ДАО-ДЕ-ЦЗИН

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДАО ДЭ ЦЗИН
каноническая книга о Дао и Дэ) – основополагающий трактат философии даосизма, автором которого считается Лао-цзы.  

Источник: Религиоведческий словарь

«ДАО ДЭ ЦЗИН»
Каноническая книга о дао и дэ»), иначе «Лао- цзы» («Книга учителя Лао»), основополагающий трактат филос. даосизма. Согласно традиции, автором его был полулегендарный мыслитель Лао-цзы (отсюда второе назв. книги), будто бы живший в 6 в. до н.э., ранее Конфуция, почитаемый как основатель даосизма. Ученые предполагают, что трактат был составлен в 4-3 вв. до н. э. последователями Лао-цзы, сохранившими его гл. положения и прежде всего - учение о дао и дэ - проявлении дао. Это учение было развило затем в «Чжуан-цзы» («Трактате учителя Чжуана», нек-рые ученые считают «Чжуан-цзы» предшественником «Лао-цзы»). Трактат сыграл огромную роль в истории кит. философии; св. 60 раз переводился на еврол. языки, в т. ч. на русский.

Источник: Советский философский словарь

ДАО-ДЕ-ЦЗИН
Кит.) Букв., "Книга о Совершенстве Природы",
написанная великим философом Лао-цзы. Это своего рода Космогония,
включающая все основные доктрины Эзотерического Космогенезиса.
Так, он говорит, что в начале не было ничего, одно только
беспредельное и бесконечное Пространство. Все, что живет и
существует, было рождено в нем, от "Принципа, который существует
Сам по Себе, развивая Себя из Себя", т.е. от Свабхавата. Так как
имя его неизвестно и сущность непостижима философы назвали это
Дао (Анима Мунди), несотворенная, нерожденная и вечная энергия
природы, проявляющаяся периодически. Природа, также как и
человек, достигает чистоты, достигает и покоя, и тогда все
становится единым с Дао, что есть источник всего блаженства и
счастья. Как в индусской и буддийской философии, подобная чистота
и блаженство, и бессмертие может быть достигнуто лишь через
осуществление добродетели и абсолютного спокойствия нашего
земного духа; человеческий ум должен управлять и, в конце концов,
побороть и даже уничтожить бурную деятельность физической природы
человека; и чем раньше он достигнет необходимой степени
нравственной чистоты, тем счастливее он будет себя чувствовать.
(См. "Annales du Musee Guinet", тт. XI и XII; д-р Грут, "Etudes
sur la Religion des Chinois".) Как выразился известный китаист
Потье: "Человеческая Мудрость никогда не применяла язык более
святой и глубокий".

Источник: Теософский словарь

«ДАО ДЭ ЦЗИН» («Канон дао и дэ»)
памятник древнекитайской мысли, авторство которого традицией приписывается патриарху философствующих в даосском стиле — Даоцзы. «Дао дэ цзин»—один из немногих бесспорно аутентичных памятников древнекитайской мысли, что подтверждено археологическими находками в районе Мавандуй (провинция Хунань). Обнаруженные здесь в 1973 две версии текста памятника, записанные на шелку, датируются соответственно рубежом 3—2 в. до н. э. и 194—180 до н. э. «Дао дэ цзин» — самое известное в мире произведение традиционной китайской культуры. Для западного сознания содержание «Дао дэ цзина» особенно актуализировалось в 1960-е гг., когда он был прочитан как универсальный манифест «антисистемных» (анархических) настроений, призывающий к решительному разрыву с навязываемой индивиду «репрессивной» культурой. При этом то, что под «культурой» (вэнь) подразумевалась конфуцианская мораль и ее адекватное символическое представление—нормативный ритуал (ли-благопристойность), оказалось не столь важным. Антиконфуцианский пафос даосов экстраполировался на все общественные условности, а в призывах возвратиться к простым и естественным отношениям условной деревенской идиллии («Дао дэ цзин», 80) легко опознавался китайский вариант руссоизма и вытекающих из него романтических устремлений, реализовавшихся в движении хиппи, массовом «паломничестве» в страны Востока, увлечении психоделиками и т. д. «Утопическая» тема действительно присуща «Дао дэ цзину», что, вероятно, делало его и в самом Китае на протяжении веков исключительно привлекательным как для различного рода социальных реформаторов и мятежников, так и для склонных к затворничеству и интроспекции поэтов, художников и философов. В нем находили глубокое содержание натурфилософы и алхимики, а фигура его «титульного» автора, Лао-цзы, приобрела необычайную популярность в т. н. «народной религии» Китая в качестве едва ли не основного объекта поклонения.
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

ДАО ДЭ ЦЗИН
Канонич. книга о дао и да", "Канон дао и дэ", или "Лао-цзы"- памятник древнекит. филос. мысли, приписываемый полулегендарному мыслителю Лао-цзы; основополагающий даос. трактат. По традиции относится к 6 - 5 вв. до н.э., однако совр. наука считает более достоверной датировкой 4 - 3 вв. до н.э. Согласно преданию, "Д.д.ц." был написан Лао-цзы во время его путешествия на запад по просьбе нач-ка погранич. заставы Инь Си. Совр. текст "Д.д.ц." состоит из 81 гл. и насчитывает 5 тыс. иероглифов. Трактат разделен на две части - "Дао цзин" ("Книга о дао") и "Дэ цзин" ("Книга о дэ"), хотя существенных различий в их содержании нет. Канонич. композиция текста относится, видимо, ко 2 - 1 вв. до н.э., т.к. найденные в 70-е гг. 20 в. в КНР (Чанша, Мавандуй) древние рукописи "Д.д.ц." отличаются иным членением на главы, нек-рые - названием текста ("Дэ дао цзин"). Написан "Д.д.ц." ритмизованной прозой, в значит, степени рифмованной. Во 2 в. до н.э. начинается комментирование памятника. Классич. образцы коммент. принадлежат анонимному "Старцу с речного берега" (Хэшан-гун, 2 в. до н.э.) и философу школы сюань сюэ Ван Би (3 в.). В Дуньхуане (пров. Ганьсу) экспедицией под руководством П. Лельо (1906 - 8) обнаружен ортодокс, коммент. к "Д.д.ц." даос, школы "Небесных наставников" (Тяньши [дао], см. Чжэнъи /дао]): "Лао-цзы сян эр чжу" (или "Сян эр"), отражающий религ. восприятие текста в качестве книги откровения. Этот коммент. приписывается 3-му "Небесному наставнику" Чжан Лу (2 - 3 вв.), но возможно, что он создан раньше. Среди коммент., принадлежащих представителям творческой интеллигенции, испытывавшим влияние даосизма, выделяется текст великого поэта средневек. Китая Су Ши (Су Дунпо, 11 в.). В центре учения "Д.д.ц."- фундаментальные для всей классич. кит. мысли категории дао ч дэ [1]. Особенностью учения "Д.д.ц." является концепция "двух дао" - "безымянного" (у мин [1]), порождающего космос, и "именуемого" (ю мин), создающего конкр. вещи. Дао ("путь") и дэ [1] ("благодать", "благая сила", "добродетель") соотносятся как порождающий и пестующий порожденное принципы. Для "Д.д.ц." характерны свойственный классич. кит. философии натурализм и элементы примитивной диалектики, реализующиеся в учении о взаимопревращении, взаимообусловленности и взаимопорождении противоположностей: "наличия и отсутствия" (см. Ю - у), "легкого и тяжелого" (цин - чжун) "движения и покоя" (дун - цзин) и т.п. Значит. место уделяется категории "недеяние" (у вэй [1], см. Вэй [1]), под к-рым понимается отсутствие произвольной целеполагающей активности субъекта, противоречащей спонтанной "естественности" (цзы жань) дао, равно как и порожденной им природы. У вэй [1] является также осн. принципом орг-ции совершенного об-ва. В "Д.д.ц." подчеркивается роль "совершенномудрого" (см. Шэн [1]) монарха в осуществлении "недеяния" и "упорядочении Поднебесной", что делает возможным предположение о первонач. предназначении этого текста как руководства правителю по управлению гос-вом на основе философии дао и дэ [ 11. Социальный идеал "Д.д.ц." - маленькая патриархальная страна, максимально обособленная от др. аналогич. образований. В тексте высоко оценивается простота и безыскусственность древности, противопоставляемые конф. этике, осн. на иерархии и "ритуале" (ли [2]). Ряд фрагментов "Д.д.ц." содержит намеки на идею продления жизни, обретения бессмертия и неуязвимости посредством причастности к дао, получившую развитие в позднем даосизме. С ними связано представление о дао как о субстантивированной закономерности и порождающем принципе сущего. В ряде фрагментов "Д.д.ц." дао уподобляется женскому началу ("сокровенная самка" - сюань пинь, "мать Поднебесной" - Тянь ся чжи му), к к-рому следует стремиться, уподобляясь младенцу. "Д.д.ц." оказал сильное влияние на развитие не только даосизма, но и всей классич. кит. философии. Образы памятника активно использовались писателями, поэтами, художниками древнего и средневек. Китая. Учение "Д.д.ц." имело отклики в зап. и рус. культуре (Г. Торо в США, Л.Н. Толстой в России и др.). *Лао-цзы чжу ("Лао-цзы" с коммент.). Д.д.ц. // ЧЦЦЧ. Шанхай, 1954; Чжан И. Лао-цзы байхуа цзинь ши ("Лао-цзы" с совр. пер. на байхуа). Пекин, 1992; Лао Си, Тао-текинг, или Писание о нравственности. Пер. с кит. проф. ун-та в Киото Д.П. Кониси. М., 1913; Ян Хин-Шун. Древнекит. философ Лао-цзы и его учение. М.- Л., 1950; Д.д.ц. (пер. и вступ. ст. Ян Хиншуна) // Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972; Д.д.ц. (опыт стихотворного пер. Валерия Перелешина) // ПДВ. 1990. №3; Д.д.ц. (пер. И.С. Лисевича) // ИЛ. 1992. №1; Valley A. The Way and Its Power. N.Y., 1958; Strauss V. von. Lao-tse. Tao Те king. Z., 1959; Legge J. The Texts of Taoism. Pt 1, 2. N.Y., 1962; Lau D.C. Tao te ching. Baltimore, 1963; Lin P.J. A Translation of Lao Tzus Tao te ching and Wang Pis Commentary. Ann Arb., 1977; MairV.H. Tao te ching. N.Y., 1990; La/argue M. The Tao of the Tao te ching. A Translation and Commentary. N.Y., 1992; **Горохова Г.Э. Универсализм раннего даосизма // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Мялль Л.Э. К пониманию "Дао-Дэ цзи-на" // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. №558. Труды по востоковедению. Тарту, 1980. №6; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993; Янь Линфэн. Лао Чжуан яньцзю (Исслед. "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы"). Сянган, 1959; Ван Хуай. Лао-цзы тань и (Объяснение смысла "Лао-цзы"). Тайбэй, 1965; Ху Чжэфу. Лао Чжуан чжэсюэ (Философия "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы"). Тайбэй, 1973; KaltenmarkM. Lao Tzu and Taoism. Stanf., 1965; Peerenboom R.P. Law and Morality in Ancient China. The Silk Manuscripts of Huang - Lao. N.Y., 1993. E.A. Терминов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь