ТОЛК

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ТОЛК
разновидность к.-л. релит. учения. Наиболее широкое распространение получили Т. в старообрядчестве (см., напр., Беглопо-повцы. Поморский толк, Спасов-ский толк, Филипповекий толк и др.). Старообрядч. толки распадались на более мелкие течения -согласия.

Источник: Атеистический словарь

ТОЛК
разновидность к.-л. религ. учения или направления, гл. о. в старообрядчестве и сектантстве. Старообрядч. Т. распадались на более мелкие течения - согласия, хотя это разделение на «толки» и «согласия» довольно условно. См. Беглопоповщинский толк, Бегунский толк. Поморский толк, Спасовский толк, Федосеевский толк, Филипповский толк.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ТОЛК
одно из наиболее крупных формирований (ветвей), на к-рые распались осн. направления в старообрядчестве - поповщина и беспоповщина. Так, напр., старообрядцы-беспоповцы разделились на поморский, федосеевский, филипповский, страннический (бегунский), нетовский Т. Свое название Т., а также согласия, на к-рые они распадались, нередко получали по имени своего основателя. толстовцы - последователи религ.-философ, учения Л. Н. Толстого, превратившие в догму идеи социальной пассивности, «непротивления злу», «нравств. самоусовершенствования», любви между угнетателями и угнетаемыми, отрицание культуры и возводившие в идеал патриарх, строй обществ. и семейной жизни. Как обществ. течение толстовство возникло в 80 - 90-х гг. 19 в. К нему охотно обращались представители мелкобурж. кругов и нек-рые представители либеральн. дворянства, разочаровавшиеся в революц. движении, напуганные разгулом политич. реакции. Т., высланные царизмом за границу за поддержку духоборов и оппозицию господствующей церкви (В. Г. Чертков, П. И. Бирюков), создали издат. центры в Швейцарии и Англии и публиковали на рус. языке периодич. издания «Свободная мысль», «Листки Свободного слова», сочинения Л. Н. Толстого, запрещенные в России; связывались с оставшимися в России единомышленниками, налаживали контакты с рус. сектантами (духоборами, молоканами, трезвенниками и др.) в России и за рубежом. Они претендовали на роль идейного и организац, центра рус. религ. сектантства, пропагандируя в его среде свое жизнепонимание. Пользуясь класс, ограниченностью и предрассудками сектантов, Т. открыто выступали против социал-демократии, пропаганды, направленной на революц. просвещение сектантов. Л. Н. Толстой неоднократно высказывался против использования его религ.-философ, учения в качестве новой сектантской доктрины и объединения своих последователей в секту. Тем не менее еще в дореволюц. России возникли толстовствующие общины, а также сельскохозяйств. колонии, состоявшие из толстовцев. После Октябрьской революции и принятия декрета об отделении церкви от государства идеологи толстовства (Чертков, Бирюков, Трегубов, Шохор Троцки й и д р.) повел и проповедь «христианского анархизма» и создали «Общество истинной свободы в память Л. Н. Толстого» с центром в Москве и отделениями в ряде городов и сел. Политич. позиции Т. привели к полной изоляции их со стороны трудящихся масс, а их религ. учение быстро теряло влияние и потерпело окончат, крах в годы социалистич. преобразования деревни. Религ. учение Л. Н. Толстого наиболее систематизировано в его сочинениях «Исповедь», «В чем моя вера», «Крейцерова соната». Учение Л. Н. Толстого в кон. 19 - нач. 20 в. нашло сочувственный отклик у ряда мыслителей и обществ. деятелей в Индии, Японии, Западной Европе, Его проповедь непротивленчества и пассивности была объяснена В. И. Лениным из противоречий пореформ. развития в России и подвергнута им критике в ряде статей о Л. Н. Толстом.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7



Похожие термины:

  • БЕГУНСКИЙ ТОЛК, страннический толк

    течение в беспоповском старообрядчестве, возникшее в кон. 18 в. В разных районах России его последователей именовали пустынниками, скрытниками, голбешниками (голбец - подполье). Сами верующие назыв
  • ПОМОРСКИЙ ТОЛК, даниловцы

    умеренное течение в беспоповщине (старообрядчестве), начало к-рому было положено Данилой Викулиным и братьями Денисовыми, основавшими на р. Выге (Поморье) в 1695 общину. В 1706 недалеко от нес на р. Лскс
  • ФЕДОСЕЕВСКИЙ ТОЛК

    течение в беспоповщине (старообрядчество), основанное в кон. 17 в. Феодосием Васильевым. Соц. базу Ф. т. составили народные низы, гл. обр. беглые крестьяне, отсюда непримиримое отношение к самодержави
  • СПАСОВСКИЙ ТОЛК

    течение в беспоповщине (старообрядчество), зародившееся в конце XVII в. в Керженских лесах. Согласно его вероучению, «нет в мире ни правосл. священства, ни таинств, ни благодати», а «спасение» можно по
  • СТРАННИЧЕСКИЙ ТОЛК

    см. Бегунский толк.
  • ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК

    течение в беспоповщине (старообрядчество), выделившееся из поморского юлка в 1737 в знак протеста против включения руководством поморцев в богослужение молитвы за царя. Возглавил новое течение ино
  • БЕГНСКИЙ ТОЛК

    страннический толк - одно из крайних течений в беспоповщине (старообрядчество). Основан в конце XVIII в. беглым солдатом Евфимием и был одним из проявлений протеста крепостного крестьянства против у
  • ПОМОРСКИИ ТОЛК

    даниловцы - умеренное течение в беспоповщине (см. также Старообрядчество). Первая община П. т. была основана на р. Выге (Поморье) в 1695 дьячком Данилой Викулиным (отсюда - Даниловцы) и братьями Денисовы
  • ФИЛИППОВСКИИ ТОЛК

    течение в беспоповщине (старообрядчество), выделившееся из поморского юлка в 1737 в знак протеста против включения руководством поморцев в богослужение молитвы за царя. Возглавил новое течение ино
  • БЕГЛОПОПОВЩИНСКИЙ ТОЛК

    течение в поповщине (старообрядчество), использовавшее для богослужебных целей священников, перешедших в Б. т. из офиц. правосл. церкви. До возникновения белокриницкой иерархии беглопоповщина был