ЦЗИН ЦЗИ

Найдено 1 определение
ЦЗИН ЦЗИ
Гармонизация и вспомоществование". Фундамент, понятие традиц. кит. социально-политич. мысли. Первая составная часть бинома Ц.ц. - многозначный иероглиф цзин [1] в данном контексте подразумевает упорядочение посредством "основы и утка" (см. Цзин вэй), а все сочетание трактуется как стяжение от цзин ши цзи у ("упорядочение-гармонизация мира и [тем самым] вспомоществование вещам" (т.е. всему сущему, см. У [3]). Здесь выражена трактовка любого творчества в традиц. кит. культуре как некоего подключения к космич. эволюции через личность мудреца (см. Шэн [1]). Применительно к об-ву этот бином имеет более частное толкование - "упорядочение мира и вспомоществование народу" (цзин ши цзи минь), или "нравам [народа]" - цзи су, где "народ" выступает как неотъемлемая часть всего сущего. Эта трактовка отражает присущий кит. культуре взгляд на политику как искусство природосообразного управления. Формирование бинома Ц.ц. означало рождение средневек. учения об управлении (гармонизации), основанного гл. обр. на конф. традиции; отсюда возможность перевода бинома Ц.ц. как "блага от [знания] канонов". Учение Ц.ц. вписывалось в представления об идеале устроения жизни об-ва, поисками к-рого были заняты политич. деятели не только Китая, но и др. стран Дальнего Востока на протяжении многих столетий. В формуле Ц.ц. выражена конф. идея необходимости гармонич. взаимодействия правителя и подданных, восходящая к древним представлениям о мироустроительной функции правителя. Учение Ц.ц. мыслилось как практич. путь к поддержанию идеалов предков (см. Ван дао), обеспечивающий достижение социальной гармонии и пресечение хаоса. Истоки бинома Ц.ц. прослеживаются в соч. даоса Гэ Хуна (кон. 3 - 4 в.), но в традиц. историографии появление этого сочетания связывают с Ван Туном [2] (кон. 6 - 7 в.), к-рый предложил формулировку Ц.ц. чжи дао ("путь Ц.ц."), подразумевавшую передачу последующим поколениям конф. ценностей морального порядка. От эпохи к эпохе представления о содержании процесса упорядочения мира менялись. Так, Ли Гоу (11 в.) осуществление идеалов Ц.ц. соотнес с необходимостью "обогащения гос-ва, усиления армии, успокоения народа". С этого времени бином Ц.ц. обрел устойчивую связь с комплексом проблем, отражающих экономич. воззрения, невычленяемые из единого, целостного знания. Поэтому впоследствии именно данным термином обозначили зап. понятие "economy". В ср. века носителями учения Ц.ц. считались прежде всего правители. Вместе с тем ответственными за состояние дел управления полагали себя ученые-администраторы- "таланты, [разумеющие] Ц.ц." (Ц.ц.цай). С этой категорией конф. традиция связывает имена Ли Гоу, Фань Чжунъяня, Оуян Сю, Су Ши, Ван Аньши (11 в.), Ло Цунъяня (кон. 11 - 12 в.), Фэн Ци [2] (16 в.) и др. Упрочению идеалов учения Ц.ц. и передаче их будущим поколениям способствовал ин-т экзаменов. Так, в докл. Фань Чжунъяня на высочайшее имя от 1043 бином Ц.ц. означает не только теорию и практику управления, связанные с источником социально-этич. и политич. опыта - канонами (см. "Ши сань цзин"), но и, в узком смысле, предметы на гос. экзаменах на право занятия чиновничьих должностей, предусматривающие овладение конф. мудростью, - соч. в жанре цэ ("план") и лунь ("суждения"). В развитие учения Ц.ц. в 17 в. возникло "практич. учение об управлении миром" (цзин ши као юн), одним из основоположников к-рого был Гу Яньу. В 19 в. в числе видных ученых, занимавшихся проблемами Ц.ц., были Хэ Чанлин и Вэй Юань. В кон. пер. правления дин. Цин (1644-1911), в 1898, на гос. экзаменах был введен "особый предмет Ц.ц." (Ц.ц. тэ кэ): сдававшие писали соч. в жанре цэ и лунь, а допускались к экзамену те, кто проявил себя на администр. службе. Спец. сферу традиц. знания обозначил особый жанр кит. историографии - труды, выражающие идеалы учения Ц.ц., своеобразные антологии, впитавшие многовековой опыт кит. культуры управления. В них скомпилированы почерпнутые из самых разнообразных источников материалы, представленные по тематич. принципу. Такие книги рассматривались как систематич. пособия по управлению для императора - Сына Неба, представляя ему в сжатой и доступной форме опыт предшествующих поколений. В совр. кит. яз. бином Ц. ц. имеет значение "экономика". Для выражения этого зап. понятия сочетание иероглифов Ц. ц. стало применяться после "революции Мэй-дзи" (1867 - 8) в Японии, а потом и в Китае. Тенденция к восприятию понятия "политэкономия" как "учения о Ц. ц." (Ц. ц. сюэ) утвердилась в нач. 20 в. тоже благодаря переводам япон. трудов, но применялись и др. термины. Перевод зап. понятия термином Ц. ц., рождавшим у конфуциански образованных ученых ассоциации, связанные со старым значением слова, был вызван отсутствием спец. экономич. терминологии в кит. культуре. В отличие от англ, термина "economy", к-рый, прежде чем стал обозначением "экономич. науки", был неотделим от осмысления собственно экономич. жизни, бином Ц. ц. обнимал комплекс единого знания в средневек. Китае, включавший экономич. аспект в качестве частного. Это, напр., дало основание Чан Кайши выдвинуть тезис об особой во все времена "политич. экономии Китая", сфера к-рой "много шире сферы зап. экономич. учений". **Лапина З.Г. Учение об управлении гос-вом в средневек. Китае. М., 1985. С. 24 - 45 и др.; Чжао Найтуань. Пи ша лу (Записи [о том, что] рассыпано [как] песок. Библиографич. сб.). Т. 1. Пекин, 1980. З.Г. Лапана

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь