ЭТИКЕТ
Этикет
фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры. Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский, деловой, гражданский.
ЭТИКЕТ
совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений; обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры и стиль общения. Этикет предъявляет общие требования культуры общения: вежливость, тактичность, пунктуальность, приветливость, толерантность и т.д. Этикет носит исторический характер и меняется со временем.
Этикет
совокупность норм повседневного поведения, существующая в следующих видах. а) Как строго регламентированный ритуал (придворный, дипломатический). б) Как неформальные требования общепринятого в данном обществе. в) Как требования, вытекающие из этических и эстетических идеалов. Пока что реализуется эпизодически, но в идеале должно стать системным и целостным.
Ист.: Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести (популярные очерки об этике и этикете). М., 1982. С. 7-9.
Ист.: Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести (популярные очерки об этике и этикете). М., 1982. С. 7-9.
ЭТИКЕТ
франц.ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, принятых в данном обществе или разделяющихся теми или иными группами людей. Этикет отражает внешнюю форму поведения и позволяет судить об уровне воспитанности человека, о степени овладения им культурой общества, в котором он живет. В то же время этикет – это своеобразный язык общения, позволяющий людям понять друг друга и действовать сообща. Различия в этикетных правилах связаны с культурными традициями, нравами, обычаями, уходящими в далекое историческое прошлое народов. Но как бы ни различались правила поведения, принятые в том или ином обществе, в их основе лежат универсальные моральные ценности, разделяемые людьми: дружелюбие, гостеприимство, уважение к старшим и женщинам, забота о детях, любовь к родине, своему народу и т. п.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Этикет
вещь, заставляющая людей делать и говорить не то, что действительно необходимо в данной ситуации, а то, что принято делать и говорить в данной ситуации другими людьми.
Этикет является понятием, весьма близким к регламенту. Как говорят в словарях, этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Он, по существу, часто является
узаконенной формой лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. В наше сложное время этикет является лишним подтверждением того, что человек и человечество живут в мире предрассудков. Когда смотришь непредвзято на взрослых людей, одевающих мантии и парики, поющих гимн, скандирующих на митингах, то хорошо начинаешь понимать Виктора Дольника, сказавшего в книге [5] "Непослушное дитя биосферы" (с.55): "Среди взрослых людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у дебилов". Это замечание хорошо дополняется наблюдениями Бертрана Рассела, сказавшего: "Человечество под руководством дураков руками умных рабов готовит дело собственной погибели".
Этикет является понятием, весьма близким к регламенту. Как говорят в словарях, этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Он, по существу, часто является
узаконенной формой лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. В наше сложное время этикет является лишним подтверждением того, что человек и человечество живут в мире предрассудков. Когда смотришь непредвзято на взрослых людей, одевающих мантии и парики, поющих гимн, скандирующих на митингах, то хорошо начинаешь понимать Виктора Дольника, сказавшего в книге [5] "Непослушное дитя биосферы" (с.55): "Среди взрослых людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у дебилов". Это замечание хорошо дополняется наблюдениями Бертрана Рассела, сказавшего: "Человечество под руководством дураков руками умных рабов готовит дело собственной погибели".
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ЭТИКЕТ
фр. - etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям- (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Э. - составная часть внешней культуры еб-ва (Культура поведения). В него входят те ее требования, к-рые приобретают характер строго per - лацентированного церемониала и всоблюдении к-рых имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя Э. в конечном счете варажает содержание тех. или иных принципов нравственности, уважения к человеку, в классовой об-ве он, как правило, становится - условным ритуалом, имеет чисто - внешнюю, оторванную от своего нравственного со держания форму, строго канонизированной харак- те». Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный Э., дипломатический Э., Э. «высшего об-ва» и т. д.). В то же время за строгим соблюдением Э; может скрываться недоброжелательное w неуважительное отношение к людям. Он. по существу, часто является узаконенной формой - лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. На совершенно иной основе строится Э. в социалистическом обществе, отражая процесс демократизации социальной жизни и установления подлинно гуманных отношений между людьми. Э. здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, доведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований; предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Взимание к внешней форме проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека (Этическое и эстетическое), В целом Э. в условиях социализма совпадает с общими требованиями вежливости, в его основе лежат в конечном счете принципы социалистического гуманизма. Что же касается ритуальных форм Э., то они сохраняются в осн. лишь в сфере дипломатических, отношений (соблюдение т. наз. дипломатического протокола). Но и они отражают принципиально новое во взаимоотношениях людей - предусматривают равноправное обращение с представителями разных стран.
Источник: Словарь по этике
ЭТИКЕТ
(фр. etiquette — ярлык, этикетка, этикет) правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном обществе (сообществе) представлений о подобающем. Эти представления, порой довольно условные, могут в целом отражать более общие нравственные принципы, касающиеся благого, справедливого, должного; однако главная социальнокультурная функция правил Э. заключаются в том, что они выступают важным знаком групповой (сословной, клановой) идентичности. Если в разнообразных взаимоотношениях людей выделить два пласта, предположив, что один складывается из отношений, в к-рых люди выступают формально, безлично, а другой — из тех, в к-рых люди проявляют себя как личности, — то Э. представляет собой совокупность правил, регулирующих безличные отношения между людьми, формы взаимного обхождения, ситуативно и статусно определенное поведение (напр., в общественных местах, за трапезой, в гостях, на приемах, в отношениях между неравными по разным основаниям людьми т.д.), а также манеры, речь, одежду. Э. коренится в ритуале и во многом родствен ему (так что функционально порой трудно провести разницу между ритуалом и Э.). Посредством Э. организуется пространство взаимодействия там, где нет иных действенных оснований для совместности. Однако в отличие от ритуала, совместным исполнением к-рого подчеркивается и обеспечивается знаковая принадлежность участников ритуала к некоему более общему сообществу, их приобщенность и приверженность неким высшим (потенциально духовным) смыслам, — исполнением правил Э. задаются формальные рамки ситуативного поведения и взаимодействия. Стандартизируя поведение разных людей в типичных ситуациях, правила Э. в известной мере позволяют избежать неловкости, напряжения, взаимонепонимания. Как форма регуляции поведения Э. — эта своего рода «малая этика» — посредством простых по содержанию, хотя нередко и утонченных по форме требований обеспечивает ограничение, социализацию и одухотворение естественных (спонтанных) проявлений индивидов. Поэтому Э. - это всегда форма культуры; Э. иначе называют «культурой поведения».
В обществах с устоявшимися нравами и традициями Э. — это правила общепринятого и положенного поведения; в переходных обществах, находящихся в процессе смены укладов и транс-стратификационной миграции, обществах с ломающимися и меняющимися нравами Э. - это правила именно подобающего поведения. Как целостное явление Э. развивается в эпоху расцвета средневековья (11-15 вв.); его социокультурное значение в эту эпоху было обусловлено необходимостью поддержания внутренней стабильности высших сословий, в частности рыцарского, в условиях их расширения за счет выходцев из незнатных семей.
В рамках рыцарского этоса (см. Честь) получили развитие куртуазные нравы, предусматривавшие строгое исполнение определенных правил поведения влюбленного и возлюбленной. Постепенно распространившись в других сословиях, рыцарский Э. стал основой европейского, т.н. галантного Э., основные элементы к-рого — вежливость, предупредительность, почтительность (в среде рыцарства и аристократии эти принципы распространялись, разумеется, только на равных по положению) — сохраняются и в современном Э. Слово «Э.» в данном его значении стало использоваться после одного из приемов при дворе Людовика XIV, на к-ром гостям были розданы карточки с изложением правил поведения. Придворный Э. отличался скрупулезной детализированностью и усложненностью, что вызывало необходимость специальных компендиумов хороших манер.
В буржуазную эпоху происходит приобщение к аристократическому Э. выходцев из «третьего сословия», порой комически воспринимавшееся. Однако постепенно сами традиционные «благородные манеры» переосмысливаются с позиций ценностей т.н. протестантской этики (см. «Протестантская этика и дух капитализма») и наполняются более широким гуманистическим содержанием (Дж.Локк, Д.Юм, фр. моралисты 18 в., В.Г.Белинский).
В буржуазную эпоху Э. утилитаризируется, теряет утонченность и тем самым упрощается; эта тенденция усиливается в современном обществе. Современный Э. дифференцируется: углубляются различия между каждодневным Э. и Э. «торжественных случаев». Под влиянием феминистских аргументов в пользу равенства женщин и мужчин из современного Э. постепенно вымываются многие этикетные правила галантного века. Демократичность современного Э. проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие общие нравственные принципы, как равенство, безусловное уважение достоинства личности, права человека. Лит.: Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1988; Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Политиздат, 1987; Поликарпов B.C. История нравов России: Восток или Запад. Ростов н/Д: Феникс, 1995; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М.: Республика, 1993 (Эпоха Ренессанса), 1994 (Галантный век), 1994 (Буржуазный век); Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988; Школа этикета/Авт.-сост. Л.С.Лихачева. Екатеринбург: Средн.-Урал. кн. издво, 1997; Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Восточная лит-ра, Наука, 1988. Р. Г.Апресян
В обществах с устоявшимися нравами и традициями Э. — это правила общепринятого и положенного поведения; в переходных обществах, находящихся в процессе смены укладов и транс-стратификационной миграции, обществах с ломающимися и меняющимися нравами Э. - это правила именно подобающего поведения. Как целостное явление Э. развивается в эпоху расцвета средневековья (11-15 вв.); его социокультурное значение в эту эпоху было обусловлено необходимостью поддержания внутренней стабильности высших сословий, в частности рыцарского, в условиях их расширения за счет выходцев из незнатных семей.
В рамках рыцарского этоса (см. Честь) получили развитие куртуазные нравы, предусматривавшие строгое исполнение определенных правил поведения влюбленного и возлюбленной. Постепенно распространившись в других сословиях, рыцарский Э. стал основой европейского, т.н. галантного Э., основные элементы к-рого — вежливость, предупредительность, почтительность (в среде рыцарства и аристократии эти принципы распространялись, разумеется, только на равных по положению) — сохраняются и в современном Э. Слово «Э.» в данном его значении стало использоваться после одного из приемов при дворе Людовика XIV, на к-ром гостям были розданы карточки с изложением правил поведения. Придворный Э. отличался скрупулезной детализированностью и усложненностью, что вызывало необходимость специальных компендиумов хороших манер.
В буржуазную эпоху происходит приобщение к аристократическому Э. выходцев из «третьего сословия», порой комически воспринимавшееся. Однако постепенно сами традиционные «благородные манеры» переосмысливаются с позиций ценностей т.н. протестантской этики (см. «Протестантская этика и дух капитализма») и наполняются более широким гуманистическим содержанием (Дж.Локк, Д.Юм, фр. моралисты 18 в., В.Г.Белинский).
В буржуазную эпоху Э. утилитаризируется, теряет утонченность и тем самым упрощается; эта тенденция усиливается в современном обществе. Современный Э. дифференцируется: углубляются различия между каждодневным Э. и Э. «торжественных случаев». Под влиянием феминистских аргументов в пользу равенства женщин и мужчин из современного Э. постепенно вымываются многие этикетные правила галантного века. Демократичность современного Э. проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие общие нравственные принципы, как равенство, безусловное уважение достоинства личности, права человека. Лит.: Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1988; Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Политиздат, 1987; Поликарпов B.C. История нравов России: Восток или Запад. Ростов н/Д: Феникс, 1995; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М.: Республика, 1993 (Эпоха Ренессанса), 1994 (Галантный век), 1994 (Буржуазный век); Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988; Школа этикета/Авт.-сост. Л.С.Лихачева. Екатеринбург: Средн.-Урал. кн. издво, 1997; Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Восточная лит-ра, Наука, 1988. Р. Г.Апресян
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001