Тринадцатиканоние») — собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (кон. 2-го— кон. 1-го тысячелетия до н. э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов для получения ученых степеней и официальных должностей. В «Ши сань цзин» входят произведения самой широкой тематики: « Чмсоу и» («Чжоуские перемены» или «И цзин» — «Книга перемен»), *Шу цзин» («Книга истории»), «Ши аэин» («Книга песен»), «Чжоу ли» («Правила благопристойности [эпохи] Чжоу»), «И ли» («Образцовые церемонии и правила благопристойности»), «Ли цзи» («Записки о ритуале»), «[Чунь цю] Цзо чжуань» («[Летопись весен и осеней] с комментариями Цзо»), «[Чунь цю] Гунъян чжуань» («[Летопись весен и осеней] с комментариями Гунъяна»), «[Чунь цю] Гулян чжуань» («[Летопись весен и осеней] с комментариями Гуляна»), «Лунь юн» («Суждения и беседы»), «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Эр я» («Приближение к классике», 3—2 вв. до н. э. — первый в Китае толковый словарь), «Мэн-цзы» («Трактат Мэн-язы»). Термин «цзин» — «канон», «каноническая книга», «уставной текст» — этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологическом смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или др. частями текста. С 12— 13 вв. «Ши сань цзин» стало публиковаться в его нынешнем виде. В 1816 ученый и государственный деятель Жуань Юань выпустил в свет «Ши сань цзин» с наиболее полной сводкой авторитетных комментариев, толкований и собственных разъяснений.
Лит.: Ши сань цзин чжу шу («Тринадцатиканоние» с комментариями и толкованиями), кн. 1—40. Пекин, 1957; Жуанъ Юань. Ши сань цзин чжу шу фу цзяо кань цзи («Тринадцатиканоние» с комментариями и толкованиями, дополненное записками о сверке текстов), т. 1-2. Пекин, 1982.
А. И. Кобзев
ШИ САНЬ ЦЗИН
«ШИ САНЬ ЦЗИН»
Источник: Новая философская энциклопедия
ШИ САНЬ ЦЗИН
Тринадцатиканоние", "Тринадцать канонов". Собр. авторитетнейших памятников древнекит. мысли (кон. 2-го - кон. 1-го тыс. до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. основой традиц. философии, науки, системы образования и гос. экзаменов для получения ученых степеней и офиц. должностей (кэ цзюй). R "Ш.с.ц." входят произведения самой широкой тематики (филос., религ.-этич., ритуально-дидактич., историч., художеств., филологич. и др.): "Чжоу и" ("Чжоуские перемены", или "И цзин" - "Канон перемен", "Книга перемен"), "Шу цзин" ("Канон [документальных] писаний", "Книга истории"), "Ши цзин" ("Канон стихов", "Книга песен"), "Чжоу ли" ("Правила благопристойности [эпохи] Чжоу"), "И ли" ("Образцовые церемонии и правила благопристойности"), "Ли цзи" ("Записки о правилах благопристойности", "Записки о ритуале"), "[Чунь цю] Цзо чжуань" ("[Летопись весен и осеней] с комментариями Цзо"), "[Чунь цю] Гунъян чжуань" ("[Летопись весен и осеней] с комментариями Гунъяна"), "[Чунь цю] Гулян чжуань" ("[Летопись весен и осеней] с комментариями Гуляна"), "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), "Сяо цзин" ("Канон сыновней почтительности"), "Эр я" ("Приближение к классике" - первый в Китае толковый словарь, 3 - 2 вв. до н.э.), "Мэн-цзы". Термин "цзин [1]" - "канон", "канонич. книга", "уставной текст" - этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологич. смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или др. частями текста (см. Цзин вэй). Последнее значение цзин [1] реализовано в девятичленной архитектонике "Ш.с.ц.": три соч. о "благопристойности" (ли [2]) и "Чунь цю" ("[Летопись] весен и осеней") с тремя коммент. представляют собой два целостных образования, к-рые вместе с остальными произведениями "Ш.с.ц." складываются в систему из девяти канонов. Ядро "Ш.с.ц." - "Шестиканоние" ("Лю цзин") скомпоновали первые конфуцианцы, взявшие за основу древнейшие тексты - "Шу [цзин]" и "Ши [цзин]" (кон. 2-го-1-я пол. 1-го тыс. до н.э.). По крайней мере к 4 в. до н.э. в "Шестиканоние" входили: "Ши [цзин]", "Шу [цзин]", "Ли" ("Ли цзи" или "И ли"), "Юэ [цзин]" ("[Канон] музыки"), "[Чжоу] и", "Чунь цю". Отсутствующий ныне "Юэ цзин" или числился в этом наборе номинально, как приложение к "Ши цзину" (т.зр. каноно-ведческой школы цзиньвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ), или был уничтожен во время сожжения конф. лит-ры по приказу императора Цинь Шихуана в 213 г. до н.э. (т.зр. школы гувэнь цзин сюэ). Возможно, части "Юэ цзина" вошли в главу "Юэ цзи" ("Записки о музыке") "Ли цзи". В 136 г. до н.э. "Пятиканоние" ("У цзин"), т.е. "Шестиканоние" без "Юэ цзина", было признано основой офиц. идеологии и системы образования. В пер. правления дин. Тан (618 - 907) были включены в канонич. свод и все проч. указ, произв. "Ш.с.ц.", кроме "Мэн-цзы". При дин. Сун (960 - 1279) неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) дополнили конфуцианизированное, но преимущественно доконф. "Пятиканоние" собственно конф. "Четверокнижием" ("Сы шу") в составе "Да сюэ" ("Великое учение" - гл. "Ли цзи"), "Чжун юн" ("Срединное и неизменное" - гл. "Ли цзи"), "Лунь юй", "Мэн-цзы". Книги-шу [5], с одной стороны, стоят ниже канонов-цзин [1], но с др. - ассоциируются с древнейшим каноном "Шу [цзин]", т.е. "Книгой с большой буквы" (ср. Библия). С 12 - 13 вв. "Ш.с.ц." стало публиковаться в его нынешнем виде. В 1816 ученый и гос. деятель Жуань Юань выпустил в свет "Ш.с.ц." с наиболее полной сводкой авторитетных коммент., толкований и собств. разъяснений. *Ш.с.ц. чжу шу ("Тринадцатиканоние" с коммент.). Кн. 1 - 40. Пекин, 1957; Жуань Юань. Ш.с.ц. чжу шу фу цзяо кань цзи ("Тринадцатиканоние" с коммент., дополненное записками о сверке текстов). Т. 1 - 2. Пекин, 1982. "Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. - Л., 1947. С. 3 - 64; Карапетьяни A.M. Формирование системы канонов в Китае // Этнич. история народов Вост. и Юго-Вост. Азии в древности и ср. века. М., 1981; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994. А.И. Кобзев