ЭТИКЕТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Этикет
фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры. Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский, деловой, гражданский.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЭТИКЕТ
совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений; обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и стиль общения. Этикет предъявляет общие требования культуры общения: вежливость, тактичность, пунктуальность, приветливость, толерантность и т.д. Этикет носит исторический характер и меняется со временем.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Этикет
совокупность норм повседневного поведения, существующая в следующих видах. а) Как строго регламентированный ритуал (придворный, дипломатический). б) Как неформальные требования общепринятого в данном обществе. в) Как требования, вытекающие из этических и эстетических идеалов. Пока что реализуется эпизодически, но в идеале должно стать системным и целостным.
Ист.: Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести (популярные очерки об этике и этикете). М., 1982. С. 7-9.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ЭТИКЕТ
франц.ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, принятых в данном обществе или разделяющихся теми или иными группами людей. Этикет отражает внешнюю форму поведения и позволяет судить об уровне воспитанности человека, о степени овладения им культурой общества, в котором он живет. В то же время этикет – это своеобразный язык общения, позволяющий людям понять друг друга и действовать сообща. Различия в этикетных правилах связаны с культурными традициями, нравами, обычаями, уходящими в далекое историческое прошлое народов. Но как бы ни различались правила поведения, принятые в том или ином обществе, в их основе лежат универсальные моральные ценности, разделяемые людьми: дружелюбие, гостеприимство, уважение к старшим и женщинам, забота о детях, любовь к родине, своему народу и т. п.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Этикет
вещь, заставляющая людей делать и говорить не то, что действительно необходимо в данной ситуации, а то, что принято делать и говорить в данной ситуации другими людьми.
Этикет является понятием, весьма близким к регламенту. Как говорят в словарях, этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Он, по существу, часто является
узаконенной формой лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. В наше сложное время этикет является лишним подтверждением того, что человек и человечество живут в мире предрассудков. Когда смотришь непредвзято на взрослых людей, одевающих мантии и парики, поющих гимн, скандирующих на митингах, то хорошо начинаешь понимать Виктора Дольника, сказавшего в книге [5] "Непослушное дитя биосферы" (с.55): "Среди взрослых людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у дебилов". Это замечание хорошо дополняется наблюдениями Бертрана Рассела, сказавшего: "Человечество под руководством дураков руками умных рабов готовит дело собственной погибели".

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЭТИКЕТ
фр. - etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям- (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Э. - составная часть внешней культуры еб-ва (Культура поведения). В него входят те ее требования, к-рые приобретают характер строго per - лацентированного церемониала и всоблюдении к-рых имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя Э. в конечном счете варажает содержание тех. или иных принципов нравственности, уважения к человеку, в классовой об-ве он, как правило, становится - условным ритуалом, имеет чисто - внешнюю, оторванную от своего нравственного со держания форму, строго канонизированной харак- те». Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный Э., дипломатический Э., Э. «высшего об-ва» и т. д.). В то же время за строгим соблюдением Э; может скрываться недоброжелательное w неуважительное отношение к людям. Он. по существу, часто является узаконенной формой - лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. На совершенно иной основе строится Э. в социалистическом обществе, отражая процесс демократизации социальной жизни и установления подлинно гуманных отношений между людьми. Э. здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, доведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований; предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Взимание к внешней форме проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека (Этическое и эстетическое), В целом Э. в условиях социализма совпадает с общими требованиями вежливости, в его основе лежат в конечном счете принципы социалистического гуманизма. Что же касается ритуальных форм Э., то они сохраняются в осн. лишь в сфере дипломатических, отношений (соблюдение т. наз. дипломатического протокола). Но и они отражают принципиально новое во взаимоотношениях людей - предусматривают равноправное обращение с представителями разных стран.

Источник: Словарь по этике

ЭТИКЕТ
(фр. etiquette — ярлык, этикетка, этикет) правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном обществе (сообществе) представлений о подобающем. Эти представления, порой довольно условные, могут в целом отражать более общие нравственные принципы, касающиеся благого, справедливого, должного; однако главная социальнокультурная функция правил Э. заключаются в том, что они выступают важным знаком групповой (сословной, клановой) идентичности. Если в разнообразных взаимоотношениях людей выделить два пласта, предположив, что один складывается из отношений, в к-рых люди выступают формально, безлично, а другой — из тех, в к-рых люди проявляют себя как личности, — то Э. представляет собой совокупность правил, регулирующих безличные отношения между людьми, формы взаимного обхождения, ситуативно и статусно определенное поведение (напр., в общественных местах, за трапезой, в гостях, на приемах, в отношениях между неравными по разным основаниям людьми т.д.), а также манеры, речь, одежду. Э. коренится в ритуале и во многом родствен ему (так что функционально порой трудно провести разницу между ритуалом и Э.). Посредством Э. организуется пространство взаимодействия там, где нет иных действенных оснований для совместности. Однако в отличие от ритуала, совместным исполнением к-рого подчеркивается и обеспечивается знаковая принадлежность участников ритуала к некоему более общему сообществу, их приобщенность и приверженность неким высшим (потенциально духовным) смыслам, — исполнением правил Э. задаются формальные рамки ситуативного поведения и взаимодействия. Стандартизируя поведение разных людей в типичных ситуациях, правила Э. в известной мере позволяют избежать неловкости, напряжения, взаимонепонимания. Как форма регуляции поведения Э. — эта своего рода «малая этика» — посредством простых по содержанию, хотя нередко и утонченных по форме требований обеспечивает ограничение, социализацию и одухотворение естественных (спонтанных) проявлений индивидов. Поэтому Э. - это всегда форма культуры; Э. иначе называют «культурой поведения».
В обществах с устоявшимися нравами и традициями Э. — это правила общепринятого и положенного поведения; в переходных обществах, находящихся в процессе смены укладов и транс-стратификационной миграции, обществах с ломающимися и меняющимися нравами Э. - это правила именно подобающего поведения. Как целостное явление Э. развивается в эпоху расцвета средневековья (11-15 вв.); его социокультурное значение в эту эпоху было обусловлено необходимостью поддержания внутренней стабильности высших сословий, в частности рыцарского, в условиях их расширения за счет выходцев из незнатных семей.
В рамках рыцарского этоса (см. Честь) получили развитие куртуазные нравы, предусматривавшие строгое исполнение определенных правил поведения влюбленного и возлюбленной. Постепенно распространившись в других сословиях, рыцарский Э. стал основой европейского, т.н. галантного Э., основные элементы к-рого — вежливость, предупредительность, почтительность (в среде рыцарства и аристократии эти принципы распространялись, разумеется, только на равных по положению) — сохраняются и в современном Э. Слово «Э.» в данном его значении стало использоваться после одного из приемов при дворе Людовика XIV, на к-ром гостям были розданы карточки с изложением правил поведения. Придворный Э. отличался скрупулезной детализированностью и усложненностью, что вызывало необходимость специальных компендиумов хороших манер.
В буржуазную эпоху происходит приобщение к аристократическому Э. выходцев из «третьего сословия», порой комически воспринимавшееся. Однако постепенно сами традиционные «благородные манеры» переосмысливаются с позиций ценностей т.н. протестантской этики (см. «Протестантская этика и дух капитализма») и наполняются более широким гуманистическим содержанием (Дж.Локк, Д.Юм, фр. моралисты 18 в., В.Г.Белинский).
В буржуазную эпоху Э. утилитаризируется, теряет утонченность и тем самым упрощается; эта тенденция усиливается в современном обществе. Современный Э. дифференцируется: углубляются различия между каждодневным Э. и Э. «торжественных случаев». Под влиянием феминистских аргументов в пользу равенства женщин и мужчин из современного Э. постепенно вымываются многие этикетные правила галантного века. Демократичность современного Э. проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие общие нравственные принципы, как равенство, безусловное уважение достоинства личности, права человека. Лит.: Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1988; Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Политиздат, 1987; Поликарпов B.C. История нравов России: Восток или Запад. Ростов н/Д: Феникс, 1995; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М.: Республика, 1993 (Эпоха Ренессанса), 1994 (Галантный век), 1994 (Буржуазный век); Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988; Школа этикета/Авт.-сост. Л.С.Лихачева. Екатеринбург: Средн.-Урал. кн. издво, 1997; Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Восточная лит-ра, Наука, 1988. Р. Г.Апресян

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Этика и этикет

Некрасова Нина Андреевна, Тригубенко Фёдор Александрович
В статье предпринята попытка разграничения двух различных моделей нравственного мышления и поведения.
Читать PDF
0.00 байт

Рецензия на книгу М. И. Козьяковой «Исторический этикет»

Никонова Светлана Борисовна
В рецензии содержится обзор книги М.И. Козьяковой, даются как положительные оценки большинству ее параметров, так и критика некоторых положений автора.
Читать PDF
0.00 байт

Козьякова М. И. Исторический этикет

Читать PDF
0.00 байт

Этикет жилища кыргызов

Аалиева Гулзат Карыбековна
В данной статье автор анализирует особенности этикета жилища кыргызов, который складывался у кыргызского народа веками.
Читать PDF
0.00 байт

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ЭТИКА. ЭТИКЕТ В УЧЕНИИ ТЕРТУЛЛИАНА

Соколовская Ирина Эдуардовна
Цель работы философский анализ теологии Тертуллиана, а именно проблемы соотношения во Христе божественной и человеческой природы.
Читать PDF
0.00 байт

Об этике коммуникаций и этике ответственности

Лукьянова Наталия Александровна, Цедрик Вероника Владимировна, Зольников Владимир Константинович
В данной статье на основе пяти принципов этики коммуникаций, выявленных американскими учеными, устанавливаются точки пересечения между основными принципами коммуникации и этикой ответственности субъекта.
Читать PDF
0.00 байт

Понимание поступка в «Никомаховой этике» Аристотеля и в «Этике» Абеляра

Светлана Сергеевна Неретина
При сравнении этических произведений Аристотеля и Петра Абеляра определяется ряд понятий: блага, поступка и интенции. Благо у Аристотеля понимается как жизнь, средоточием которой является полис, а основанием — собственная мысль.
Читать PDF
0.00 байт

В. С. Соловьев о личной этике и этике университетского сообщества

Н. Г. Баранец
Читать PDF
0.00 байт

«Трагическое» в этике и антропологии Н. А. Бердяева и Б. П. Вышеславцева

Савинцев В. И.
На основе анализа творчества Н. А. Бердяева и Б. П. Вышеславцева рассматривается философский смысл понятий «трагедия», «трагизм». Раскрыта их историософская и философско-антропологическая значимость.
Читать PDF
0.00 байт

Современный человек и экология: на пути к новой этике

Фролова И. В.
Сохраняющийся как максима повседневного поведения индивидуалистический прагматизм отражает доминирование в современном обществе принципов этики наслаждения.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об информационной этике

Манжуева Оксана Михайловна
Рассмотрены этические аспекты применения информационных технологий. Этическое регулирование науки представлено как новый этап развития науки в целом.
Читать PDF
0.00 байт

Человек, жизнь и природа в экологической этике Ганса Йонаса

Читать PDF
0.00 байт

Жак Деррида о двойственности философских текстов и этике деконструкции

Вдовина А. В.
В данной статье предпринимается попытка осмысления творчества французского философа Ж. Деррида на основе разработанной им концепции двойной науки.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция пространства в Живой Этике: постановка проблемы

Лавренова Ольга Александровна
Генезис и структура космического пространства (процесс зарождения пространства и его осмысления в трудах Е.И.Рерих, Г.Минковского, Н.Ф.Федорова, И.Ньютона и др.
Читать PDF
0.00 байт

От «Этики кодекса» (и) к «Этике творчества»: трансформация нравственного сознания в современной куль

Можейко Марина Александровна
Выход синергетики на уровень метафизических обобщений о природе материи и сознания; место человека в творческом процессе космической эволюции; ренессанс метафизики в Живой Этике.

Похожие термины:

  • АБСОЛЮТИЗМ В ЭТИКЕ

    - требование, чтобы всегда и во всех обстоятельствах все люди следовали одним и тем же принципам и правилам нравственно безупречного поведения. Напр.: "не убий", "не кради", "храни верность в браке", "н
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ЭТИКЕ

    направление в совр. зап. философии морали, получившее широкое распространение в Англии (П. Ноуэлл-Смит, С. Тулмин, Р. Хеар, А. Мон-тефиоре), США (Г. Эйкен, Дж. Мел-ден) и др. странах. Сторонники Л. а. в э. под
  • Дискуссии в социальной философии и этике

    В последние десятилетия XX в. социальная, философия и этика существенно трансформировались. Это объясняется прежде всего спецификой социально-исторического развития: на рубеже веков человечеству
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике

    Эта дискуссия, по общему признанию, заняла центральное место в политической философии последних десятилетий. Она началась с "ренессанса" либеральной идеи. На первый взгляд это может показаться па
  • НЕОПОЗИТИВИЗМ В ЭТИКЕ

    см. Лингвистический анализ в этике, Логический позитивизм. Эмотивизм.
  • апатия (в этике стоиков)

    буквально «бесстрастие», один из основных принципов добродетельной жизни, один из необходимых компонентов «мудрого» образа действий, мудрого отношения к действительности. Поскольку все, что отн
  • автономия воли (в этике канта)

    принцип действия человеческой воли, согласно которому она в определенных случаях может не быть обусловлена никакими внешними обстоятельствами, мотивами, желаниями, т.е. Может определять себя сам
  • ИНТУИЦИОНИЗМ В ЭТИКЕ

    теория Дж. Мура. Он полагал, что понятие «добро» неопределимо, а потому оно постигается интуитивно. Согласно его логике невозможно избежать привнесения в науку интуиционизма, который не приходит в
  • КОГНИТИВИЗМ И НОНКОГНИТИВИЗМ В ЭТИКЕ

    направление современной философии. Одной из самых примечательных черт этики последнего столетия является противостояние К. и Н. Этот конфликт приобрел особо острые формы в первой половине XX стол
  • ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ЭТИКЕ

    (reversed perspective in ethics). Представление о том, что каждый человек должен испытывать чувство вины не только за свои прегрешения, но и за грехи других, а в перспективе за всё и за всех. Этот принцип опирается
  • постулаты практического разума (в этике Канта)

    необходимые принципы (аксиомы), введение которых диктуется необходимостью объяснения и систематизации феноменов человеческой жизни, связанных с существованием нравственности, нравственного оп
  • рационализм (в этике)

    этическая доктрина, согласно которой в определении морального поведения человека, в обосновании моральных принципов и норм решающую роль играет разум человека и законы этого разума (по канту, «пр
  • ригоризм (в этике)

    этическая позиция, согласно которой высшим предназначением и необходимым смыслом жизни человека является неукоснительное исполнение им его абсолютного, априорно устанавливаемого долга. «долже
  • ФОРМАЛИЗМ В ЭТИКЕ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ЭТИКА ЦЕННОСТЕЙ

    («Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik») - крупнейшее, наряду с «Сущностью и формами симпатии», систематическое произведение М.Шелера, изданное двумя частями в «Jahrbuch fur Philosophic und phaenomenologische Forschung» (4. I.
  • Интуитивизм в этике

    одно из направлений в совр. буржуазной этике, особенно распространено в Англии. Гл. представители—Джордж Мур, Чарлз Брод, Дэвид Росс и Альфред Юинг. Интуитивисты утверждают, что добро и моральный
  • ЛЕКЦИЯ ОБ ЭТИКЕ

    («Lecture on Ethics») - произведение Л.Витгенштейна, представляющее собой подготовительный материал для одного из выступлений в Кембриджском ун-те в 1929 или 1930. Первая публикация (посмертная) - в Philosophical Revue (
  • Логический позитивизм в этике

    неопозитивистское истолкование морали. Получил большое распространение (начиная с 20-х гг.) в США, Англии, Австрии, в Скандинавских странах и Латинской Америке. Существует ряд школ, основанных на пр
  • Натурализм в этике

    общее па-звание различных теорий в совр. буржуазной этике (гедонизм, эволюционная этика и др.), объединяемых по тому принципу, что в них понятие добра определяется посредством к.-л. «естественного