СЯО ЦЗИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«СЯО ЦЗИН»
Канон сыновней почтительности») — памятник китайской философской мысли, один из канонических текстов конфуцианства. См. ст. Сяо ти.

Источник: Новая философская энциклопедия

СЯО ЦЗИН
Канон сыновней почтительности (сыновнего благочестия)". Один из канонич. текстов конфуцианства, в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- нач. 3 в. н.э.) вошедший в число "Семи канонов" ("Ци цзин") наряду с "Лунь юем", "Ши [цзином]", "Шу [цзином]", "Ли [цзи]", "[Чжоу] и", "Чунь цю". В конф. традиции считается записью поучений по поводу принципа "сыновней почтительности (благочестия)" (сяо [1], см. Сяо ти), адресованных Конфуцием (6 - 5 вв. до н.э.) его ученику Цзэн-цзы. Составлен, вероятно, в 4 - 2 вв. до н.э. Имел хождение в двух версиях - "школы текстов новых письмен" и "школы текстов старых письмен" (см. Цзин сюэ). Первая версия, в 18 чжанах ("статьях"), была во 2 в. прокомментирована Чжэн Сюанем, вторая, в 22 чжанах, была утрачена и в кон. 6 в. фальсифицирована Лю Сюанем, пустившим ее в оборот с коммент., якобы сост. Кун Аньго (2 в. до н.э.). В 719 по указу Сюань-цзуна, императора дин. Тан, была проведена экспертиза обоих текстов, рез-ты к-рой получили офиц. признание в 743: коммент. Чжэн Сюаня был сочтен неудовлетворительным, коммент. Кун Аньго - поддельным. Известная ныне версия "С.ц." опирается на коммент. Сюань-цзуна и Сип Вина (10 - нач. 11 в.). В 18 в. вновь вошли в каноноведческий оборот привезенные из Японии коммент. Кун Аньго и Чжэн Сюаня, к-рые были исследованы, в части., Янь Кэцзюнем (18 - 19 вв.) и Пи Сижуем (19 - нач. 20 в.). *Хуан Дэши. С.ц. цзинь чжу цзинь и ("Канон сыновней почтительности" с совр. коммент. и совр. пер.). Тайбэй, 1979.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь