870, Матурид — 940, Самарканд) — мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним теологической школы, ставшей одной из двух (наряду с ашаризмом) ведущих школ суннитского калама — матуридизма. Праву ханафитского толка и другим религиозным наукам ал-Матурвди обучался в Самарканде, где впоследствии преподавал и жил вплоть до своей смерти.
Среди наиболее важных из изданных сочинений ал-Матуриди — обширный комментарий к Корану «Тавилат ал-куран», толкование к теологическому трактату «ал-Фикх ал-акбар» («Большой фикх») Абу Ханифы (основателя ханафитского толка в мусульманском праве, ум. 767) «Шарх ал-Фикх алакбар», а также «Книга о единобожии» («Китаб ат-таухид»), Лишь последнее признается вполне аутентичным (хотя бейрутское издание 1970 и представляет, по-видимому, одну из версий этой книги). Из не дошедших до нас трудов ал-Матуриди — трактаты по методологии права и работы в опровержение мутазилитов, каррамитов, шиитов и исмаилитов-карматов.
Если ашариты разрабатывали свое учение как серединное между мутазилизмом и традиционализмом, то ал-Матуриди и его последователи занимали срединную позицию между ашаритской и мутазилитской. В ашаритском духе ал-Матуриди учит о реальности и извечности субстанциальных атрибутов, об извечности Корана в отношении его «смысла» и становлении во времени в отношении словесного выражения этого смысла; о людских деяниях как сотворенных Богом, но «приобретенных» (касб) человеком. Однако в отличие от ашаритов (и мутазилитов), ал-Матуриди признает извечность также оперативных атрибутов, присоединяя к семи субстанциальным атрибутам, выделенным ашаритами, восьмой — творение («таквин»). Вслед за мутазилитами ал-Матурвди подчеркивал наличие у человека свободы выбора, отстаивал объективный и рациональный характер нравственных принципов. Для его онтологии и натурфилософии характерен отказ от финитизма (атомизма).
МАТУРИДИ Абу Мансур аль
МАТУРИДИ Абу Мансур аль
Источник: Новая философская энциклопедия