(р. ок. 1339 – ум. 1394) – основоположник широко распространенного в странах мусульм. Востока хуруфитского движения (см. Хуруфизм). Идейно близок к исмаилитам карматского толка. Мировоззрение Н. формировалось под влиянием сектантских эзотерич. учений вост. перипатетиков. Выступая в роли комментатора Корана и толкователя ислама, Н. в действительности опровергал их, подменяя веру в Аллаха пантеистич. учением, облаченным в мистич. форму (обожествление букв и цифр). Н. призывал людей изучать окружающее, причем изучение мира считал необходимым начинать с познания определений. По Н., мир находится в вечном циклич. движении, а в развитии существует преемственность: "каждая предыдущая ступень является началом последующей" ("Джавидан-наме" – "Книга о вечности"). Н. писал о взаимосвязи между неорганическим, растительным, животным мирами и человеком. За резкую критику совр. ему действительности, за призывы бороться против господства Тимуридов и еретич. идеи Н. был предан мучительной казни. Соч.: Искендер-Наме, [Книга об Искандере (Ал. Македонском) ], в "Е. J. W. Gibb Memorial series", v. 9, Textes persans relatifs ? la secte des houroufis, publi?s, traduits et annot?s par C. Huart, L., 1909; Махаббат-наме (Книга о любви), рукопись, хранится в библиотеке гос. ун-та в Ереване; Аш´ар Найми (Стихи Наими), хранятся в биб-ке Ленинградского ин-та народов Азии и Африки, шифр – Г 306. Лит.: Садег Кийа, Важэ наме (Словарь гюргянского языка), Тегеран, 1330 с. г. х. (1951). З. Кули-Заде. Баку.