Канон Великого равновесия») — один из ранних даосских текстов. Время составления и авторство неизвестны. Считается, что существовало по крайней мере три версии «Тай пин цзина», самая ранняя из которых — «Тянь гуань ли бао юань тай пин цзин» («Дарованный небесным чиновником, основанный на календаре и объемлющий изначальное канон Великого равновесия») — датировалась временем правления императора Чэн-ди (32 — 7 до н. э.) династии Западная Хань. Две другие известные в традиции версии — «Тай пин пин лин шу» («Трактат чистого правления Великого равновесия»), созданный в конце династии Восточная Хань (нач. 3 в.), в 170 книгах, и «Тай пин дун цзи цзин» («Канон, проницающий до предела Великого равновесия», 2 в.), в 144 книгах. Все ранние версии текста были утрачены. Современный текст, входящий в «Дао цзан», насчитывает 57 книг. Памятник содержит как общетеоретические (натурфилософские) идеи, разрабатывающие концепцию циклического действия «пяти стихий» (у сии), так и частные материалы, относящиеся к практике даосских отшельников, а также к традиционной медицине, культуре знамений, проблемам государственного управления и т. д. Считается, что содержащиеся в трактате «Тай пин цзин» идеи оказали определенное влияние на учение Чжан Цзяо (2 в.) о «пути Великого равенства» (тай пин дао) и идеологию Чжан Лина (34— 156), основателя школы «Небесных наставников» (Тянь ши дао), Г. А. Ткаченко
ТАЙ ПИН ЦЗИН
«ТАЙ ПИН ЦЗИН»
Источник: Новая философская энциклопедия
ТАЙ ПИН ЦЗИН
Канон Великого равновесия (равенства, благоденствия)". Один из важнейших даос. (см. Даосизм) текстов, формирование к-рого относится к первым вв. н.э. В "Дао цзане" представлены две версии "Т.п.ц."- кн. в 170 главах (сохранилось 57) и ее резюме, т.н. чао в десяти главах, пронумерованных циклич. знаками десятеричного набора. Обнаруженная в Дуньхуане (пров. Ганьсу, 1910) рукопись "Т.п.ц." с полным оглавлением удостоверяет тождественность совр. текста с текстом кон. 6 в., тогда как чао сост. Люйцю Фанъюанем в 9 в. Самая ранняя из не дошедших до нас версий "Т.п.ц." носила назв. "Тянь гуань ли бао юань Т.п.ц." ("Дарованный небесным чиновником, осн. на календаре и объемлющий изначальное канон Великого благоденствия"). Трактат был преподнесен Чэн-ди, правителю царства Хань, в 327 до н.э. При императоре Шунь-ди (126 - 45) двору был представлен трактат "Тай пин цин лин шу" ("Кн. чистого правления Великого благоденствия"), принадлежащий даосу Юй Цзи (Гань Цзи). Видимо, учение, изложенное в этом тексте, легло в основу идеологии восстания Желтых повязок во главе с Чжан Цзюэ (184). Согласно докладу сановника Сян Кая, в трактате говорилось о необходимости почитания Неба и Земли (см. Тянь), приведении жизни в соответствие с "пятью первоэлементами" (у син [1]) и содержались наставления по достижению процветания гос-ва. Даос, традиции известен также "Канон о вмещающем пределе Великого благоденствия" ("Тай пин дун цзи цзин"), к-рый якобы был вручен божеством Лао-цзюнем (см. Лао-цзы) основателю школы Чжэнъи [дао]- "Небесному наставнику" (тяньши) Чжан Даолину (1-2 вв.). Все эти тексты в той или иной мере легли в основание "Т.п.ц.", появившегося к кон. 6 в. Его идеалом является установление на земле царства "Великого благоденствия", или "Великого равновесия" (Тай пин), понимаемого как об-во абс. гармонии, базирующейся на имитации гармонии космоса, уравнительном распределении, свободном обращении продуктов производства и равновесии всех интересов и потребностей. Согласно "Т. п. ц.", этот идеал был реализован в "совершенной древности" (шан гу), но позже был утрачен. Несмотря на сильную эгалитарную тенденцию, учение "Т. п. ц." предполагает абс. власть сакрализованного монарха и довольно жесткую социальную иерархию, источником к-рой считается иерархия природных сил. Восстановление древних порядков возможно благодаря откровению "Небесного наставника" - божеств. существа. Значит, место отводится рассуждениям о методах обретения долголетия и бессмертия, учение о к-ром, как и вся идеология "Т. п. ц.", осн. на космологич. представлениях о мировой гармонии и свободной циркуляции первосубстанции - "изнач. пневмы" (юань ци [1]). В целом философия "Т. п. ц." имеет натуралистич. и натурфилос. характер. Вместе с тем религ. аспект изложенного в трактате учения сохраняет мн. черты архаич. форм религии (в особенности магии). Пророческо-мессианские элементы идеологии "Т. п. ц." свидетельствуют о ее связи с традицией хань-ских "апокрифов" (чэнь вэй). Трактат оказал значит, воздействие на развитие даос, утопич. мысли, на идеологию крестьянских движений вплоть до тайпинов (19 в.). Определенное влияние уравнительных идей "Т. п. ц." прослеживается во взглядах кит. реформаторов кон. 19 - нач. 20 в. (см. Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун). *Ван Мин. Т.п. ц. хэ цзяо (Сводный текст Т.п.ц.). Пекин, 1960; Т.п. ц. (Канонич. книга Великого благоденствия) . Пер. Е.А. Торчинова, С.Ф. Лейкина // НАА. 1989. №5; Т.п.ц. (фрагмент). Вступ. ст. и пер. Е.П. Синицына // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; **Лейкин С.Ф. Условия достижения "Великого благоденствия" в Т.п.ц." // 21-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1990; Kaltenmark M. The Ideology of the Tai-ping ching // Facets of Taoism. New Haven - L., 1979. Е.А. Торчинов