т.о., н.з. концепция "ада", крый ассоциируется преимущественно с наказанием грешников, заметно сужается в сравнении с в.з.
Этот сдвиг очевиден даже в иудейских апокалиптических писаниях межзаветного периода: людям дается различная моральная оценка в преддверии Шеола (2 Варух 54:15). Более того, согласно многим апокалиптическим писаниям, окончательная посмертная судьба человека определяется во время его земной жизни (1 Енох; 2 Енох 62:2; 53:1). Другими словами, Шеол  место, гдечеловек обретает награду или наказание, как будет решено на Последнем суде (2 Езд 7:75 и дал.). В некрых писаниях даже говорится, что Шеол  последнее и окончательное место пребывания грешников (Юбил 7:29; 22:22; 24:31).
W. A. Van Gemeren (пер. Ю.Т.)
См. также: Обитель мертвых; Ад, Гадес; Переходное состояние.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • Преисподня (ад геенна шеол)

    Евреи, как и греки и римляне, полагали, что души всех умерших, расставшись с телом, спускаются в мрачное место – у евреев шеол (преисподняя для грешников) – и влачат там бездеятельное, безрадостное,