ЛЕКЦИЯ ОБ ЭТИКЕ

Найдено 1 определение
ЛЕКЦИЯ ОБ ЭТИКЕ
(«Lecture on Ethics») - произведение Л.Витгенштейна, представляющее собой подготовительный материал для одного из выступлений в Кембриджском ун-те в 1929 или 1930. Первая публикация (посмертная) - в Philosophical Revue (1965. Vol. 71. № 1. P. 3-12); рус. издание в пер. А.Ф.Грязнова (1989).
В «Л. об э.» развиты мысли, сформулированные ранее в «Логико-философском трактате». Отталкиваясь от определения этики Дж.Э.Мура как «общего исследования того, что есть добро», Витгенштейн применяет этот термин в более широком смысле, связывая его с ценностным сознанием в целом. Он дает ряд определений: этика — исследование того, что является ценностью, что действительно важно - смысла жизни (всего, что делает жизнь стбящей) или правильного образа жизни, а затем суммирует эти определения в одно: этика - исследование природы ценности. Отсюда делается вывод, что этика и эстетика едины, имеют общую принципиальную основу. Причем этика в вопросах ценности главенствует (это созвучно И.Канту), включает в себя наиболее существенную часть эстетики. К уяснению природы ценности ведет анализ оценочных суждений. За внешне одинаковой формой таких суждений Витгенштейн улавливает два разных способа их применения: в тривиальном, или относительном, и в абсолютном, или этическом, смыслах. Относительные оценочные суждения касаются объектов (напр., предметов обихода или игры в теннис), по поводу к-рых вполне допускается большая или меньшая степень приближения к совершенству. Абсолютные ценностные суждения касаются объектов, необходимость наиболее полного соответствия к-рых образцу предполагается непременной (напр., поступки человека должны быть безусловно честными). На основе разграничения относительных и абсолютных оценочных суждений делается важный аналитический шаг к уяснению природы этического. Частные оценочные суждения, по Витгенштейну, по сути являются лишь утверждениями о фактах. Любое из них можно привести в такую форму, что оно явно предстанет как фактическое и утратит вид суждения ценности. Обратный же ход невыполним: ни одному утверждению о факте (а значит, и относительному суждению ценности) нельзя придать абсолютный смысл. Соответственно разграничиваются познавательные и ценностные суждения. Первые толкуются как утверждения о фактах (или в конечном счете сводятся к фактам), вторые же — как суждения иного, нефактуального, ряда: ценности находятся вне «пространства» фактов, и умозаключение от факта к норме неправомерно. Стало быть, никакое фактическое положение дел не может обретать силу абсолютного предписания. Аналитически разграничив факты и ценности, Витгенштейн вплотную подходит к уяснению природы ценности. Суть проблемы видится ему в разгадке «тайны» абсолютной (или этической) ценности.
С помощью выражений «абсолютное добро», «абсолютная ценность» и другие люди пытаются передать опыт переживания высокого, к-рый не передается словами; фразы, в к-рых люди пытаются его выразить, оказываются бессмысленными.
В этом и заключается принцип невы сказы вас мог о. Заявить, что тебя удивляет существование мира, — значит неверно применить язык, нарушить правила его нормального действия. Удивление в абсолютном смысле, или философское (или религиозное) удивление, таково, что попытки его высказать заводят в логический тупик: бессмысленно удивляться существованию того, что не может не существовать. Можно удивиться, напр., синеве неба, но странно удивляться самому небу, каким бы оно ни было. Подобные «ловушки» Витгенштейн связывает с неверным применением языка, характерным для вообще всех этических и религиозных выражений. Форма таких выражений маскирует их суть: ценностные и просто оценочные или абсолютные и тривиальные суждения внешне кажутся однотипными.
В характерных для религиозного сознания антропоморфных сравнениях и метафорах Бога Витгенштейн также улавливает нарушение границ языка. Сравнение означает сопоставление вещей, описание к-рых должно быть в принципе возможным и без сравнения. Но это не относится к этическим и религиозным высказываниям: попытки фактуального описания того, что является предметом сравнения этических и религиозных высказываний, сразу же обнаруживают, что таких фактов нет.
С этой т.з. сравнения в этических и религиозных высказываниях бессмысленны. Антиномия факта и ценности (их «короткое замыкание») Витгенштейн разрешает аналитически - их принципиальным разграничением, прояснением нефактуальной природы ценностей.
В отличие от восприятия событий мира в их «естественном» ряду (как фактов), в ценностях он усматривает особую установку человеческого духа, связанную с опытом переживания тех или иных событий как экстраординарных («сверх-естественных»), или чудесных.
В слове «чудо» Витгенштейн выявляет относительный и абсолютный смысл. Возвышенные переживания связываются с человеческой способностью воспринимать вещи необычным образом - как чудо. Речь идет о двояком видении реалий — тривиальном (фактическом) и глубинном, возвышенном (ценностном). Переключение на вторую т.з. сродни озарению. Т.о., в этических и религиозных высказываниях отражаются лишь возвышенные переживания, в к-рых иллюзорное сознание усматривает абсолютные ценности. Проблема заключается в том, что предмет этих высказываний трансцендентен, а мы пытаемся их строить по правилам логического языка анализа фактов. Пытаться писать или говорить об этике или религии — значит стремиться вырваться за границы языка. Этика, стремящаяся что-то сказать об изначальном смысле жизни, об абсолютно добром, абсолютно ценном, а вся этика именно такова, не может быть, по Витгенштейну, наукой; но хотя она ничего не добавляет к нашему знанию, она свидетельствует о стремлении человеческого духа, к-рый не может не вызывать уважения. Мысли «Лекции» перекликаются с рядом записей из дневников Витгенштейна. Лит.: Витгенштейн Л. Лекция об этике // Истор.-филос. ежегодник. М.: Наука, 1989. С. 238-245; Витгенштейн Л. Культура и ценность// Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. M. : Гнозис, 1994. С. 407-492. М.С.Козлова

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001