Аль-Фараби

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АЛЬ-ФАРАБИ

род. ок. 870, Фараба, Ср. Азия - ум. 950, Дамаск) мусульманский философ, выдающийся комментатор платоновской и аристотелевской философии, склонялся к неоплатоновскому учению об эманации. Осн. произв.: "Геммы премудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Большая книга о музыке", трактат о классификации наук.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АЛЬ-ФАРАБИ

по-латински назван Альфарабием, перс и
величайший аристотелевский философ своей эпохи. Родился в 950
году н.э. и, как сообщают, был убит в 1047 году. Он был
герметическим философом и обладал способностью гипнотизирования
посредством музыки, заставляя тех, кто слушал его игру на лютне,
смеяться, плакать, плясать и делать то, что ему было угодно.
Некоторые из его трудов по Герметической философии можно найти в
Лейденской библиотеке.

Источник: Теософский словарь

аль-Фараби
мусульманский философ, ученый-энциклопедист. Мировоззрение, согласно учению Фараби о бытии, представляет собой девять заключенных друг в друга сфер-небосводов, которые обладают душами, являющимися источником их движения вокруг Земли. Вселенная, по Фараби, порождена божественным «первотолчком» Тела имеют форму и состоят из первичной материи (первопричины бытия), человек же есть соединение материи (тела) с формой (душой). Процесс познания имеет две ступени: ощущение (восприятие изменчивых свойств предметов) и мышление (постижение существа предметов).
Даты жизни. Родился ок. 870 в Фарабе (Средняя Азия). Умер в 950 в Дамаске.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Аль-Фараби

исламский философ (Васиди, округ Фараб, Туркестан, 870—Дамаск 1950). Он полагал, что греки открыли универсальную истину, la philoso-phia perennis, и что имеется полное согласие между Платоном и Аристотелем. Объяснение этой идеи он предпринял в «Книге согласия между двумя мудрецами»; эта истина позволяет осветить теологические проблемы, которые стоят перед мусульманскими мыслителями. Труд Фараби весьма значителен. Его комментарии Аристотеля, прежде всего логики и метафизики, оказали большое влияние как на Востоке (его учеником был Авиценна), так и на Западе (на Авемпаса — в политической философии и на Аверроэса—- в логике). Наиболее важными его трудами являются: «Мнения жителей благородного города», «Книга политической конституции»; «Трактат об интеллекте». Он развивал теорию познания, которая перерастает в науку о счастье.

Источник: Философский словарь

АЛЬ-ФАРАБИ
(Farabi; al [Alfarabi]) — арабско-тюркский философ; р. ок. 870 (Васидш, Туркестан) — ум. 950 (Дамаск); выдающийся комментатор платоновской и аристотелевской философии, склонялся к неоплатоновскому учению об эманации (см. Исламская философия). Известен благодаря своему доказательству существования простой божественной сущности, а также благодаря своим государственно-политическим идеям. Осн. соч.: De intellectu et intellecto, 1500, нем. изд. 1892; Der Musterstaat, hg. 1895 (Repr. 1964); Die Staatsleitung, hg. 1904; De Scientiis, hg. 1932; Philos. Abhandlungen, I—II., Leiden, 1890—1892 (Repr. 1977). Opera omnia. Paris, 1638 (Repr. 1970). (Ha pyc. яз.: Философские трактаты, 1970; Логические трактаты, 1975; Историко-философские трактаты, 1985.) — N. Rescher. Al-F. An Annotated Bibliography. Pittsburgh, 1962.
М. Steinschneider. Al-F. Des arab. Philosophen Leben u. Werk. Petersburg, 1869 (Repr. 1966); M. Horten. Die Philos. des Islams, 1924; G. E. v. Grunebaum. Medieval Islam. Chicago, 1947, dt. 1963; M. Fakhry. A History of Islamic Philosophy. New York; London, 1970.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Аль-Фараби

(870, Фараб на Сырдарье - 950, Дамаск), философ и ученый-энциклопедист Востока, крупнейший представитель вост. перипатетизма, комментатор Аристотеля (отсюда почетное прозвище Ф.- «Второй учитель») и Платона. Филос. и естеств.-науч. образование получил в Алеппо и Багдаде. В основе философии Ф.- соединение аристотелизма с неоплатонич. учением об эманации: божество («необходимосущее само по себе») производит в вечности мир («необходимосущее благодаря другому») через последоват. ряд истечений (эманации), начинающийся космич. «умами» (см. Нус), каждый из к-рых соответствует определ. небесной сфере; цепь этих «умов» замыкается «активным умом», к-рый управляет процессами, происходящими в подлунном мире - мире возникновения и уничтожения; соединение с «активным умом» - предельная цель человеч. знания.
В социально-этич. трактатах Ф. развивает учение о «добродетельном городе», руководимом правителемфилософом, к-рый выступает одновременно как имам, предводитель религ. общины, и передает широкой публике в образно-символич. форме получаемые им от «активного ума» истины. Идеальному социально-политич. устройству Ф. противопоставляет «невежественные города», воплощающие отрицат. нравств. качества. «Большой трактат о музыке» Ф.- важнейший источник сведений о музыке Востока и др.-греч. муз. системе. Ф. оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку ср.-век. Зап. Европы.

Источник: Советский философский словарь

АЛЬ-ФАРАБИ

870—950) — представитель восточного перипатетизма, комментатор Аристотеля и Платона. По определению Ф., красота любого предмета состоит в оптимальной реализации его бытия и достижении максимального совершенства. В человеке различаются внешняя красота (причем естественная красота выше той, что достигается с помощью нарядов и украшений) и внутренняя, обнаруживающая себя в высоконравственных поступках, а также в гармоническом развитии личности («адабе»), к-рое «украшает богатство богатого и скрадывает бедность бедного». Иск-во он рассматривал как подражание [Подражания теория), цель к-рого — пробуждение чувств и воображения. Благодаря своему творческому воображению (Воображение художественное) художник воплощает в единичных образах общие идеи. Поэзия и риторика рассматриваются им в рамках логики: поэтические речения «абсолютно ложны», софистические —«в основном ложны», риторические -«в равной мере истинны и ложны», диалектические —«в основном истинны» и аподиктические (доказательные) —«абсолютно истинны». Абсолютная ложность поэтических высказываний объясняется тем, что они вносят в ум слушателя не «то, о чем идет речь», а его имитацию, образ, целиком порожденный воображением. Толкуя содержание аристотелевской «Поэтики», Ф. дает собственную классификацию и определения жанров древнегреч. поэзии. Наука о музыке делится у него на музыкальную практику, связанную с правилами инструментального и вокального исполнения, и теорию, изучающую музыку как таковую, безотносительно к способу ее исполнения. С т. зр, структуры мелодий выделяются гармония и ритм, а в науке о музыке соответственно вычленяются гармоника и ритмика. Ф. вводит также понятие ритмической мимики, связанной не со звуками, а с подчиненными музыкальному замыслу ритмическими движениями танцоров (Танец, Хореография), вызывающими иллюзию звуков. Эстетические идеи Ф. развивал в работах: «Рассуждение о канонах искусства поэзии», «Риторика», «Большая книга о музыке», «Введение в науку о музыке», «Книга об элементах науки о музыке;;, «Классификация ритмов».

Источник: Эстетика: Словарь

Аль-Фараби

870-950) - выдающийся представитель восточного аристотелизма, продолжатель дела аль-Кинди. Родился в г. Фарабе (ныне на территории Казахстана). Его философская деятельность многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что получил прозвище «Второй учитель» (первый - это сам Аристотель). О его энциклопедичности свидетельствуют названия трудов: «Рассуждения Второго учителя аль-Фараби о значении слова «интеллект», «О том, что должно предшествовать изучению философии», «Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и Аристотеля», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» и др.
Проблему возникновения мира аль-Фараби решает в духе неоплатонистской концепции эманации - умножения бытия, в результате чего возникают земные стихии - люди, животные, растения и пр.
Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не способно дать постижение сущности. Это возможно только посредством разума, который существует в различных формах - как пассивный, актуальный, приобретенный, деятельный.
Аль-Фараби развил учение о «добродетельном городе», во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Руководствуясь этическими установками Аристотеля, аль-Фараби идет вслед за Платоном. Он полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое он отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. «Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной» {Аль-Фараби. Философские трактаты. М., 1970. С. 305].
Глава города, которого он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями: здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

АЛЬ-ФАРАБИ

870—950) — один из крупнейших представителей восточной философии. Почетный титул "Муаллим ассана" - «Второй учитель», «Аристотель Востока» Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана, Отрар). Он выходец из привилегированных слоев тюрков. В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира и приступил к изучению различных отраслей науки и языков. Известно, что он изучал медицину, логику и греческий язык. Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. Вскоре Фараби стал известным ученым. В 941 году Фараби перебирается в Дамаск, где проводит оставшуюся часть жизни, занимаясь научной работой. В нашей стране написано более 500 работ посвященных развитию идей аль-Фараби. В Дамаске Казахстан планирует построить мавзолей аль-Фараби. Определить общее количество работ созданных аль- Фараби трудно. По данным некоторых авторов оно колеблется между 80 и 160. Основные трактаты: «Основы мудрости», “О происхождении наук”, «Философия Платона и ее части», «Диалектика» и т.д. Ряд социально-этических трактатов аль-Фараби посвящен учению об общественной жизни («Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Указание путей счастья», «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», «Книга изучения общества», «О добродетельных нравах»). В астрономическом наследии аль-Фараби большое место занимают его обработки «Альмагеста» Птолемея (II в.). Огромное значение учения аль-Фараби состоит в том, что оно дает исчерпывающие и всесторонние сведения обо всех существующих на среднем Востоке отраслях знаний и представляет своего рода энциклопедию наук. Аль-Фараби классифицировал науки. Все науки он разделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков перечень его интересов. В своей философии он утверждает абсолютную необходимость логики для человека, претендующего на знание науки. Аль-Фараби внес значительный вклад в музыковедение. Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важнейшим источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности – счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания.

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

Аль-Фараби

(870–950) – философ, ученый-энциклопедист, один из осново-положников аристотелизма на Ближнем и Ср. Востоке, в связи с чем получил прозвание "Второй учитель" ("второй" – т.е. после Аристотеля). Ф. прокомментировал "Категории", "Герменевтику", "Аналитики" (1-ю и 2-ю), "Топику", "Софистику", "Риторику" и "Поэтику" Аристотеля, а также "Введение в философию" Порфирия. Из оригинальных работ Ф. наиболее известен трактат "Жемчужина премудрости" ("Исбат аль-акль", Хайдарабад, 1928), а также "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" ("Китаб ара ахл аль-мадинат аль-фадила", см. вкн.: С. Н. Григорян, Из истории философии Ср. Азии и Ирана 7–12 вв., М., 1960), в к-рых изложены соответственно филос. и социальные идеи Ф. В целом ему принадлежит ок. 100 работ по истории естеств. наук и философии. В основе онтологии Ф. лежит платонистское учение об эманации: истечении различных сред бытия из "Единого"; мироздание представляется как девять заключенных друг в друге сфер-небосводов, обладающих душами, к-рые и заставляют сферы вращаться вокруг Земли и к-рые в свою очередь получили свою энергию от первотолчка. Движение и соприкосновение сфер рождает 4 осн. элемента (воду, воздух, огонь и землю), комбинации к-рых образуют тела. Тела, согласно Ф., состоят из формы и первичной материи, к-рая вечна и не зависит от бога – первопричины бытия. Средством познания бытия, по Ф., служат науки, к-рые разделяются на теоретические (логика, естеств. дисциплины, метафизика) и практические (этика и политика). В системе наук первенство принадлежит логике: она позволяет отличить истинное знание от ложного и является поэтому основой разума. Закон противоречия – осн. принцип логики. Процесс познания имеет две ступени: ощущение и мышление (intellectus), к-рые отображают различные стороны объектов: первое – их внешние, изменчивые свойства (акциденции), второе ? существо предметов (субстанцию). Теория познания и сенсуализм Ф. непосредственно связаны с его учением о душе, свойствами к-рой являются ощущение и мышление. В вопросе о смертности или бессмертии души Ф., критикуя Платона, считает, что душа не предшествует телу, а появляется и умирает одновременно с ним. Отсюда – познание есть не "воспоминание" души о ее прежнем "бестелесном" существовании в мире эйдосов, как утверждал Платон: "разумная душа" постигает природу вещей лишь на основе показаний органов чувств. Социальный идеал Ф., изложенный им в "Трактате о взглядах жителей добродет. города", – общество без насилия, войн и порабощения, основанное на дружбе и взаимопомощи граждан, управляемое просвещенным монархом. Общество разделено у Ф. на четко разграниченные слои, взаимозависимость и соподчинение между к-рыми представляются Ф. необходимыми для социальной гармонии. Идеи Ф. оказали сильное влияние на развитие филос. и социальной мысли Востока и, в частности, на мировоззрение Ибн Сины, Ибн Баджи, Ибн Рошда, Низами и Ибн Хальдуна. Соч.: Китаб аль-маджму, Каир, 1907; Существо вопросов, в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9–14 вв., М., 1961; Комментарии к "Категориям" Аристотеля, там же. Лит.: Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955; История философии, т. 1, М., 1957, с. 239–49; Хайруллаев ?. ?., Абу Наср Форобий, Таш., 1961; Григорян С., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М." 1966, с. 159–84. М. Хайруллаев. Ташкент.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АЛЬ-ФАРАБИ

870, Фараб на Сырдарье — 950, Дамаск) (в средневековой Европе известен как Alfarabius или Avennasar) — арабский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников арабоязычного перипатетизма. Внес существенный вклад фактически в каждую из областей философии — прежде всего в логику и эпистемологию в ее греческом философском понимании как взаимообусловленном сопряжении логики, метафизики и психологии на основе всеобъемлющего принципа этического рационализма, каковой для ал-Фараби являлся определяющей ценностью и в трудах по социальной проблематике. Ал-Фараби был крупнейшим авторитетом в астрономии (ему принадлежит один из первых комментариев к «Альмагесту» Птолемея), физике, математике, медицине, истории и теории музыки («Большая книга музыки»).
Философское и естественно-научное образование получил в Багдаде и Харране, где продолжалось преемственное по отношению к предыдущим этапам изучение греческого философского и научного наследия. Его учителями были Абу Мишр Матта и Йуханна бен Хайлан (христиане-несториане) — известнейшие в арабском мире знатоки логики Аристотеля, владевшие как греческим, так и арабским языком. Ал-Фараби был удостоен современниками почетного звания «Второй Учитель», в признание его заслуги как комментатора всего «Органона» (включая отвергаемые несторианами части «Первой» и «Второй» Аналитик) и исследователя «Метафизики» Аристотеля («Книга букв»). Для методологической установки ал-Фараби характерно стремление к структурированию в максимально полном объеме унаследованного и современного ему знания (ал-Фараби принадлежат также комментарии к Платону, Александру Афродисийскому и др.), к рациональной систематизации всего и вся, от Вселенной до основ гражданского общежития.
Как и Аристотеля в древнегреческом культурном мире, ал-Фараби отличали особые не только диапазон научных и философских интересов, но и стремление к достижению целостности. Общие оценки философии ал-Фараби неоднозначны и большей частью колеблются между «эклектикой» и «синкретизмом». Лишь немногие исследователи видят в трудах ал-Фараби основания для утверждения тезиса о творческом развитии перипатетизма, о новом и первом после аристотелевского истинно философском синтезе (М. Калстон, А. X. Касымжанов).
Утверждаемый ал-Фараби особого рода синтетизм проявился в стремлении сблизить некоторые позиции аристотелизма и неоплатонизма при осознанном понимании их различий и подчеркивании главенства Стагирита. Тяготение к представлению материала в единстве и взаимной связи его частей имело своим следствием создание одной из первых в средневековье историко-философских концепций «вечной философии». Новой в сравнении с Аристотелем и закономерной в изменившейся культурно-исторической обстановке явилась такая особая грань утверждаемого ал-Фараби синтетизма, как стремление представить «извечную» философию и позднее появившуюся «истинную религию» не противоположностями, а вариантами одной истины, излагаемой философией аподиктически и сущностно, религией же — символически и риторически.
Ал-Фараби оказал влияние (особенно в сфере логики) на Ибн Сину, Ибн Баджжу, Ибн Ууфайла, Ибн Рушда, а также на Маймонида В процессах становления и эволюции средневековой европейской философии значимыми оказались учения ал-Фараби о классификации наук, разуме и двойственной истине, а также астрономические и физические воззрения (оптика), проникавшие опосредованно через аверроизм и напрямую через немногие переводы на еврейский и латинский языки. Из оригинальных работ ал-Фараби наиболее известен «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».
Соч.: Kitab al-Humf Alfarabis Book of Letters Beimt, 1969, Философские трактаты Алма-Ата, 1970, Математические трактаты Алма-Ата, 1973, Логические трактаты Алма-Ата, 1975, Комментарии к «Альмагесту» Птолемея Алма-Ата, 1975, Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985.
Лит.: Хаирумаев Ал-Фараби. Эпоха и учение. Ташкент, 1975; Касымжанов А. Х Абу Наср аль-фараби. M , 1982; Шанмухамбетова Г Б К характеристике онтологических и гносеологических оснований восточных перипатетиков (на примере аль-Фараби) — В кн : Рационалистическая традиция и современность Ближний и Средний Восток. М., 1990; HammondR The Philosophy of al-Farabi and Its Influence on Medieval Thought. N. Y, 1947, Mahdi M Al-Farabi and the Foundation of Philosophy.— Islamic Philosophy and Mysticism. N Y, 1981
Г. Б. Шаймухамбетова

Источник: Новая философская энциклопедия

Аль-Фараби (870-950)
выдающийся представитель восточного аристотелизма, продолжатель дела аль-Кинди. Родился в г. Фарабе (ныне на территории Казахстана). Его философская деятельность многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что получил прозвище "Второй учитель". (Первый - это сам Аристотель.) Об его энциклопедичности свидетельствуют названия трудов: "Рассуждения Второго учителя аль-Фараби о значении слова "интеллект"", "О том, что должно предшествовать изучению философии", "Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и Аристотеля", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и др. Проблему возникновения мира аль- Фараби решает в духе неоплатоновской концепции эманации - умножения бытия, в результате чего возникают земные стихии - люди, животные, растения и пр. Аль-Фараби придавал большое значение уяснению места человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не способно дать постижение сущности. Это возможно только посредством разума, который существует в различных формах - как пассивный, актуальный, приобретенный, деятельный. Аль-Фараби развил учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Аль-Фараби идет вслед за Платоном, руководствуясь этическими установками Аристотеля., Он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной" [Аль-Фараби. Философские трактаты. М., 1970. С. 305]. Глава города, которого он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями: здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными. Анаксагор Анаксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии. Он имел знатное происхождение, однако отказался от обеспеченной жизни и посвятил себя философии. В Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, в частности математикой, астрономией, метеорологией. В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин. Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц- семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все". Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности. В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Источник: Краткий словарь философских персоналий

АЛЬ-ФАРАБИ

870–950) Философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Прозвище — Второй учитель (после Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения — «Геммы мудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», трактат о классификации наук, «Большая книга о музыке». Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово «тархан» в составе его полного имени Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим — в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата. В пределах Арабского халифата и протекала большая часть жизни и творчества аль-Фараби. При династии Аббасидов столицей был Багдад, где зарождались все духовные течения, получившие распространение в халифате. Аль-Фараби говорит о Багдаде как о коллективном городе. Этот город самый «восхитительный и счастливый из невежественных городов и своим внешним видом напоминает цветастое и красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания и устремления. Потому-то народ стекается [в этот город] и оседает там. Его размеры безмерно увеличиваются. В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые связи разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания и происхождения. Этот город состоит из многообразных, входящих друг в друга объединений с отличными друг от друга частями, в которых чужеземец не выделяется из местного населения и в которых объединяются все желания и все действия. Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут вырасти самые достойные [люди]. Там могут существовать мудрецы и ораторы, поэты всех видов». Но, несмотря на кажущуюся благоприятную обстановку коллективного города, аль-Фараби отнес его не к добродетельному городу, а к «невежественным» городам, ибо в нем контрасты добра и зла проявлялись сильнее, чем где бы то ни было. В источниках есть упоминание о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей, но, решив посвятить себя поискам истины, бросил эту должность, занявшись светскими делами, в частности преподавательской деятельностью. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение большое количество книг, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби в часы досуга начал листать эти книги и настолько увлекся ими, что бросил должность кади. Этот случай якобы сыграл решающую роль в его судьбе, он стал великим ученым. Известно, что аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского. Надо отметить, что он много времени уделял изучению языков и в этом достиг поразительных результатов в конце жизни он владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби в короткий срок в совершенстве овладел арабским языком и начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем и философом-наставником был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Он был известен не только в Багдаде, но и, пожалуй, во всех культурных центрах Арабского халифата как крупный комментатор логического наследия Аристотеля. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который прилежно записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Влияние багдадского учителя на аль-Фараби, по свидетельствам современников, было весьма значительным, ибо Абу-Бишр Матта обладал прекрасным стилем, тонкой культурой комментирования логического наследия Стагирита. Он удачно избегал сверхсложных конструкций, умело сочетая глубину с простотой изложения. Все эти достоинства стиля Абу-Бишр Матта были целиком усвоены его достойным учеником. В период жизни в Багдаде аль-Фараби совершил поездку в город Харран со специальной целью обучиться некоторым особым приемам логики у мыслителя-христианина Йуханны бен-Хаилана, которыми тот прославился в мусульманском мире. Вернувшись в Багдад, аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком. О трудоемкости усвоения наследия Аристотеля арабоязычными мыслителями говорит хотя бы фраза, которая была написана аль-Фараби на копии аристотелевского трактата «О душе». «Я прочел этот трактат двести раз». Детальное комментирование всех трудов античных авторов требовало буквального знания и запоминания текста. Ясно, что в этой фразе содержится призыв к постоянному, многократному возвращению к одним и тем же источникам, и в этом, по-видимому, состоит один из важнейших принципов обучения философии того времени. Однажды у аль-Фараби спросили «Кто больше знает — ты или Аристотель?» Он ответил «Если бы я жил в тот период и встретился с ним и занимался бы у него, то я мог бы быть его лучшим учеником». Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат «О классификации наук», в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой. По свидетельствам современников, «ничего подобного никто ранее не писал и подобного плана не придерживался, и она незаменима для изучающих науки». В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания входит в контакт с видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера. Но в среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения для людей счастья в земной жизни, а не в потустороннем мире. В конце концов аль-Фараби вынужден покинуть Багдад. Он направляется в Дамаск, но не останавливается в нем, путь его лежит в Египет. В своей книге «Гражданская политика» он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Несмотря на покровительство правившего в те времена в Дамаске Сайф ад-Даулы бен-Хамдани, он избегал придворной жизни, редко присутствовал на приемах. Как-то раз в Дамаске аль-Фараби пришел к правителю Сайф ад-Дауле, когда у него происходило собрание ученых. Когда аль-Фараби вошел в зал, где правитель восседал на троне, тот предложил ему сесть. Тогда ученый спросил «Как сесть, сообразно моему сану или сообразно твоему?» «Сообразно твоему», — ответил правитель. Тогда аль-Фараби прошел мимо всех эмиров и сел около трона. Государь рассердился и сказал своему телохранителю на тайном языке, который знали только немногие посвященные: «Этот тюрк нарушил все правила приличия, поэтому когда он встанет (по окончании собрания), тогда вы накажете его за невоспитанность». Тогда аль-Фараби спросил «Я никакого проступка не совершил, за что я буду наказан?» Услышав этот вопрос, изумленный Сайф ад-Даула спросил: «Ведь в народе этого языка никто не знает, где и у кого ты его изучал?» Аль Фараби ответил «Мне пришлось изучать многие языки, я знаю больше 70 их». В этот момент кто-то из ученых задал вопрос, и началась дискуссия среди собравшихся. Никто не мог ответить на этот вопрос, и тогда Второй учитель всесторонне разъяснил его, и никто не смог с ним спорить. Правитель обратился к аль-Фараби «Судя по всему, ты и есть тот, кого среди знатоков тайн мира называют «вторым» после Аристотеля?» Аль-Фараби ответил утвердительно. И пришлось Сайф ад-Дауле просить у него прощения за то, что не узнал мудреца и обидел его, а аль-Фараби пожелал правителю здоровья. Обыкновенно большую часть дня он проводил на краю бассейна или в тенистом саду, где писал книги и беседовал с учениками. Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Аль Фараби был очень непритязательным человеком. Его жизненные потребности ограничивались суммой в четыре дирхема, которые он ежедневно получал из казны Сайф ад-Даулы. Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель. Смерть не страшна добродетельному человеку, считал аль-Фараби. Перед лицом ее он сохраняет достоинство, не впадает в смятение и ценит жизнь, стараясь продлить ее. Добродетельный человек не боится смерти и желает продолжения жизни для совершения блага. Поэтому он не стремится приблизить смерть, но встречает ее достойно. Если такой человек умирает, то нужно оплакивать не его, в эпикурейском духе заявляет аль-Фараби, а его сограждан, которым он был нужен. Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Об этом свидетельствуют и названия трудов «Рассуждения Второго учителя аль-Фараби о значении слова «интеллект», «О том, что должно предшествовать изучению философии», «Об общности взглядов двух философов — Божественного Платона и Аристотеля», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» и др. Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю. Есть трактаты, состоящие из 2–3 страниц, но есть многотомные. Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно — это аллах. Середина — это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец — достижение подлинного счастья. Проблему возникновения мира аль-Фараби решает в духе неоплатоников — умножением бытия, в результате чего возникают земные стихии — люди, животные, растения и пр. Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не позволяет постичь сущности. Это возможно только посредством разума, который существует в различных формах — как пассивный актуальный, приобретенный, деятельный». Трактат о взглядах жителей добродетельного города» — одно из самых зрелых произведений аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте как переработка и логическая систематизация почти всех воззрений мыслителя на основе написанного в Багдаде и Дамаске текста под названием «Гражданская политика». Для достижения счастья необходимо прежде всего теоретическое обоснование его. Философия в достижении счастья имеет существенное значение. «Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья». В свою очередь для овладения философией необходим и хороший нрав, сила ума. Последняя культивируется искусством логики. Аль-Фараби развил учение о «добродетельном городе», во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Руководствуясь этическими установками Аристотеля, аль-Фараби идет вслед за Платоном. Он полагает, что цель человеческой деятельности — счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество — тот же человеческий организм. «Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной». Глава города, которого он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными.

Источник: 100 великих мыслителей

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Понимание счастья в философских воззрениях Абу-Насра Мухаммада аль-Фараби

Комарова Любовь Анатольевна
В статье речь идет о счастье как одной из основных человеческих ценностей.
Читать PDF
0.00 байт

Личность аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций

Тулеубаева Самал Абаевна
Статья посвящена рассмотрению личности известного мыслителя и философа средневековья аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций.
Читать PDF
0.00 байт

Основы лингвофилософии аль-Фараби

Нуриев Булат Дамирович
В статье систематизированы базовые положения философии языка аль-Фараби. Автором изложены основные труды восточного мыслителя в области лингвофилософии, а также выявлена связь воззрений аль-Фараби с античной философией.
Читать PDF
0.00 байт

Политический идеал аль-Фараби

Ефремова Наталия Валерьевна
В статье выявляются характерные черты политического идеала аль-Фараби, основателя собственно политической философии в классической арабо-мусульманской культуре, особенности фарабийского синтеза античных и мусульманских традиций, р
Читать PDF
0.00 байт

«Философия Платона» Аль-Фараби

Штраус Л.
В данной статье американский политический философ Лео Штраус рассматривает и анализирует труд деятеля Исламского возрождения, философа Аль-Фараби, озаглавленный «Философия Платона и ее части.
Читать PDF
0.00 байт

Идея счастья и пути его достижения в учении Аль-Фараби

Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна
В статье анализируются своеобразное решение проблемы счастья и современность философских воззрений великого философа ученого Абу Насра Фараби.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые наблюдения o гносеологической системе аль-Фараби

А. К. Андреасян
В философии исходной фундаментальной проблемой гносеологии является вопрос о возможности и способах познания мира. На всём протяжении истории философской мысли относительно этого вопроса существовали различные подходы.
Читать PDF
0.00 байт

Краткий трактат о христианских толках Афифа ибн аш-шейха аль-Макина аль-Муаммиля (предисл. , пер. И

Давыденков Олег
Читать PDF
0.00 байт

Совершенный человек в суфийской философии Абд Аль-Керима аль-джили

Аль-Джанаби Матем Мухаммед Таха
Статья посвящена анализу и систематизации взглядов аль-Джейли о философии совершенства в суфизме.
Читать PDF
0.00 байт

Жизнь и творчество аль-Газали: опыт философского осмысления. Часть 1. Аль-Газали в оценках современн

Аль-Джанаби Майсем Мухаммед
Первая из цикла статей о жизни и творчестве аль-Газали посвящена изучению его трудов и наследия как современниками мыслителя, так и нынешними философами.
Читать PDF
0.00 байт

Античная традиция в теории государства ал-Фараби

Держивицкий Евгений Викторович, Туманян Т. Г.
Статья посвящена политическому, правовому и социальному аспектам творчества одного из величайших мыслителей мусульманского Востока периода Средневековья.
Читать PDF
0.00 байт

Учения об «Идеальном государстве»: Ибн Рушд и ал-Фараби (сравнительный анализ)

Зианшина Мариам Тахировна
В статье предпринята попытка показать на основе сравнительного анализа трактатов Ибн Рушда «Талхис ас-сияса» и ал-Фараби «О жителях добродетельного города» эволюцию учения об «идеальном государстве» в рамках восточного перипатетиз
Читать PDF
0.00 байт

Степень изученности проблемы антропологии Фараби

Читать PDF
0.00 байт

Аль-Газали о суфизме и суфийском восприятии мира

Дагиров Х. С.
Рассматривается вклад Аль-Газали в развитие интеллектуального суфизма, его роль в примирении традиционного ислама и суфизма.
Читать PDF
0.00 байт

Аль-Газали и философия восточного перипатетизма

Кирабаев Нур Серикович
Статья посвящена отношению ал-Газали к философскому учению восточных перипатетиков об эманации, а также его оригинальной интерпретации этой теории в эзотерическом учении в рамках суфизма.

Похожие термины:

  • БУХАРИ, аль, Мухаммед ибн Исмаил аль-Джуфи

    810-870) -мусульм. деятель, сыгравший значит. роль в составлении ислам. св. предания - сунны. Составленный Б. сборник «Аль-Джами ассахих» считается самым авторитетным из ее 6 канонич. сборников.
  • ФАРАБИЗМ

    870 – 950): направление разработал один из основателей евразийской философии, крупнейший представитель восточного аристотелизма – аль Фараби, заслуживший титул «Второй учитель». Развивал идеи Плат
  • ФАРАБИ

    (870–950) «Счастье человека – это Добро» Начиная с Фараби арабские мыслители творчески развивали учение неоплатонизма об эманации: «Бытие Первого Существа есть как бы истечение бытия в бытие других
  • ИБН АЛЬ-МУКАФФА АБДАЛЛАХ

    724–760) – арабоязычный ученый, философ-вольнодумец. По происхождению перс. Переводил на араб. яз. произведения др.-греч. философов (в т.ч. "Категории" и "Аналитики" Аристотеля), а также др.-иран. и др.-инд.
  • ГИЯСАДДИН АБУ-ЛЬ-ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ АЛЬ-ХАЙЯМ НИШАПУР ОМАР ХАЙЯМ

    перс.), Омар Хайям (18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131 там же) — выдающийся таджикско-персидский поэт, математик, астроном, астролог, философ. Автор особого поэтического стиля «рубаи». Учился в Нишапуре
  • Абу Хамид аль-Газали

    1058–1111 гг. н.э.), религиозный мусульманский мыслитель, родившийся в восточном Иране. Занимает выдающееся положение в юриспруденции, философии и теологии. В личных поисках истины пришел к суфизму и н
  •       Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ибн Саббах аль-Кинди

    араб. ??? ???? ????? ??? ????? ????????)(800 – около 873) — знаменитый арабский математик, философ, ученый и астролог, уроженец Басры, работал в «Доме мудрости» в Багдаде. Он был одним из тех лиц, кому халиф Аль-Мамун
  • АБУЛЬ-АЛЯ АЛЬ-МААРРИ

    973-1057 или 1058) - араб. поэт и мыслитель из г. Мааррет эн-Нуман (Сирия). Всемирн. признание завоевали сборник стихов «Обязательность необязательного» - «Лузумийят», а также послания о прощении — «Рисала
  • ИБН АЛЬ-АРАБИ

    Ибн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин (7. 8.1165, Мурсия, Испания - 16.11.1240, Дамаск, Сирия), араб. мыслитель и поэт, представитель пантеистич. суфизма. Жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много б
  • АЗХАР-аль

    мусульм. богосл. школа в Каире, с 19 в. — мусульм. ун-т. А. был открыт в 972 при мечети того же названия. С 13 в. является самым крупным и авторитетным мусульм. уч. заведением на Бл. и Ср. Востоке. В наст. вр. в
  • ХАСАН АЛЬ-БАСРИ, Хасан Басрййский

    642-728) - один из первых аскетов и мистиков в исламе, предшественник суфизма. X. а.-Б. отвергал мусульм. догмат о предопределении, признавал наличие свободной воли у человека.
  • АЛЬ-ГАЗАЛИ

    см. Газали.
  • ВАХДАТ АЛЬ-ВУДЖУД

    араб.- единство бытия), учение арабскомусульм. философии о единстве мира и его членении на ряд ступеней (табакат) в последовательности процесса творения. Бытие мира в своей совокупности коренится в
  • ДЖАХИЗ Аль

    ок. 767-868) - араб. писатель и философ, идеолог мутазилитов. Пытался применить доводы разума к религ. догматам ислама, признавал свободной волю человека, считал материю вечной, постоянно меняющейся.
  • КАВАКИБИ Абд аль-Рахман

    (1849–1902) – араб. просветитель и гуманист. Род. в Халебе (Сирия). Первый журналист-профессионал в родном городе. Подвергался гонениям со стороны тур. властей. В 1898 бежал в Египет. Перу К. принадлежат кн
  • КИНДИ Аль

    араб. философ, астролог, математик и врач; получил почетное прозвище “философа арабов”. А.-К. написал комментарии к соч. Аристотеля (“Органон” и др.) и ряд трудов по вопросам метафизики. В основу св
  • Аль Кинди

    араб. философ, астролог, математик и врач; получил почетное прозвище “философа арабов”. А.-К. написал комментарии к соч. Аристотеля (“Органон” и др.) и ряд трудов по вопросам метафизики. В основу св
  • МАВАРДИ Абу-ль-Хасан аль

    974, Басра — 1058, Багдад) — арабо-мусульманский политический философ, разрабатывавший концепцию государства в рамках мусульманского (суннитского) права-фикха. Большую часть своей жизни прожил в Баг
  • МАТУРИДИ Абу Мансур аль

    870, Матурид — 940, Самарканд) — мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним теологической школы, ставшей одной из двух (наряду с ашаризмом) ведущих школ суннитского калама — матуридизма.
  • НАИМИ Фазлаллах аль-Хуруфи

    (р. ок. 1339 – ум. 1394) – основоположник широко распространенного в странах мусульм. Востока хуруфитского движения (см. Хуруфизм). Идейно близок к исмаилитам карматского толка. Мировоззрение Н. формиро