ЦЗИН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Цзин
кит.) – «экстракт», «сущность» (букв, «очищенный рис») – 1. Жизненная субстанция, заключающаяся в каждом живом существе. 2. Общее название оборотней. По народным преданиям, цвет Ц. никогда не меняется, несмотря на изменение облика.

Источник: Мифологический словарь

ЦЗИН
В народной мифологии общее название оборотней. Считается, что животные, прожившие на свете долгий срок (не менее 500 лет), могут по желанию превращаться в людей; отдельным животным — например, тигру, — чтобы перекинуться в человека, требуется не меньше тысячи лет.
Оборотням-цзин посвящено немало литературных произведений, самое известное из которых, пожалуй, — знаменитые «Странные истории из кабинета неудачника» Пу Сунлина.

Источник: Китайская мифология. Энциклопедия.

ЦЗИН
кит. — семя, а также дух, духовные силы, эссенция, утончение, тончайшее, семенное) — одна из самых специфических категорий китайской философии. Исходное значение цзин — «отборный, очищенный рис» («Лунь юй») — обрело два семантических полюса: «семя» (физическая эссенция) и «дух» (психическая эссенция). Т. о., цзин выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий.
В «Дао дэ цзине» цзин фигурирует как некая «эссенциальность» Вселенной, условие жизни. В «Гуань-цзы» цзин — это «утонченность пневмы», порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность: «Если [семя] распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи. Если же [оно] сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек». Там же «соединение осемененных пневм мужчин и женщин» рассматривается как условие рождения человека.
В «Си цы чжуани» (4 в. до н. э.) цзин — это рафинированная «пневма», которая может быть мужской и женской: «Мужское и женское [начала] связывают семя, и тьма вещей, видоизменяясь, рождается»; «осемененная пневма (цзин ци) образует вещи». В некоторых пассажах цзин означает дух, душу, разум: «Так благородный муж знает, какая вещь произойдет. Разве может кто-либо, не обладающий высшей разумностью (цзин) в Поднебесной, быть причастен к этому?»; «Разумное долженствование (цзин и) проникает в дух». В «Люй-ши чунь цю» «концентрация» «осемененной пневмы» объявляется источником существования форм живой и неживой природы, обусловливающим и развитие их лучших качеств: напр., рост растений, способность животных двигаться, игру самоцветов; она является также носителем красоты (и потому определяет существование блага) и носителем разумности (и потому обусловливает «просветленность [разума]»).
Согласно «Хуайнань-цзы», цзин в космологической и антропологической иерархии занимает срединное положение между «духом» и «пневмой», в космосе оно формирует солнце, луну, звезды, небесные ориентиры, гром, молнию, ветер и дождь, а в человеке — «пять внутренних органов», которые находятся в координации с внешними органами чувств. В одном из пассажей «Хуайнань-цзы» «осемененная (утонченная) пневма» объявляется присущей только человеку, тогда как животные состоят из «мутной пневмы».
А. И. Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия

ЦЗИН
3]. "Семя" ("семя/дух", "духовные силы", "эссенция", "утончение", "тончайшее", "семенное"). Одна из самых специфич. категорий кит. философии. Исходное значение Ц.- "отборный, очищенный рис" ("Лунь юй")-обрело два семантич. полюса: "семя" (физич. эссенция) и "дух" (психич. эссенция). Т.о., Ц. выражает идею непосредств. тождества сексуальной и психич. энергий. В "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.) Ц. фигурирует как некая "эссенциальность" Вселенной, условие жизни. В "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) Ц.- это "утонченность пневмы" (ци чжи Ц., см. Ци [1]), порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность: "Если [семя] распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи (гуй шэнь, см. Шэнь [1]). Если же [оно] сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек (шэн жэнь, см. Шэн [1])". Там же "соединение осемененных пневм (Ц. ци) мужчин и женщин" рассматривается как условие рождения человека. В "Си цы чжуани" (4 в. до н.э.) Ц.- это рафинированная "пневма", к-рая м.б. мужской (ян ци, нань ци) и женской (инь ци, нюй ци): "Мужское и женское [начала] связывают семя (гоу Ц.), и тьма вещей, видоизменяясь, рождается"; "Осемененная пневма (Ц. ци) образует вещи". В нек-рых пассажах Ц. означает дух, душу, разум: "Так благородный муж знает, какая вещь произойдет. Разве может кто-либо, не обладающий высшей разумностью (Ц.) в Поднебесной, быть причастен к этому?"; "Разумное долженствование (Ц. и) проникает в дух (шэнь [1])". В "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.) "концентрация" (цзи [5]) "осемененной пневмы" объявляется источником существования форм живой и неживой природы, обусловливающим и развитие их лучших качеств: напр., рост растений, способность животных двигаться, игру самоцветов; она является также носителем "красоты" (мэй) и потому определяет существование "блага" (лян), носителем "разумности" (чжи [1]) и потому обусловливает "просветленность [разума]" (мин [3]). Согласно "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), Ц. в космология, и антропология, иерархии занимает срединное положение между "духом" и "пневмой", в космосе оно формирует солнце, луну, звезды, космич. ориентиры (чэнь), гром, молнию, ветер и дождь, а в человеке - "пять внутр. органов" (у цзан), к-рые находятся в координации с внеш. органами чувств. В одном из пассажей "Хуайнань-цзы" "осемененная (утонченная) пневма" объявляется присущей только человеку, тогда как животные состоят из "мутной пневмы" (фань ци). Поскольку Ц.- квинтэссенция "пневмы", то оно может рассматриваться как ее особый вид. На графич. уровне данную связь выражает наличие общего элементами - "рис" у знаков Ц. и ци [1]. А.И. Кобзев Протодаос. концепции, особенно те, что выражены в "Хуайнань-цзы", сказались на содержании текста "Тай пин цзин" (1 - 2 вв.), во многом предопределившего теоретич. основы практики "достижения бессмертия" и продления жизни в средневек. даосизме. Согласно "Тай пин цзину", "пневма рождает семя, семя рождает дух, дух рождает просветленность [разума]". Эти начала объявлены "тремя пневмами" (сань ци); будучи слиты в "Одно" (и [2]), они составляют основу "духа" и одновременно "исконную пневму Неба, Земли и человека" (бэнь тянь ди жэнь чжи ци); "(Тот, кто] не позволит просветленности духа и осемененной пневме уйти и покинуть свое тело/личность (шэнь [2]), тот не [будет] знать старости, не [будет] знать смерти". Категория Ц. в даосизме стала обозначать одну из "пневменных" (ци [1]) субстанций, определенным образом локализованную в человеч. теле и обусловливающую преимущественно соматич. процессы - "жизненность" (мин [1]); осн. внимание уделялось проблемам перераспределения Ц. в организме, пополнения ее запасов и ее участия в "выплавлении" "духовной" (шэнь [1]) субстанции "бессмертного зародыша" (см. С янь сюэ, Гэ Хун, Тао Хунцзин, Чжан Бодуань). Даос, трактовки Ц. оказали значительное влияние на становление классич. теории кит. медицины. В конф. филос. проблематике категория Ц. занимала менее важное место. Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) ввел Ц. в универсальную систему корреляций с силами инь ян, однозначно отнеся ее к "пневме ян" (ян ци). В приписываемой Цзэн-цзы (5 в. до н.э.) версии "Ли цзи" ("Да Дай ли цзи", см. Дай Шэн) допускалась причастность Ц. и к "пневме ян", и к "пневме инь": в первом случае "осемененная пневма" относилась к "духу" -шэнь [1], во втором - к "духу" -лин. Ван Чун (1 в.) определил "осемененную пневму" как причину человеч. жизни - ее утрата означает смерть, а Ц.- как источник психич. деятельности и сознания: оно обусловливает возможность ощущать и мыслить. Кун Инда (кон. 6 - 7 в.) допускал отнесение Ц. и к инь, и к ян. Эту трактовку воспринял Чжу Чжэнь (кон. 11 - нач. 12 в.), определивший Ц. как воплощение инь ян, а "пневму" - как субстантивацию закономерностей "пяти элементов" (у син [1]); "концентрация" (цзюй) "пневмы" образует Ц., а "концентрация" Ц.- вещи. Ян Ваньли (12 - нач. 13 в.) в своих натурфилос. построениях использовал тезис об образовании вещей "осемененной пневмой", применив метафору образования льда из воды и снега из дождя. Ван Тинсян (кон. 15-16 в.), отрицая версию Чжу Си (12 в.) об онтологич. первичности "принципа" (ли [1]) по отношению к "пневме", акцентировал идущий от Чжан Цзая тезис о "пустотности" (сюй, сюй кун) как "пневме": "концентрация осемененной пневмы" образует вещи - жизнь, "возвращение" в "пустотность" -смерть. Гу Яньу (17 в.) связал образование вещей "осемененной пневмой" и их переход в состояние "изменений, творимых странствующими душами-хунь" (см. Хунь по), т.е. в потусторонний мир, с проблемой "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия" (см. Ю - у), акцентировав тезис Чжан Цзая о неуничтожимости "пневмы". Дай Чжэнь (18 в.) сделал упор на психогносеологич. роль "осемененной пневмы", к-рая, "пронизывая" человека, обусловливает его способность "знать и ощущать" (чжи цзюэ), Хун Лянцзи (19 в.) именовал "осемененную пневму" "отцом", а "телесную сущность" (син чжи)- "матерью" человека: их соединение дает жизнь, а со смертью "осемененная пневма возвращается к Небу", "телесная сущность" - к Земле. Чжан Тайянь (19 - нач. 20 в.) предпринял попытку связать зап. естественно-науч. взгляды с традиц. концепцией "образования вещей осемененной пневмой", отождествив Ц. ци с материей, тезис о "возвращении осемененной пневмы к Небу" - с фактом существования воздуха и постулировав независимость "разума" от "пневмы". А.Г. Юркевич *Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 34, 46, 54, 56; Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнань-цзы", II в. до н.э.). М., 1979. С. 53 - 8; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 159 - 68; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 32 - 8; см. также лит-ру к ст. Ци [1], Сянь сюэ.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
298.61 кб

Философско-мировоззренческие установки даосизма в памятниках китайской культуры «Дао-дэ цзин» и «Чжу

Ван Цзянь
Рассматриваются мировоззренческие позиции даосизма, представленные Лао-цзы в «Дао-дэ-цзине» и Чжуан-цзы в «Чжуан-цзы», через категории всеобщность, первозданность и совершенствование.
Читать PDF
163.22 кб

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

Чибисов Тимофей Павлович
Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.
Читать PDF
507.60 кб

Слабость, мягкость и уступчивость в трактате Дао дэ цзин

Зиганьшин Ринат Махмутович
Статья посвящена таким даосским категориям как слабость, мягкость и уступчивость, которые являются главным средством достижения успеха в делах государственного управления, а также в военном и боевом искусстве.
Читать PDF
12.31 мб

Диалог как философская концепция в "Дао Дэ Цзин"

Корягина Татьяна Олеговна
Статья посвящена комплексному исследованию проблемы диалога как философской концепции восточной культуры на примере древнекитайского трактата Лао Цзы «Дао Дэ Цзин».

Похожие термины:

  • БАО ЦЗИН-ЯНЬ

    3 - 4 в. Даос, философ. Единств, источником, в к-ром он упоминается, является гл. 48 трактата Гэ Хуна (3 - 4 вв.) "Баопу-цзы", содержащая изложение учения Б.Ц. и развернутую критику его идей. Существует предпо
  • ЦИ ЦЗИН

    Семь канонов", "Семиканоние", "Семикнижие". 1. Обозначение комплекса канонич. книг конфуцианства, считавшихся в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э. - нач. 3 в. н.э.) выражением доктрины "правления [на основе] сынов
  • ДА ЦЗАН ЦЗИН

    Великое хранилище сутр" ("Великий буд. канон", "Кит. буд. канон", "Кит. трипитака"), или "И це цзин" ("Все сутры"). Кит. название собр. буд. канонич. текстов - "Трипитаки" (см. Буддизм ). В отличие от др. варианто
  • ЦЗИН ЦЗИ

    Гармонизация и вспомоществование". Фундамент, понятие традиц. кит. социально-политич. мысли. Первая составная часть бинома Ц.ц. - многозначный иероглиф цзин [1] в данном контексте подразумевает упор
  • ЛЮ Цзу Тань Цзин

    Сутра помоста шестого патриарха". Известна также под назв. "Сутра Хуэйнэна" ("Хуэйнэн цзин"). Один из осн. канонич. текстов буд. Чань школы, излагающий центр. положения философско-психологич. учения юж
  • ЦЗЮ ЦЗИН

    Девять канонов", "Девятиканоние", "Девятикнижие". 1. Набор канонич. книг конфуцианства, в эпоху Тан (7 - нач. 10 в.) входивший в программу гос. экзаменов на ученые степени, к-рые давали право на занятие чин
  • ДАО-ДЕ-ЦЗИН

    каноническая книга о Дао и Дэ) – основополагающий трактат философии даосизма, автором которого считается Лао-цзы.  
  • ФА-ХУАН-ЦЗИН

    Кит.) Китайский труд по Космогонии.
  • И-ЦЗИН

    Кит.) Древнекитайский труд, писавшийся поколениями мудрецов.
  • СЯО ЦЗИН

    Канон сыновней почтительности») — памятник китайской философской мысли, один из канонических текстов конфуцианства. См. ст. Сяо ти.
  • ХУАН-ДИ НЭЙ ЦЗИН

    Канон Желтого императора о внутреннем", или "Нэй цзин" ("Канон о внутреннем"). Древнейший кит. теоретич. трактат по медицине (3 - 2 или 2 - 1 вв. до н.э.). Впервые упоминается в библиографии, разд. "Хань шу" (1 в
  • ШИ ЭР ЦЗИН

    Двенадцать канонов", "Двенадцатиканоние", "Двенадцатикнижие". 1. Термин из гл. "Тянь дао" ("Небесное дао") протодаос. Памятника "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.). Лу Дэмин (6 - нач. 7 в.) предполагал у него три значе
  • ЦЗИН ФАН

    1. Каноновед-ицзинист (см. "Чжоу и") 1 в. до н.э. Апологет учения Лянцю Хэ. Учился у Ян Хэ. Был советником 1-го (да дафу) и 2-го (чжун дафу) рангов, наместником (тайшоу) окр. Цицюнь. Учение самого Ц.Ф. распростр
  • ИНЬ ФУ ЦЗИН

    Хуан-ди инь фу цзин» — «Канон тайного амулета Хуан-ди», или «Книга о единении сокрытого, написанная] Хуан-ди») — входящее в даосский канон во многих версиях (не менее 20) произведение, которое считаю
  • ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН

    Канон гор и морей", "Каталог гор и морей". Анонимный памятник предположительно кон. 3 - нач. 2 в. до н.э. Традиционно считается произв., объединяющим разновременные пласты как положительных знаний - по о
  • ЛЮ ЦЗИН

    Шесть канонов", "Шестиканоние", "Шестикнижие". Обозначение шести канонич. памятников конфуцианства: "Ши [цзин]" ("(Канон] песен"), "Шу [цзин]" ("[Канон историч.] писаний"), "Ли [цзи]" ("[Записки о] правилах благо
  • У-ЦЗИН

    классическое конфуцианское пятикнижие. Включает в себя “И-цзин” (Книга перемен), “Ши-цзин” (Книга песен), “Шу-цзин” (Книга истории), Ли-цзы” (Книга обрядов), “Чун-цю” (Книга весны и осени).  
  • ДУН-ЦЗИН

    кит. движение—покой) — одна из основных категориальных оппозиций по модели чнь ян в китайской философии. В «Дао дэ цзине» «движением (подвижностью, действием—лун) дао» объявлена «возвратность» (
  • ТАЙ ПИН ЦЗИН

    Канон Великого равновесия») — один из ранних даосских текстов. Время составления и авторство неизвестны. Считается, что существовало по крайней мере три версии «Тай пин цзина», самая ранняя из кот
  • ШИ САНЬ ЦЗИН

    Тринадцатиканоние») — собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (кон. 2-го— кон. 1-го тысячелетия до н. э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. о