ОПИСАНИЕ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОПИСАНИЕ
см.: Высказывание дескриптивное.

Источник: Словарь по логике

Описание
этап познания, на котором дается ответ на вопрос «что такое?» данный предмет. В научном познании О. предстает как эмпирический этап и уровень познания.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ОПИСАНИЕ
этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных наблюдения или эксперимента. В более широком смысле - вся совокупность приемов актуализации уже имеющихся знаний, в том числе теоретических.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Описание
один из этапов эмпирического познания, упорядоченное изложение фактов, с целью вызвать ясное и отчетливое представление о них. Описание интересует, «что» и «как», а также «почему» и «отчего» (т. е. каковы причины). Латинский аналог понятия — дескрипция.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ОПИСАНИЕ
фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, напр., путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались др. лицами.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

ОПИСАНИЕ
этап науч. исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определ. систем обозначений, принятых в науке. О. производится как путем обычного языка, так и спец. средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т. д.). О. подготавливает переход к теоретич. исследованию объекта в науке (см. Объяснение).

Источник: Советский философский словарь

ОПИСАНИЕ
дескрипция, упорядоченное изложение обстоятельств дела с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом. Описание придерживается фактов, его интересует, "что" и "как", в то же самое время описание помогает раскрыть и причины, объяснить "почему" и "отчего". Способ описания (дескриптивный, описательный метод) является одним из методов, но отнюдь не единственным в науке.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОПИСАНИЕ
лингвистическая процедура процесса познания, состоящая в констатации с помощью слов и предложений естественного или искусственного языка предмета познания, его свойств, отношений, закономерностей. Для научного описания характерно стремление к максимальной однозначности, точности, определенности всех используемых слов (предметных, логических и грамматических). В науке одним из главных средств достижения этой цели является использование языка математики. Описание составляет необходимый начальный этап научного исследования любого предмета, на смену которому впоследствии приходят его объяснение, обоснование, понимание. (См. язык, синтаксис, семантика).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Описание
этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. О. производится как путем обычного языка и цифр, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т. д.). О. подготовляет переход к теоретическому исследованию объекта (Объяснение) в науке. О. и объяснение тесно связаны, диалектически переходят друг в друга. Без О. фактов невозможно их объяснение; с др. стороны, О. без объяснения еще не составляет науки. Истолковывая природу научного исследования с позиций крайнего феноменализма, позитивисты (Конт, Мах, Пирсон и др.) объявили задачей науки только «чистое описание фактов». В совр. позитивизме эта теория приняла весьма завуалированный вид.

Источник: Философский словарь. 1963

ОПИСАНИЕ
(Beschreibung) — дескрипция, упорядоченное изложение обстоятельств дела с целью вызвать ясное и отчетливое представление о сообщаемом. Описание придерживается фактов, его интересует, «что» и «как», в то время как объяснение помогает раскрыть также и причины, выяснить «почему» и «отчего». Способ описания (дескриптивный, описательный метод) использует, как правило, естественный язык и является одним из методов, но отнюдь не единственным в науке. Например, математическое описание ограничивается лишь воспроизведением связей величин, существенных для какогото природного события, и при этом используется исключительно формализованный язык.
Kaulbach. Philos, der В., 1968; F. D. Newman. Explanation by Description. Den Haag; Paris, 1968; F. Fellmann. Wiss. als B., in: Arch. Begriffsgesch., 18 (1974).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОПИСАНИЕ
воспроизведение характеристик объекта с целью воссоздать в сознании других людей картину, образ этого объекта. О. может быть осуществлено на уровне, близком к чувственному, наглядному (рисунок), средствами обыденного языка (портрет в литературном произведении), с помощью специальных понятий, выражающих существенные характеристики и связи объекта. В зависимости от используемых средств результаты О. могут иметь различную практическую и научную ценность, различную степень соответствия объекту. Термином «О.» обозначают обычно особый этап научного исследования, заключающийся в фиксировании (теми или иными средствами) результатов наблюдения и эксперимента. С помощью такого О. получают эмпирическое знание, знание об отдельных приобретенных опытным путем фактах. Благодаря созданию теории, раскрывающей законы, существенные связи, эти факты находят свое объяснение.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ОПИСАНИЕ
фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений  об  объектах,  полученных  в  результате  наблюдения,  поэтому  его можно  рассматривать  как  завершающий  этап  наблюдения,  когда  чувственнаяинформация переводится на язык понятий, знаков, схем и др., приобретая удобную для рациональной обработки форму. Описание бывает качественное и количественное (на основе измерительных приборов). Описание результатов наблюдения  является  эмпирическим  базисом  науки,  на  основе  которого  создаются эмпирические  обобщения,  сравниваются  изучаемые  объекты,  проводится  их классификация.  Описание  должно  отвечать  следующим  требованиям:  а)  быть максимально полным, б) точным, в) объективным, г) давать достоверную и адекватную картину объекта, д) использовать понятия, имеющие однозначный смысл. Все науки в своем развитии проходят «описательную стадию». Если  меняются средства описания, то это ведет к смене парадигмы.

Источник: Философия науки и техники: словарь

описание
ОПИСАНИЕ — построение целостного представления о конструктивных особенностях изучаемого объекта и формах его внешнего поведения. Процедура О. является (наряду с объяснением и прогнозированием) одной из важнейших функций научного познания. По своей сути О. является способом фиксации определенного фрагмента действительности в сознании исследователя. Лишь выделив специфические характеристики интересующих его явлений, связав эти характеристики между собой в некоторую систему и ранжируя их по шкале «существенные — второстепенные», исследователь получает возможность определить область изучаемых явлений в качестве объекта.         С точки зрения эпистемологического подхода О. представляет собой процедуру совмещения некоторого набора внутренних состояний исследователя, испытываемых им при проведении познавательных действий, с системой стандартных для профессионального круга способов языкового выражения этих состояний. О. всегда есть фиксация наблюдаемых состояний мира в конкретном языке науки. Поэтому один и тот же объект может быть представлен различным образом в конкретных дисциплинарных языках (например, вода в рамках химического подхода определяется одним набором характеристик, тогда как физики выделяют существенно иные). Кроме того, способ О. существенно зависит от используемых исследователями технических средств (приборов).         Не случайно одним из важнейших методологических регуляторов современной науки является принцип дополнительности. В соответствии с ним, О. объекта определяется «языком приборных показаний», а потому одна и та же область изучаемых явлений может быть представлена в качественно различающихся и не сводимых друг к другу фрагментах знания. О. является непременной основой всех последующих форм изучения действительности. Среди различных его уровней можно выделить количественное и качественное, О. устройства объекта и О. его функционирования. Их совокупность обеспечивает первичную систематизацию знаний об интересующей исследователей предметной области.         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ОПИСАНИЕ
Существует три возможных способа мысленного постижения действительности. Это - каузальный, феноменологический и "бытийственный". В первом способе вещь объясняется с процессуальной стороны, т. е. с причинно-следственной т. зр. В этом отношении вещь видится в качестве посредника (звена в цепи), но не в качестве чего-то самодовлеющего. Феноменологический способ О. предполагает осмысление вещи внутри себя самой как структуры и формы. И, наконец, третий, "бытийственный", способ требует предельно "объективного", независимого от субъекта охвата вещи, включающего всю совокупность "энергий" и "сил", явивших ее к бытию. Господство того или иного способа постижения действительности характеризует то или иное жизнеотношение в определенную культурноисторическую эпоху. Так, новоевропейская "научность", в противоположность античной, в особенности на стадии своего становления, принципиально основывалась на решающем перевесе наблюдения каузальных связей. В центре был поставлен эксперимент, ориентированный не на образ, а на эффект, на познание причины из "причиненного" следствия. Именно эта эпоха проводит экспансию объяснительного метода, как подведения особенного под всеобщее, во все виды человеческого знания, обесценивая способ О., под которым оно видит лишь схватывание единичного. Дело существенно меняется по мере углубления методов исследования в области исторических, феноменологических, герменевтических, лингвистических и т. п. наук. Картезианский идеал науки как системного знания о всеобщих законах, допускающих математическое выражение, был ориентирован на точное естествознание и составил основание для наук объясняющих. Дж. Вико стремится утвердить другой фундамент для познания, заявляя, что исторический мир, создаваемый человеком, является более доступным для выявления "первых причин", чем мир природы. Различие "наук о духе" и "наук о природе" резко ставится в неокантианстве: Виндельбанд противопоставляет номотетические науки и идиографические. Их различие объясняется противоположностью методов: естествознание генерализует, подводя факты под всеобщие законы; "науки о культуре" - индивидуализируют. Герменевтическое обоснование специфики "наук о духе" как наук понимающих, ориентированных на истолкование особенностей и внутреннего смысла культурных традиций и текстов, имело место в работах В. фон Гумбольдта, Дройзена, Дильтея.
Метод О. обнаружил свои перспективы в феноменологии Э. Гуссерля. Он подразумевал обращение не к чувственному и опытному видению вещи, а ее интенциональному представлению. Описать воспринятое как таковое в феноменологическом аспекте - это значит на данном экземпляре, например, воспринятом доме, проследить различные дескриптивные измерения, которые принадлежат к каждой ноэме, включая ее онтический состав и все, находящиеся вне опыта признаки дома, предуказанные "горизонтным сознанием". Феноменологический метод состоит в О. сущности "себя-показывающего". Согласно герменевтике, эти сущности предпосланы как нечто понимаемое, но до их "направленного видения" они находятся в скрытом состоянии и поэтому требуют своего истолкования. М. Хайдеггером было показано, что т. н. точные науки также зиждятся на невысказанной онтологии. Хайдеггер различал анализ и аналитику. Первый касается оптической области (отношений вещей сущего), второй - онтологической области (экзистенциальных отношений). Анализу присуще обращение к причине, породившей предмет, т. е. он включает расчленение его на составляющие и их каузальное объяснение. Аналитика ставит себе в задачи в некоей связности описывать показывающиеся экзистенциальные общественно-исторические и индивидуальные существования. Но в естественных науках, опирающихся на анализ, в действительности не существует некоего объективного содержания. Ибо то, что в классической физике зовется природой, обозначается как равномерная прямолинейная связность движения точек массы. Благодаря этому допущению, произведенному человеком, природа представляется через свою законосообразность и становится предметом для возможных исчислений и предсказаний всех процессов. Кроме того, в качестве объективного критерия наука выдвигает эксперимент. Однако предмет в нем исследуется через заранее определяющую природу теорию. А это означает, что через фактический итог эксперимента подтверждается правильность теоретического высказывания. "Объективная чистота" эксперимента и факта оказывается несбыточным раем для естественных наук, а анализ экзистенциально-онтологически укорененным в аналитике.
В лингвистике переход на описательную модель был ознаменован открытием произвольного характера связи между означающим и означаемым в знаке и еще более определенно - между знаком и обозначаемым им объектом. Представление о несвободе говорящего "перед лиВДм знака", составные части которого - означаемое, означающее, объект - связаны беспрекословной волей социального закона, сменилось представлением о свободе говорящего, в силах которого - в известных пределах - изменять эти связи. Отходом от "естественности" связи между означающим и означаемым одновременно отвергалась "естественность" и "единственность" логики жизни и поведения человека, что открывало простор для их теоретического моделирования. Знак перестал казаться выражением реальности, а выступил, скорее, в роли ее означающего начала.
Значительным вкладом в развитие принципов О. явилась "теория дескрипций" Б. Рассела. Под дескрипциями (описаниями) он понимал специфические конструкции в естественных и логических языках, выполняющие ту же роль, что и называние собственным именем. Т. е. дескрипция - это способ языковой индивидуации объектов. В естественных языках аналогами дескрипции являются артикли - соответственно определенный (определенные дескрипции) и неопределенный (неопределенные дескрипции). В логических языках дескрипции вводятся специальными операторами дескрипции или предикатными формулами, включающими функциональные символы и символ тождества (равенства). Рассел предложил различать два объекта: 1) имя, являющееся простым символом, прямо обозначающим индивидный объект, который и составляет значение имени, существующее само по себе и не зависящее от других слов; 2) дескрипцию, состоящую из нескольких слов с фиксированными значениями, из которых создается то, что может быть принято за "значение" дескрипции. Оказалось, что суждение, содержащее дескрипцию, не тождественно суждению, в котором дескрипция заменена именем, даже если это последнее именует тот же объект, который дескрипция описывает. В этом случае чаще всего имена фигурируют в функции дескрипции: индивид ими не именуется, а описывается как носитель соответствующего имени. Когда имя употреблено по назначению, т. е. только для указания на предмет речи, оно не является частью ни утверждаемого нами факта, ни лжи, если наше утверждение окажется ошибочным, - оно не больше чем элемент той системы символов, которой мы пользуемся, чтобы выразить мысль. Рассел считает, что в любом знании, выраженном словами, не могут фигурировать никакие имена в строгом смысле этого термина, и то, что кажется именем, на самом деле является дескрипцией. Рассел различал О. и "знакомство", полагая, что первое никогда не может быть полным, тогда как второе дает нам нечто большее, чем О.
Л. Витгенштейн возражал, полагая, что "высказывание" утверждает все, что следует из него. "То, что ищут в пространстве ("пространство" в этом смысле означает все, в чем должны быть уверены для того, чтобы быть в состоянии задать вопрос. - Авт.), должно полностью поддаваться описанию: описание должно быть в состоянии дать мне все, что я последовательно обнаруживаю" (Витгенштейн Л. Лекции: Кембридж 1930 - 1932 // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993, с. 289). Согласно Витгенштейну, естественный язык является источником образования "форм жизни", под которыми он понимал формы социокультурного общения (включая и экстралингвистический компонент). "Формы жизни" у Витгенштейна, соответствующие "жизненным мирам" Гуссерля, подчинены не правилам синтеза сознания, а правилам грамматики языковых игр. "Формы жизни" принципиально замкнуты и не могут быть подвержены объяснению, поскольку их внутренние связи носят характер конвенций и они не являются обозначением фактов действительности, с которыми имеет дело естествознание. Впрочем, и наука также является одной из "форм жизни". "Формы жизни" могут лишь "показываться", и понимать значение слов, заключенных в них, означает умение описывать употребление этих слов, т. е. описывать те совместные действия, в которых участвуют носители языка.
Наиболее продуктивными в научном отношении можно считать попытки, преодолевающие противопоставление "описательного" и "объяснительного" подходов, которые делались в направлении релятивизации номотетики и идиографии и признании их дополнительности (концепция "идеальных типов" М. Вебера); в направлении приведения духа и природы к единым трансцендентально-феноменологическим основаниям (Гуссерль); в направлении экзистенциально-онтологической интерпретации "понимания", по отношению к которому "объяснение" выступает как один из моментов (Хайде.тер); в направлении универсализации герменевтики (Г. Гадамер); в направлении рассмотрения их как двух аспектов понимания (П. Рикер); выявления диалогического, гуманитарного контекста всякой науки.
Итак, О. предполагает: 1) осмысление объекта, исходящее из его индивидных особенностей; 2) объект О. не может быть окончательно заранее дан, а формируется в ходе О.; 3) в О. мир типизируется прежде всего не в форме предикатов, и даже не в форме событий в "чистом виде", а в форме индивидов, т. е. событие приобретает обобщенную форму, приурочиваясь к какому-либо лицу; 4) О., с эпистемологической т. зр., обязательно должно включать момент объяснения.
С. А. Азареико

Источник: Современный философский словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Логико-лингвистическое описание понятия изменение

Стешенко Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Онтология рода: экспликация и описание

Голдобина Лидия Анатольевна
Исследуется специфика рода как способа и формы бытования бытия. Проводится выделение и описание родовых характеристик бытия, что позволяет представить род в качестве онтологической реалии.
Читать PDF
0.00 байт

Методологический анализ современных физических теорий: претензии на описание сознания как объекта ре

Иллензеер Д. Н.
В работе проводится анализ современных научных теорий, претендующих на описание сознания как объективно существующего объекта реальности.
Читать PDF
0.00 байт

Культурологическое описание музыкального мифа

Пичко Наталья Сергеевна
Осмысливается философия А.Ф. Лосева через язык музыкальной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Описание процесса означивания в теории коммуникации

Федотова Марина Геннадьевна
В статье описываются две основные парадигмы современной теории коммуникации динамическая и кибернетическая. Речь идет об их эвристических возможностях и ограничениях.
Читать PDF
0.00 байт

Историческое описание и систематическая реконструкция. О книге Д. Нолана «Дэвид Льюис»

Веретенников А. А.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 02. 038. Петерс М. Описание я: витгенштейн, исповедь и педагогика. Peters M. writing the self:

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
0.00 байт

Парадигма города как социально-онтологическое описание урбанистических процессов

Горнова Галина Владимировна
В данной статье разрабатывается понятие парадигмы города как социально-онтологического основания урбанистических процессов. Описываются витальная и экзистенциальная парадигмы города.
Читать PDF
0.00 байт

Онтологические допущения и математическое описание реальности

Гутнер Григорий Борисович
Обсуждается проблема применимости математики к научному описанию реальности. Показано, что применимость математики зависит от определенных онтологических допущений, прежде всего от того, как представляется связь целого и частей.
Читать PDF
0.00 байт

Постмодернизм как идеологическое и политическое описание мира

Ашимова Виктория Анатольевна
Статья посвящена кризису релевантного описания дискретных и паралогичных процессов мира, который подробно представляет в гуманитарном дискурсе постмодернизм.
Читать PDF
0.00 байт

Буддийский тантрический трактат «Абхишека-нирукти»: описание санскритского письменного памятника с п

Бушуев Евгений Сергеевич
Публикация посвящена буддийскому тантрическому трактату XI в. «Абхишека-нирукти», принадлежащему индийскому ученому Суджаяшригупте. Статья содержит его описание, а также перевод вступительных и заключительных строф. Библиогр.
Читать PDF
0.00 байт

Описание индивидуального сознания в рамках принципа интенциональности

Калинин Павел Евгеньевич
В статье исследуется возможность построения модели индивидуального сознания на основе принципа интенциональности как базового в контексте феноменологического подхода.
Читать PDF
0.00 байт

Язык, описание и необходимость. Была ли феноменология Витгенштейна гуссерлевской феноменологией?

Пекарски Михаль
В этой статье мы постараемся доказать, что так называемая феноменология Людвига Витгенштейна не была феноменологией в гуссерлевском смысле слова.
Читать PDF
0.00 байт

О роли метафоры в философском языке описания сознания

Мигуренко Р. А.
Анализируется влияние естественного языка на формирование и решение проблемы сознания, роль метафоры в научном познании, описании сознания и его мифологизации, зависимость моделей сознания от языка описания.
Читать PDF
0.00 байт

Концептуальные понятия и модели описания конверсии сознания

Кардашевский Валерий Валентинович
Раскрыта онтогносеологическая концепция конверсии сознания. Исследованы сложившиеся модели описания конверсии сознания.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Знание через описание и через непосредственное знакомство

    Мы непосредственно знакомы с фактами ощущений, со многими универсалиями и, возможно, с собой, но не с физическими объектами или другими разумами. Мы обладаем описательным знанием объекта в том слу
  • Знание через описание

    Мое знание стола как физического объекта, наоборот, не является прямым знанием. В таком виде, в котором оно существует, оно получается благодаря непосредственному знакомству с фактами ощущений, с
  • ОПИСАНИЕ, дескрипция

    (лат. descriptio) — этап науч. исследования, представляющий собой фиксирование данных эксперимента или наблюдения с помощью опред. систем обозначений, принятых в науке. О. производится как с помощью обы
  • ОПИСАНИЕ, описательное высказывание, дескриптивное высказывание

    от англ, description — описание) — высказывание, главной функцией которого является описание действительности. Если О., даваемое высказыванием, соответствует реальному положению дел, высказывание счи
  • ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ

    англ. state description) - термин, введенный австрийским логиком Р. Карнапом для обозначения одного из возможных распределений истинностных значений атомарных высказываний некоторого языка. Рассмотрим, н
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

    библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей
  • ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

    описание изобретения является неотъемлемым приложением к патенту и составляется в соответствии с формулой изобретения, которой описание заканчивается. Описание и формула изобретения определяю
  • ОПИСАНИЯ ОПЕРАТОРЫ

    операторы дескрипции) – логич. операторы, посредством к-рых вводятся в рассмотрение т.н. описания (описательные о п р е д е л е н и я) – языковые конструкции (выражения), играющие роль собств. имен (в д
  • Метод плотных описаний

    метод синхронного анализа биографии и произведений одного объекта исследования. Задача через максимально подробное («плотное») восстановление биографии объекта исследования, выявить «критичес