ГИЯСАДДИН АБУ-ЛЬ-ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ АЛЬ-ХАЙЯМ НИШАПУР ОМАР ХАЙЯМ

Найдено 1 определение
ГИЯСАДДИН АБУ-ЛЬ-ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ АЛЬ-ХАЙЯМ НИШАПУР ОМАР ХАЙЯМ

перс.), Омар Хайям (18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131 там же) — выдающийся таджикско-персидский поэт, математик, астроном, астролог, философ. Автор особого поэтического стиля «рубаи». Учился в Нишапуре, а затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др. В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане. В 1077 г. Хайям заканчивает свой замечательный математический труд "Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида". В 1080 г. Хайям пишет философский "Трактат о бытии и долженствовании", а вскоре другое философское сочинение - "Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность". Главные работы: «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы», "Свет разума о предмете всеобщей науки", "Трактат о существовании", "Книга по требованию (Обо всем сущем)", "Астрономические таблицы Малик-шаха", "Трактат об истолковании темных положений у Евклида", "Трудности арифметики", "Весы мудрости, или Трактат об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них". Основные поэтические произведения: около 400 стихотворений, представленных жанром афористичного четверостишья - рубаи Омар Хайям предложил новый календарь — более точный, чем юлианский и даже григорианский. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский) он выбрал соотношение «8 високосных на 33 года». В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. Впервые в истории математики дал полную классификацию всех видов уравнений (25 типов ). Его открытия в области физики, математики, астрономии переведены на многие языки мира и имеют историческое значение. Философия Омара Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения («Цель творца и вершина творения - мы»). Хайям страстно желал переустройства мира и делал для этого все, что в его силах: открывал законы природы, устремлял взгляд на звезды, вникал в тайны мироздания и помогал людям освобождаться от духовного рабства. Поэт также любил и реальную жизнь, протестовал против ее несовершенства и взывал наслаждаться каждым ее мигом. Бренность мира узрев, горевать погоди! Верь: недаром колотиться сердце в груди. Не горюй о минувшем: что было, то сплыло. Не горюй о грядущем: туман впереди...

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов