БАО ЦЗИН-ЯНЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БАО ЦЗИН-ЯНЬ

3 - 4 в. Даос, философ. Единств, источником, в к-ром он упоминается, является гл. 48 трактата Гэ Хуна (3 - 4 вв.) "Баопу-цзы", содержащая изложение учения Б.Ц. и развернутую критику его идей. Существует предположение, что Б.Ц. - персонаж, вымышленный Гэ Хуном в полемич. целях. Развивая социальную утопию раннего даосизма, Б.Ц. довел ее до логич. завершения, создав "учение о безвластии" (у цзюнь лунь). Он отрицал естественность и правомерность существования гос-ва, социального и имуществ. неравенства, эксплуатации, считая, что все эти ин-ты и нормы появились в результате извращения естеств. принципов поведения и отступления от дао, Б. Ц. был единств, из философов древнего и средневек. Китая, отрицавшим монархию и необходимость в правителе. Его идеалом была мифич. древность, когда все люди жили в единстве с природой, без гос-ва, собственности и угнетения. Последние, согласно Б. Ц., возникают после утраты дао, когда хитроумные и сильные обманом и принуждением заставляют работать на себя простодушных и слабых. Резкой критике Б. Ц. подвергал войны и образ жизни господствующих классов. Социальное учение Б. Ц. представляет собой наиболее радикальное выражение даос, доктрин "недеяния" (у вэй [1], см. Нэп [1]) и "естественности" (цзы жань). **Торпинов Е.А. Древнекит. вольнодумец Б. Ц. // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1981; См. также лит-ру к ст. Гэ Хун. Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

БАО ЦЗИН-ЯНЬ
китайский философ-материалист и гуманист 3 в. Произведения Б. Ц.-я. утеряны; единств. источником изучения его филос. системы является книга Гэ Хуна "Бао-пу-цзы", в к-рой имеется спец. глава, посвященная Б. Ц.-я., – "Цзе-Бао-пянь" ("Осуждение Бао"). Политич. и филос. взгляды Б. Ц.-я. сложились под влиянием крестьянских восстаний в Китае в последние годы правления династии Вост. Хань. В своих произведениях Б. Ц.-я. выступал с критикой отношений господства и подчинения, сравнивая носителей феод. гнета с хищниками: морской выдрой, поедающей рыбу, коршуном, к-рый душит мелкую птицу, и т.д. Критикуя феод. порядки, Б. Ц.-я. в то же время рисует идеал общества, в к-ром нет классов, войн, господства одного человека над другим. В этом идеальном мире все люди трудятся, никто не может брать себе больше того, что ему положено, поэтому между людьми нет борьбы ради личного обогащения и наживы. Утопич. идеи Б. Ц.-я. тесно связаны с его материализмом и атеизмом. Согласно Б. Ц.-я., мир возникает и развивается путем изменений и превращений взаимнопротиворечивых сил "инь" и "ян". Все вещи существуют объективно, независимо ни от какой духовной силы. Б. Ц.-я. отрицал существование всевышнего (бога – "шанди"), отвергал положение о том, что бог установил сословия в обществе и тем самым "определил" судьбу простого народа. Развивая эти идеи, Б. Ц.-я. разработал материалистич. учение в духе гуманизма. Лит.: Xоу Вайлу, Социальные утопии древнего и средневекового Китая, пер. с кит., "Вопр. философии", 1959, No 9; Xоу Вай-лу и др., Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 3, Пекин. 1957, гл. 8; Чжан Кай-вэнь. Ян Чао, Ли Сюэ-цинь, Чжунго лидай датун лисян (История китайских социальных утопий), Пекин, 1959. Хоу Вай-лу. Китай.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.