Натурализм в этике
Натурализм в этике
общее па-звание различных теорий в совр. буржуазной этике (гедонизм, эволюционная этика и др.), объединяемых по тому принципу, что в них понятие добра определяется посредством к.-л. «естественного», т. е. «внеморального», понятия, напр. наслаждения, биологической эволюции и т. п. (логические позитивисты и интуитивисты считают это «натуралистической ошибкой»). Марксизм доказал, что последовательно материалистически раскрыть суть нравственных категорий, обосновать происхождение морали с натуралистических позиций нельзя. Однако в 40—50-е гг. 20 в. натурализм становится направлением, сторонники к-рого защищают некоторые научные принципы этики от критики неопозитивистов и интуитивистов, ведущейся с откровенно идеалистических позиций. Эти принципы состоят в следующем: 1) моральное добро имеет объективный характер, оно связано с общественным устройством, с интересами и потребностями людей; 2) понятие добра можно определить, а моральные нормы — объективно обосновать; 3) моральные суждения имеют объективное значение, их истинность можно проверить и доказать; 4) этика и моральные принципы могут быть научными, если их основывать на данных др. социальных наук. Критика натуралистами идеализма в этике и содержащиеся в их теории элементы материализма имеют в целом прогрессивный характер. В этом отношении надо отметить труды Марио Бунте (Аргентина) и Эйбрахама Эй-дела (США).
Источник: Философский словарь. 1963