Аль Кинди
Источник: Философский словарь. 1963
аль - Кинди Абу Юсуф Якуб бен Исхак (кон. 8 в., Пуфа, Ирак -между 860 и 879, Багдад), араб. философ и ученый, первый представитель вост. аристотелизма. Автор более 200 работ, большая часть к-рых до нас не дошла. Был тесно связан с мутазилитами. Во время борьбы халифа аль-Мутаваккиля (847-861) с рационалистами подвергался гонениям. Ввел в науч. оборот произведения антич. философов, редактировал переводы на араб. язык с греческого через сирийский. Автор сокращенного изложения ряда произв. антич. философов и комм. к «Категориям» и «Второй аналитике» Аристотеля, «Элементам» Евклида и «Альмагесту» Птолемея. В русле аристотелевского учения о категориях К. выдвинул концепцию 5 прасубстанций: материи, формы, движения, пространства и времени. К. первым разработал концепцию четырех видов разума (актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося), на к-рую опирались др. арабоязычные философы. Оказал большое воздействие на развитие араб. и ср.-век. европ. философии; труды К. переводил Герберт (папа Сильвестр II), по ним учился Р. Бэкон.
Источник: Советский философский словарь
800-ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ, которого называли «философом арабов». Аль-Кинди хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии - труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др. Он писал: «Нам не следует стыдиться одобрения и обретения истины, откуда бы она ни исходила... Истиной никого нельзя унизить - наоборот, истина облагораживает всякого» [Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 59]. Был близок к мутазилитам. Написал более 200 произведений, в частности «О первой философии», «Книгу о пяти сущностях».
С начала VII в. на огромнейшей территории от Туркестана до Испании в результате арабских завоеваний образовалось многонациональное теократическое государство - Арабский халифат. В этом государстве больших успехов достигает развитие философии, в основном на основе усвоения древнегреческой философской мысли. Параллельно со схоластикой в V-XVI веках развивается и арабская философия, прошедшая по сравнению с развитием западноевропейской схоластики совсем другой путь. Аль-Кинди - крупнейший представитель этой арабской философии.
Тесно связывая философию с естественно-научными знаниями, аль-Кинди был убежден, что для того, кто хочет заниматься философией, обязательно знание математики. Он дает рационалистическое толкование философии, идя вслед за Аристотелем, полагавшим, что философия - знание обо всем. Аль-Кинди - переводчик произведений Аристотеля и его пропагандист. Он следует за Аристотелем и в учении о материи и форме, но при этом подчеркивает значение материи, рассматривая ее в качестве главной сущности: «Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не упраздняется» [Там же. С. 110].
Аль-Кинди - мусульманский философ, он даже привлекает аристотелизм для обоснования и объяснения существования «единственного Аллаха, великого и всемогущего» и для разъяснения того, что Аллах- «действующая и целевая причина всего» [Там же. С. 55]. Он приписывает Аллаху обладание божественным знанием, которого не может достичь философия. Коран для аль-Кинди - вершина божественного откровения.
кон. 8 в., Басра или Куфа, Ирак — между 860—879, Багдад) — арабский философ и ученый-энциклопедист, первый крупный представитель арабоязычного перипатетизма — фалсафы (отсюда его почетное прозвание «философ арабов» или «философ ислама»). Родился в знатной арабской семье, его отец был наместником; получил философское образование в Басре и Багдаде. Пользовался покровительством халифов ал-Мамуна и алМутасима (правили 813—842), был учителем и другом сына последнего — Ахмада, которому посвятил ряд своих трактатов. При ал-Мутаваккиле (правил 847—861) подвергался вместе с мутазилитами (см. Калам) гонениям.
Ал-Кинди принадлежит более 250 сочинений по философии, психологии, геометрии, астрологии, теории музыки, химии, медицине и многообразным ремеслам. Из них сохранилось менее 50, самое значительное среди них — «О первой философии», посвященное легализации философии античного типа.
В свете сочинений ал-Кинди его творчество предстает не как целостная система, а как конгломерат учений, восходящих к Аристотелю (о четырех причинах, о модусах изменения подлунного мира, о конечности всего актуального сущего, о разуме и его видах), Платону и Плотину (о Едином, о начальности времени, о происхождении души и ее посмертном восхождении в мир горний), пифагорейцам (о роли числовых и геометрических пропорций). В отличие от других представителей арабоязычного перипатетизма (ал-Фараби, Ибн Сина), ал-Кинди не перенял неоплатоническую концепцию эманации, отстаивал творение мира «из ничего», учил о превосходстве пророческого знания над философским. В мутазилитском духе решал типичные для калама вопросы о божественных атрибутах и свободе воли. Ряд трактатов ал-Кинди был известен и на латинском Западе (в их числе «De intellectu» и «De quinque essentiis»).
Соч.: Лбу Рида M. Расаил ал-Кинди ал-фалсафиййа, ч. 1—2. Каир, 1950—53; в рус. пер.— В кн.: Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961, с. 37—192. Лит.: Rescher N. al-Kindi. An Annotated Bibliography. Pittsburgh, 1964; Aliyeh G. N. al-Kindi: the Philosopher of the Arabs. Rawalpindi, 1966; JolivetJ. Lintellect selon al-Kindi. Leiden, 1971; Ivry A. L. al-Kindis Metaphysics. Albany, 1974.
H. В. Ефремова
Источник: Новая философская энциклопедия
а л ь - К и н д и, латинизированное Аlchindus), Абу Юсуф ибн Исхак (800–879) – араб. философ, врач, математик и астроном. Жил в Басре и Багдаде. К. выступал за свободное развитие науки и философии. Он первым среди арабов выступил как сторонник аристотелизма (к-рый воспринял через александрийскую школу), как комментатор Аристотеля. На место десяти категорий Аристотеля К. поставил пять "прасубстанций" – материю, форму, движение, пространство и время. В противовес мутакаллимам, отрицавшим возможность познания бытия с помощью науки, он считал разум человека единств; источником и критерием в познании реальной действительности. К. предложил схему трех ступеней науч. познания: от первой ступени – логики и математики, через второй этап – естеств. науки, познание на третьей ступени восходит к проблемам метафизическим. К. определял философию как познание вещей в их реальности. За свои прогрессивные идеи К. подвергался преследованиям со стороны исламских схоластов, соч. его были уничтожены [сохранившиеся отрывки см. V. G. Fl?gel, Al-Kindi, genannt der Philosoph der Arabern, в кн.: Abhandlungen f?r Kunde des Morgenlandes, Bd 1, Lpz., 1857; A. Nagy, Die philosophischen Abhandlungen des Ja´q?b ben Ish?q al-Kindi, M?nster, 1897 (Beitr?ge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 2, H. 6) ]. Вновь обнаруженные тексты опубликованы в кн. M. A. Abu-Rida, Rasail al-Kindi al-falsafiyya, t. 1–2, Каир, 1950–53, частично переведены в кн. "Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв.", М., 1961. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 228–29; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 56, 58–59; Григорян С. Н., Великие мыслители Арабского Востока, М., 1960; Boer T. J., The history of philosophy in Islam, L., 1933; Ritter ?. e Walzer R.., Studi su al-Kindi..., "Accademia nazionale del Lincei. Memorie. Classe dei scienze morali", ser. 6, 1938, v. 8, fasc. 1, p. 1–64; Guidi M. e Walzer R., Studi su Al-Kindi..., там же, 1940, v. 6, fasc. 5, p. 375–419; Cortabarria ?., Las obras у las doctrines del filosofo Alkindi..., "Estudios filos?ficos", 1951–52, v. 1, p. 191–209. С. Григорян. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.