рационализм (в этике)
рационализм (в этике)
этическая доктрина, согласно которой в определении морального поведения человека, в обосновании моральных принципов и норм решающую роль играет разум человека и законы этого разума (по канту, «практического»). Это концепция «доминирования разума над страстями». Основная идея р. В этике – разум способен автономно от чувственности вырабатывать некоторые принципы и установки, сообразно которым осуществляется (теоретически может осуществляться) детерминация поведения человека и сообразно которым оно оценивается как моральное или неморальное. Обладание таким «знанием» позволяет субъекту управлять своими собственными состояниями и действиями (лапидарно: если человек знает, что пить нельзя, он всегда может не пить и, в крайних вариантах, пока он в подлинном смысле разумен, будет не пить). Нет такой страсти, которая победила бы (подчинила бы себе) автономный закон практического разума. Р. В этике берет начало от доктрины сократа «добродетель – это знание» (тот, кто знает, в чем заключается та или иная добродетель, тот и добродетелен, например, владеющий понятием мужества тем самым необходимо будет мужественен и т.д.). Важными вехами в истории рационалистической этики были модели стоиков и спинозы (см. Ригоризм) в духе «свобода – это познанная необходимость». В полемике с установками сенсуалистической этики юма выдающийся вариант моральной системы в духе р. Разработал кант, синтезировавший все достижения этических рационалистов прошлого и смягчивший их методологические крайности (например, тезис «добродетель есть действующая причина счастья, см. Антиномия практического разума). См. Также автономия воли, автаркия, категорический императив.
Источник: Краткий философский глоссарий