КИНДИ Аль

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аль-Кинди
 (ок. 800—879) — араб, философ, астролог, математик и врач, основатель арабско-аристотелевской философии, получил почетное прозвище «философа арабов». А.-К. написал комментарии к соч. Аристотеля («Органон» и др.) и ряд трудов по вопросам метафизики. В основу своего мировоззрения А.-К. положил идею всеобщей причинной связи, в силу к-рой всякая вещь, если только она осмыслена до конца, позволяет как в зеркале познать в ней всю вселенную. Ортодоксальные приверженцы Корана смотрели на А.-К. как на еретика. Из многочисленных соч. А.-К. сохранились лишь небольшие отрывки.

Источник: Философский словарь. 1963

КИНДИ Аль

аль - Кинди Абу Юсуф Якуб бен Исхак (кон. 8 в., Пуфа, Ирак -между 860 и 879, Багдад), араб. философ и ученый, первый представитель вост. аристотелизма. Автор более 200 работ, большая часть к-рых до нас не дошла. Был тесно связан с мутазилитами. Во время борьбы халифа аль-Мутаваккиля (847-861) с рационалистами подвергался гонениям. Ввел в науч. оборот произведения антич. философов, редактировал переводы на араб. язык с греческого через сирийский. Автор сокращенного изложения ряда произв. антич. философов и комм. к «Категориям» и «Второй аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея. В русле аристотелевского учения о категориях К. выдвинул концепцию 5 прасубстанций: материи, формы, движения, пространства и времени. К. первым разработал концепцию четырех видов разума (актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося), на к-рую опирались др. арабоязычные философы. Оказал большое воздействие на развитие араб. и ср.-век. европ. философии; труды К. переводил Герберт (папа Сильвестр II), по ним учился Р. Бэкон.

Источник: Советский философский словарь

АЛЬ-КИНДИ

800-ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ, которого называли «философом арабов». Аль-Кинди хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии - труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др. Он писал: «Нам не следует стыдиться одобрения и обретения истины, откуда бы она ни исходила... Истиной никого нельзя унизить - наоборот, истина облагораживает всякого» [Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 59]. Был близок к мутазилитам. Написал более 200 произведений, в частности «О первой философии», «Книгу о пяти сущностях».
С начала VII в. на огромнейшей территории от Туркестана до Испании в результате арабских завоеваний образовалось многонациональное теократическое государство - Арабский халифат. В этом государстве больших успехов достигает развитие философии, в основном на основе усвоения древнегреческой философской мысли. Параллельно со схоластикой в V-XVI веках развивается и арабская философия, прошедшая по сравнению с развитием западноевропейской схоластики совсем другой путь. Аль-Кинди - крупнейший представитель этой арабской философии.
Тесно связывая философию с естественно-научными знаниями, аль-Кинди был убежден, что для того, кто хочет заниматься философией, обязательно знание математики. Он дает рационалистическое толкование философии, идя вслед за Аристотелем, полагавшим, что философия - знание обо всем. Аль-Кинди - переводчик произведений Аристотеля и его пропагандист. Он следует за Аристотелем и в учении о материи и форме, но при этом подчеркивает значение материи, рассматривая ее в качестве главной сущности: «Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не упраздняется» [Там же. С. 110].
Аль-Кинди - мусульманский философ, он даже привлекает аристотелизм для обоснования и объяснения существования «единственного Аллаха, великого и всемогущего» и для разъяснения того, что Аллах- «действующая и целевая причина всего» [Там же. С. 55]. Он приписывает Аллаху обладание божественным знанием, которого не может достичь философия. Коран для аль-Кинди - вершина божественного откровения.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

Аль Кинди

кон. 8 в., Басра или Куфа, Ирак — между 860—879, Багдад) — арабский философ и ученый-энциклопедист, первый крупный представитель арабоязычного перипатетизма — фалсафы (отсюда его почетное прозвание «философ арабов» или «философ ислама»). Родился в знатной арабской семье, его отец был наместником; получил философское образование в Басре и Багдаде. Пользовался покровительством халифов ал-Мамуна и алМутасима (правили 813—842), был учителем и другом сына последнего — Ахмада, которому посвятил ряд своих трактатов. При ал-Мутаваккиле (правил 847—861) подвергался вместе с мутазилитами (см. Калам) гонениям.
Ал-Кинди принадлежит более 250 сочинений по философии, психологии, геометрии, астрологии, теории музыки, химии, медицине и многообразным ремеслам. Из них сохранилось менее 50, самое значительное среди них — «О первой философии», посвященное легализации философии античного типа.
В свете сочинений ал-Кинди его творчество предстает не как целостная система, а как конгломерат учений, восходящих к Аристотелю (о четырех причинах, о модусах изменения подлунного мира, о конечности всего актуального сущего, о разуме и его видах), Платону и Плотину (о Едином, о начальности времени, о происхождении души и ее посмертном восхождении в мир горний), пифагорейцам (о роли числовых и геометрических пропорций). В отличие от других представителей арабоязычного перипатетизма (ал-Фараби, Ибн Сина), ал-Кинди не перенял неоплатоническую концепцию эманации, отстаивал творение мира «из ничего», учил о превосходстве пророческого знания над философским. В мутазилитском духе решал типичные для калама вопросы о божественных атрибутах и свободе воли. Ряд трактатов ал-Кинди был известен и на латинском Западе (в их числе «De intellectu» и «De quinque essentiis»).
Соч.: Лбу Рида M. Расаил ал-Кинди ал-фалсафиййа, ч. 1—2. Каир, 1950—53; в рус. пер.— В кн.: Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961, с. 37—192. Лит.: Rescher N. al-Kindi. An Annotated Bibliography. Pittsburgh, 1964; Aliyeh G. N. al-Kindi: the Philosopher of the Arabs. Rawalpindi, 1966; JolivetJ. Lintellect selon al-Kindi. Leiden, 1971; Ivry A. L. al-Kindis Metaphysics. Albany, 1974.
H. В. Ефремова

Источник: Новая философская энциклопедия

КИНДИ Аль

а л ь - К и н д и, латинизированное Аlchindus), Абу Юсуф ибн Исхак (800–879) – араб. философ, врач, математик и астроном. Жил в Басре и Багдаде. К. выступал за свободное развитие науки и философии. Он первым среди арабов выступил как сторонник аристотелизма (к-рый воспринял через александрийскую школу), как комментатор Аристотеля. На место десяти категорий Аристотеля К. поставил пять "прасубстанций" – материю, форму, движение, пространство и время. В противовес мутакаллимам, отрицавшим возможность познания бытия с помощью науки, он считал разум человека единств; источником и критерием в познании реальной действительности. К. предложил схему трех ступеней науч. познания: от первой ступени – логики и математики, через второй этап – естеств. науки, познание на третьей ступени восходит к проблемам метафизическим. К. определял философию как познание вещей в их реальности. За свои прогрессивные идеи К. подвергался преследованиям со стороны исламских схоластов, соч. его были уничтожены [сохранившиеся отрывки см. V. G. Fl?gel, Al-Kindi, genannt der Philosoph der Arabern, в кн.: Abhandlungen f?r Kunde des Morgenlandes, Bd 1, Lpz., 1857; A. Nagy, Die philosophischen Abhandlungen des Ja´q?b ben Ish?q al-Kindi, M?nster, 1897 (Beitr?ge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 2, H. 6) ]. Вновь обнаруженные тексты опубликованы в кн. M. A. Abu-Rida, Rasail al-Kindi al-falsafiyya, t. 1–2, Каир, 1950–53, частично переведены в кн. "Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв.", М., 1961. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 228–29; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 56, 58–59; Григорян С. Н., Великие мыслители Арабского Востока, М., 1960; Boer T. J., The history of philosophy in Islam, L., 1933; Ritter ?. e Walzer R.., Studi su al-Kindi..., "Accademia nazionale del Lincei. Memorie. Classe dei scienze morali", ser. 6, 1938, v. 8, fasc. 1, p. 1–64; Guidi M. e Walzer R., Studi su Al-Kindi..., там же, 1940, v. 6, fasc. 5, p. 375–419; Cortabarria ?., Las obras у las doctrines del filosofo Alkindi..., "Estudios filos?ficos", 1951–52, v. 1, p. 191–209. С. Григорян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Краткий трактат о христианских толках Афифа ибн аш-шейха аль-Макина аль-Муаммиля (предисл. , пер. И

Давыденков Олег
Читать PDF
0.00 байт

Совершенный человек в суфийской философии Абд Аль-Керима аль-джили

Аль-Джанаби Матем Мухаммед Таха
Статья посвящена анализу и систематизации взглядов аль-Джейли о философии совершенства в суфизме.
Читать PDF
0.00 байт

Жизнь и творчество аль-Газали: опыт философского осмысления. Часть 1. Аль-Газали в оценках современн

Аль-Джанаби Майсем Мухаммед
Первая из цикла статей о жизни и творчестве аль-Газали посвящена изучению его трудов и наследия как современниками мыслителя, так и нынешними философами.
Читать PDF
0.00 байт

Аль-Газали о суфизме и суфийском восприятии мира

Дагиров Х. С.
Рассматривается вклад Аль-Газали в развитие интеллектуального суфизма, его роль в примирении традиционного ислама и суфизма.
Читать PDF
0.00 байт

Аль-Газали и философия восточного перипатетизма

Кирабаев Нур Серикович
Статья посвящена отношению ал-Газали к философскому учению восточных перипатетиков об эманации, а также его оригинальной интерпретации этой теории в эзотерическом учении в рамках суфизма.
Читать PDF
0.00 байт

Понимание счастья в философских воззрениях Абу-Насра Мухаммада аль-Фараби

Комарова Любовь Анатольевна
В статье речь идет о счастье как одной из основных человеческих ценностей.
Читать PDF
0.00 байт

Личность аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций

Тулеубаева Самал Абаевна
Статья посвящена рассмотрению личности известного мыслителя и философа средневековья аль-Фараби в контексте языка и диалога цивилизаций.
Читать PDF
0.00 байт

Аль-Газали: религиозно-философские взгляды

Керимов Гасым Мамедович
Читать PDF
0.00 байт

Основы лингвофилософии аль-Фараби

Нуриев Булат Дамирович
В статье систематизированы базовые положения философии языка аль-Фараби. Автором изложены основные труды восточного мыслителя в области лингвофилософии, а также выявлена связь воззрений аль-Фараби с античной философией.
Читать PDF
0.00 байт

Этико-философская концепция аль-Газали

Магдеева Р.З.
Читать PDF
0.00 байт

Политический идеал аль-Фараби

Ефремова Наталия Валерьевна
В статье выявляются характерные черты политического идеала аль-Фараби, основателя собственно политической философии в классической арабо-мусульманской культуре, особенности фарабийского синтеза античных и мусульманских традиций, р
Читать PDF
0.00 байт

«Философия Платона» Аль-Фараби

Штраус Л.
В данной статье американский политический философ Лео Штраус рассматривает и анализирует труд деятеля Исламского возрождения, философа Аль-Фараби, озаглавленный «Философия Платона и ее части.
Читать PDF
0.00 байт

Идея счастья и пути его достижения в учении Аль-Фараби

Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна
В статье анализируются своеобразное решение проблемы счастья и современность философских воззрений великого философа ученого Абу Насра Фараби.
Читать PDF
0.00 байт

Жизнь и творчество Аль-Газали: опыт философского осмысления Часть 2. Вопрос о постижении истины: об

Аль-Джанаби Майсем Мухаммед
Во второй статье цикла, посвященного жизни и творчеству аль-Газали, рассматривается подход мыслителя к вопросам постижения истины, самостоятельного и доктринального (догматического) сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые наблюдения o гносеологической системе аль-Фараби

А. К. Андреасян
В философии исходной фундаментальной проблемой гносеологии является вопрос о возможности и способах познания мира. На всём протяжении истории философской мысли относительно этого вопроса существовали различные подходы.

Похожие термины:

  •       Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ибн Саббах аль-Кинди

    араб. ??? ???? ????? ??? ????? ????????)(800 – около 873) — знаменитый арабский математик, философ, ученый и астролог, уроженец Басры, работал в «Доме мудрости» в Багдаде. Он был одним из тех лиц, кому халиф Аль-Мамун
  • Аль Кинди

    араб. философ, астролог, математик и врач; получил почетное прозвище “философа арабов”. А.-К. написал комментарии к соч. Аристотеля (“Органон” и др.) и ряд трудов по вопросам метафизики. В основу св
  • БУХАРИ, аль, Мухаммед ибн Исмаил аль-Джуфи

    810-870) -мусульм. деятель, сыгравший значит. роль в составлении ислам. св. предания - сунны. Составленный Б. сборник «Аль-Джами ассахих» считается самым авторитетным из ее 6 канонич. сборников.
  • КИНДИ

    аль-Кинди Юсуф Ибн Исхак (ок. 803 – ок. 872) – первый оригинальный мыслитель арабо-исламского мира, философ, математик, астроном. Основные сочинения К., «философа арабов»: «Об определениях и описаниях»
  • ИБН АЛЬ-МУКАФФА АБДАЛЛАХ

    724–760) – арабоязычный ученый, философ-вольнодумец. По происхождению перс. Переводил на араб. яз. произведения др.-греч. философов (в т.ч. "Категории" и "Аналитики" Аристотеля), а также др.-иран. и др.-инд.
  • ГИЯСАДДИН АБУ-ЛЬ-ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ АЛЬ-ХАЙЯМ НИШАПУР ОМАР ХАЙЯМ

    перс.), Омар Хайям (18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131 там же) — выдающийся таджикско-персидский поэт, математик, астроном, астролог, философ. Автор особого поэтического стиля «рубаи». Учился в Нишапуре
  • Абу Хамид аль-Газали

    1058–1111 гг. н.э.), религиозный мусульманский мыслитель, родившийся в восточном Иране. Занимает выдающееся положение в юриспруденции, философии и теологии. В личных поисках истины пришел к суфизму и н
  • АБУЛЬ-АЛЯ АЛЬ-МААРРИ

    973-1057 или 1058) - араб. поэт и мыслитель из г. Мааррет эн-Нуман (Сирия). Всемирн. признание завоевали сборник стихов «Обязательность необязательного» - «Лузумийят», а также послания о прощении — «Рисала
  • ИБН АЛЬ-АРАБИ

    Ибн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин (7. 8.1165, Мурсия, Испания - 16.11.1240, Дамаск, Сирия), араб. мыслитель и поэт, представитель пантеистич. суфизма. Жил в основном в Испании и Сев. Африке, но много б
  • АЗХАР-аль

    мусульм. богосл. школа в Каире, с 19 в. — мусульм. ун-т. А. был открыт в 972 при мечети того же названия. С 13 в. является самым крупным и авторитетным мусульм. уч. заведением на Бл. и Ср. Востоке. В наст. вр. в
  • ХАСАН АЛЬ-БАСРИ, Хасан Басрййский

    642-728) - один из первых аскетов и мистиков в исламе, предшественник суфизма. X. а.-Б. отвергал мусульм. догмат о предопределении, признавал наличие свободной воли у человека.
  • АЛЬ-ГАЗАЛИ

    см. Газали.
  • ВАХДАТ АЛЬ-ВУДЖУД

    араб.- единство бытия), учение арабскомусульм. философии о единстве мира и его членении на ряд ступеней (табакат) в последовательности процесса творения. Бытие мира в своей совокупности коренится в
  • ДЖАХИЗ Аль

    ок. 767-868) - араб. писатель и философ, идеолог мутазилитов. Пытался применить доводы разума к религ. догматам ислама, признавал свободной волю человека, считал материю вечной, постоянно меняющейся.
  • КАВАКИБИ Абд аль-Рахман

    (1849–1902) – араб. просветитель и гуманист. Род. в Халебе (Сирия). Первый журналист-профессионал в родном городе. Подвергался гонениям со стороны тур. властей. В 1898 бежал в Египет. Перу К. принадлежат кн
  • МАВАРДИ Абу-ль-Хасан аль

    974, Басра — 1058, Багдад) — арабо-мусульманский политический философ, разрабатывавший концепцию государства в рамках мусульманского (суннитского) права-фикха. Большую часть своей жизни прожил в Баг
  • МАТУРИДИ Абу Мансур аль

    870, Матурид — 940, Самарканд) — мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним теологической школы, ставшей одной из двух (наряду с ашаризмом) ведущих школ суннитского калама — матуридизма.
  • НАИМИ Фазлаллах аль-Хуруфи

    (р. ок. 1339 – ум. 1394) – основоположник широко распространенного в странах мусульм. Востока хуруфитского движения (см. Хуруфизм). Идейно близок к исмаилитам карматского толка. Мировоззрение Н. формиро
  • Аль-Фараби

    см. Фараби.
  • АБУ-ЛЬ-АЛА АЛЬ-МААРРИ

    арабский поэт и мыслитель, последовательный рационалист и антиклерикал, стихийно приближавшийся к материализму и атеизму. Род. и жил в Сирии, в детстве ослеп. В своих художеств, произведениях А. а.-