ИНЬ ФУ ЦЗИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ИНЬ ФУ ЦЗИН»
Хуан-ди инь фу цзин» — «Канон тайного амулета Хуан-ди», или «Книга о единении сокрытого, написанная] Хуан-ди») — входящее в даосский канон во многих версиях (не менее 20) произведение, которое считают учебным пособием по даосской технике «питания жизни» (ян шэн). Этот небольшой (около 400 иероглифов) текст в одной книге (цзюань) в трех главах (пянь) впервые упоминается в «Синь Тан шу. И вэнь чжи» (ок. 1044—60), но ни время составления, ни авторство неизвестны; полагают, что он был записан в период Северных Династий (386—534). Некоторые исследователи называют в качестве автора одного из танских комментаторов текста — Ли Цюаня (8 в.). Основное содержание — наставления по технике приведения в соответствие всех устремлений ума-сердца с небесно-природным законом дао, что в конечном счете ведет к искомому долголетию. Наиболее оригинальной в учении «Инь фу цзина» представляется интерпретация взаимоотношений трех агентов мироздания — неба, земли и человека. «Небо-земля грабительски пользуются всеми вещами-явлениями, вещи-явления — грабительски пользуются человеком, и человек так же грабительски пользуется всеми вещами» («Инь фу цзин», 2.2). Из этого следует, что ради достижения успеха необходимо учитывать реальные природные (космические) процессы, выражающиеся в действии «пяти стихий» (у cm), с тем чтобы неизменно и ловко обращать их себе на пользу. Хотя «Инь фу цзин» считается, наряду с «Дао дэ цзшюм» и «Чжуан-нзы», важнейшим текстом традиции философствования в даосском стиле, он оказал серьезное влияние на учение о ли-принципе (ли сюэ) сунскихфилософов-неоконфуцианцев Чжоу Дуньи, ЧэнИя Чжу Си, за что был подвергнут уничижительной критике другим известным неоконфуцианцем, Хуан Чжэнем (1213—80). «Инь фу цзин» многократно комментировался, в т. ч. и в качестве пособия по алхимии.
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

ИНЬ ФУ ЦЗИН
Канон (кн.) тайных (сокрытых) знаков". Один из осн. даос, канонич. текстов. Считался в средневек. даосизме не менее авторитетным, чем "Дао дэ цзин". "И.ф.ц." оказал также влияние на формирование нсоконфуцианства. Один из его основоположников, Чжу Си (12 в.), не только высоко оценил "И.ф.ц.", но и прокомментировал его. По традиции авторство приписывается мифич. императору Хуан-ди ("Желтый император"), "основателю" кит. цивилизации. Автором заключит, части трактата и первым его комментатором считается легендарный полководец и мудрец Цзян Тайгун (12 в. до н.э.). Первое упоминание об "И.ф.ц." содержится в "Ши цзи" Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.). Согласно ему, изучение "И.ф.ц." позволило древнему дипломату Су Циню обрести высшую гос. мудрость. Совр. текст якобы был найден в горной пещере даосом Ли Цюанем (8 в.), написавшим коммент. к нему. Не исключено, что Ли Цюань и является его автором. Осн. содержание этого небольшого (ок. 400 иероглифов) текста, разделенного на три части, посвящено учению о единстве мира, в к-ром все сущее взаимосвязано и каждая вещь существует за счет всего целого, как бы "обкрадывая" его. Так, "пять элементов" (у син [1]) называются в тексте "пятью ворами" (у цзэй). Мудрец, постигая взаимозависимость всего сущего и используя ее в своих целях, обретает совершенство и бессмертие. Данная установка позволяет рассматривать "И.ф.ц." как трактат по методологии алхимии (см. Сянь сюэ) и др. видов даос, религ. практики. Нек-рые фрагменты "И.ф.ц." содержат военную лексику, что делает его внешне похожим на соч. по стратегии, однако эта терминология. применена для обоснования и описания даос, практики. В собр. даос, текстов "Дао цзан" помимо самого "И.ф.ц." содержится ок. 20 коммент. к нему, большая часть к-рых относится к пер. правления дин. Сун (960 - 1279). **Маракуев А.В. Инь-фу-цзин- страничка истории кит. философии // Ученые записки Томского педагогич. ин-та. Т. 3. Томск, 1946; Торчинов Е.Л. Даос, философия в памятниках религ. даосизма (на материале "Иньфу цзина" и "Глав о прозрении истины" Чжан Бодуаня) // Социально-филос. аспекты критики религии. Л., 1985. Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь