ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН
ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН
Канон гор и морей", "Каталог гор и морей". Анонимный памятник предположительно кон. 3 - нач. 2 в. до н.э. Традиционно считается произв., объединяющим разновременные пласты как положительных знаний - по описательной географии, ландшафтоведению, зоогеографии, ботанич. географии, минералогии, этнографич. географии, космологии, медицине, так и мифологии и верований. Известен в редакции Го Пу (кон. 3 - нач. 4 в.). Состоит из 18 цзюаней ("свитков"), объединенных в два разд.: "Канон гор" ("Шань цзин"), или "Канон Пяти сокровенных [гор]" ("У цзан цзин") в пяти цзюанях и "Канон морей" ("Хай цзин") в 13 цзюанях. Впервые упоминается в "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) и в библиографич. разд. "Ханъ шу" ("История дин. Хань", 1 в.). По преданию, "Ш.х.ц." был выгравирован на свящ. сосудах Бои - помощником "совершенномудрого" (шэн [1]) полумифич. правителя древности Юя (кон. 23 - нач. 22 в. до н.э.). Для "Канона морей" характерны многочисленные генеалогии, отражающие тенденцию к созданию общекит. пантеона богов и предков. В нек-рых книгах "Канона гор" отмечаются культовые центры, их боги, фрагментарно сообщаются мифы о богах и предках. Те герои, к-рые в "Шу цзине" выступают в качестве историч. деятелей - мудрых правителей древности, в "Ш.х.ц." предстают богами или культурными героями. Почти все сюжеты "Шу цзина" находят аналогии в мифах, сообщаемых в "Ш.х.ц.". Генеалогич. систематизации "Ш.х.ц." противостоят отбору предков-героев "Шу цзина". Напр., мельком упоминаются "совершенно-мудрые" Яо, Шунь и Юй, зато возглавляют генеалогич. ряды великих предков либо популярный в даос, традиции "Желтый император" - Хуан-ди, либо не встречающийся в др. источниках "Предок-государь" (Ди-цзюнь). Многие данные "Ш.х.ц." перекликаются с "Тянь вэнь" Цюй Юаня (4 - нач. 3 в. до н.э.), "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.) и "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.). Существует мнение, что в "Ш.х.ц." зашифрованы карта звездного неба и система календарного счисления. Высказываются также предположения о том, что географич. описания "Ш.х.ц." относятся не только к Китаю, но и к др. р-нам мира (напр., Южн. Америке). *Каталог гор и морей (Ш.х.ц.). Предисл., пер. и коммент. Э.М. Яншиной. М., 1977; **Кухтина Е.В. "Ш.х.ц.": нек-рые проблемы структуры и типологии текста // 13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982; Лихтман В.В. Пространственные текстологич. структуры ("Ш.х.ц." и "Ши цзина") // 18-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1987; Голыгина К.И. Обрядовый календарь - "шаманская" книга в лит-ре // 25-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1994; Ее же. Великий предел. М., 1994.