СОВЕСТЬ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Совесть
способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному (например, неисполненность долга), что выражается эмоциональным дискомфортом, чувством вины и раскаяния.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Совесть
Зов совести имеет характер призыва присутствия к его наиболее своей способности быть самим собой, причем в модусе взывания к его наиболее своему бытию-виновным. Зов совести, взывая к способности быть, не выдвигает пустого идеала, а вызывает в ситуацию.

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

Совесть
состояние души, при котором она дает знать сознанию Человека о нарушении им принятых его душой критериев, являющихся частью его этического пространства. Голос совести – это голос оценок, принятых организмом, прежде всего, его высшей душой, по сравнению с Критериями Природы, диктующими требования к человеку, проявляющиеся в его долге.

Источник: Краткий критериологический словарь

СОВЕСТЬ
способность человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков. С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях "спокойной С.".

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Совесть
понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

Источник: Тематический глоссарий по философии

СОВЕСТЬ
категория этики, характеризующая способ­ность личности осуществлять нравственный самоконт­роль, самостоятельно формулировать для себя нравст­венные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания лич­ности. С. проявляется как в форме рационального осоз­нания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (напр., «уг­рызений С.»). См. также Мораль, Этика.

Источник: Советский философский словарь

Совесть
Совестью называется особенный род внутреннего чувства, свойственного человеку, которое своим приятным или неприятным состоянием, при добром или дурном поступке, дает нам возможность сознавать самое качество его. Совесть — это внутреннее чувство нравственного свойства; в ней происходит, как бы невольно, наше со-ведение, согласное с каким-то другим ведением, в ней же совершающимся и от нашей воли не зависящим. В совести можно различать три момента — законодательный, судебный и исполнительный.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Совесть
(συνείδησις, conscientia). Совестью называется особенный род внутреннего чувства, свойственного человеку, которое своим приятным или неприятным состоянием, при добром или дурном поступке, дает нам возможность сознавать самое качество его. Совесть — это внутреннее чувство нравственного свойства; в ней происходит, как бы невольно, наше со-ведение, согласное с каким-то другим ведением, в ней же совершающимся и от нашей воли не зависящим. В совести можно различать три момента — законодательный, судебный и исполнительный.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

СОВЕСТЬ
внутренний нравственный судья человека, являющийся основным законом морали. Совесть - специфическй механизм нравственного самоопределения:, это ведущий стимул совершенствования человека, оценивающего свои поступки на основе нравственного идеала и доминирования в человеке ответственности перед самим собой и мирозданием за свою жизнедеятельность и поступки Другого. Сама этимология слова «со-весть» говорит о том, что это «весть» переданная со-обществом о том, как человек раскрывает свои потенциальные возможности в движении к идеалу.

Источник: Тематический философский словарь

Совесть
способность личности самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить нравственный самоконтроль и самооценку совершаемых поступков; эмоционально-психологический механизм соотнесения собственного поведения с морально-нравственными образцами должного и принятия на себя вины в случае их расхождения. Как реакция не только на поступки, но и на мотивы возможных поступков, блокирует («запрещает») превращение негативного мотива в аморальное или противоправно-криминальное деяние.

Источник: Философия права, словарь-минимум

Совесть
комплекс эмоциональных переживаний, основанных на понимании человеком моральной ответственности за свое поведение в об-ве, оценка своих действий и поступков самой личностью. С. — не врожденное качество, она определяется положением человека в об-ве, условиями его жизни, воспитанием и т. п. С. тесно связана с долгом. Сознание выполненного долга переживается как «чистая» С, нарушение долга сопровождается «угрызениями» С. Будучи активной ответной реакцией человека на требования об-ва, С. является мощным внутренним двигателем нравственного совершенствования личности.

Источник: Философский словарь. 1963

Совесть
универсалия культуры и понятие аксиологии, морального сознания, означающее внутреннюю убежденность в том, что является добром, а что злом; осознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть – это выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть осуществляется в виде: 1) рационального осознания нравственной оценки собственного поведения; 2) эмоциональных переживаний (т. н. «угрызений» совести).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Совесть
этическая категория, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиции добра и зла отношение к своим и чужим поступкам. Совесть выносит свои оценки как бы независимо от практических интересов, однако в различных проявлениях совесть человека отражает воздействие на него конкретных социальных и исторических условий жизни и воспитания. Совесть не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, которые выработаны в общественной практике. В отличие от мотива (чувства долга) совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед другими людьми и обществом [11,14].

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

СОВЕСТЬ
категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания. С. не порождает, а лишь закрепляет и воспроизводит те ценности и оценки, к-рые выработаны в обществ. практике, а следовательно, зависит в конечном счете от клас. и обществ, принадлежности человека. Науч. атеизм выступает как против нигилистич. отношения к С., считая ее существ, чертой духовного облика личности, так и против отношения к ней как неизменному и непогрешимому судье, данному нам богом. С ходом соц. и культурного прогресса интеллект. честность как одно из требований С. все более настоятельно требует отказа от релит, веры, как не имеющей логич. и фактич. обоснования, а также и морального оправдания.

Источник: Атеистический словарь

Совесть
одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к "носителю" совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.
По [16] совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во многих европейских языках слово "совесть" этимологически значит "совместное знание"; в русском языке оно происходит от слова "ведать" - "знать").
Ассоциативный блок.
В связи с тем, что совесть - свойство личности, то ее "наполнение и качество" существенно зависят от той культуры, которой обладает человек (как этнической, так и индивидуальной).

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

СОВЕСТЬ
от "со-ведать") – одно из основных понятий этики и главный составляющий элемент морального сознания и нравственности. Совесть представляет собой способность человека осознавать предъявляемые к нему нравственные требования и, исходя из них, контролировать свою деятельность. Совесть основана на понимании этических, моральных ценностей, умении выбирать среди них те, которые согласуют деятельность индивида со своим внутренним миром и с интересами других людей. Совесть является главным элементом нравственного самоконтроля, осуществляющим соотнесение своих поступков с нормами и ценностями, принятыми в обществе. Совестливый человек знает свои обязанности перед собой и другими людьми и несет за них ответственность. Если эти обязанности им по какой-либо причине нарушаются, он испытывает дисгармонию, стыд, старается исправить положение, прилагая при этом волю и желание привести отношения в норму. Понятие совести и, особенно, ее регулятивная функция в настоящее время значительно девальвированы (обесценены), нарушены, и это во многом определяет кризисные моменты в ценностных установках современного человека и общества.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СОВЕСТЬ
целостное образование (интеллектуальное, эмоциональное, волевое), являющееся духовным средоточием нравственной жизни человека. Совесть определяет способность личности осваивать выработанные людьми представления о ценностях, стремление направлять свои помыслы и поведение таким образом, чтобы при выборе между различным по ценности предпочтение отдавалось более ценному. Совесть побуждает предъявлять к внутреннему настрою и поведению (прежде всего - своим, а потом и других людей) требования, соответствующие целям как ценностям и поднимающие к высшим ценностям; более или менее самостоятельно выбирать направленность своих намерений и поведения; соразмерять, оценивать себя и свои действия а соответствии с этими ценностями, поощрять или осуждать - оправдывать или наказывать - себя, а потом и другого. Аристотель называл совесть внутренним судом праведного человека. Особая добродетель - справедливость заключается в умении правильно соизмерять ценности и вести себя соответственно вынесенным таким образом оценкам. Поступки, намерения, мотивы, свойства характера соотносятся (более или менее осознанно, но всегда эмоционально) с общей самооценкой личности, ее достоинством. Если оно представляется униженным, испытывается специфически моральное чувство стыда, выросшим - чувство гордости. Совесть выступает важнейшей составной и движущей силой нравственного совершенствования личности, ее свободы.

Источник: Краткий философский словарь 2004

СОВЕСТЬ
этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед об-вом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению об-ву, передовому классу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями об-ва, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С.— общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в к-рые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования об-ва и его прогрессивного развития С. является не только внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, но и стимулом ее деятельно-практического отношения к действительности. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (“угрызения С.”). Воспитание в каждом человеке С.— одна из наиболее важных сторон формирования личности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СОВЕСТЬ
сознание моральной ответственности за свое поведение; внутр. оценка человеком своих мыслей, чувств и действий в соответствии с усвоенными нравств. нормами, а также связанные с этой оценкой чувства морального удовлетворения или стыда. С. может удерживать человека от предосудит. поступков и побуждать к действиям во имя справедливости. Религ. проповедники, ссылаясь на якобы непроизвольность оценки человеком собств. поведения, приписывают совести зависимость от бога, объявляют ее «голосом божиим» внутри пас, «лучом, исходящим от самого неба», отождествляют С. с богобоязненностью. Марксисты стремятся «освободить совесть от религиозного дурмана» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 30), показывают, что она имеет природу социальную и при норм, развитии свободна от элементов мистицизма: она представляет собой сознание ответственности человека перед обществом, а не перед богом, и тем более действенна, чем глубже человек чувствует свою зависимость от людей, с к-рыми он живет и работает. Образ жизни людей, их классовая принадлежность оказывают на формирование С. решающее влияние. У имущих, привилегированных С. иная, чем у неимущих. Условия эксплуатат. общества, где господствует принцип «человек человеку - волк», морально калечат людей, выхолащивают их С, толкают их на сделки с ней. Выразителями чистой С. человечества становятся рев. пролетариат и его коммунистич. партия. При социализме и коммунизме С. освобождается от влияния деморализующих факторов и становится одной из важнейших черт нового морального облика людей.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Совесть
внутреннее основание регуляции морально-нравственных отношений. С. есть переживание собственного поведения и основа принятия решений в свете самоценности. Другого. Её можно назвать нравственным чувством подобно тому, как переживание отношения души к духу есть религиозное чувство. Голос С. не может быть заменен рациональными соображениями, ибо он включается там, где регулятивы, отражающие повторяющиеся отношения ( требования общепринятого, нормы права), не достаточны для разрешения ситуации, включающей в себя уникальные моменты субъективной реальности Другого. Совесть выполняет функцию самоконтроля, но на основе рефлексии в форме переживания. Естественно, феномен С. может и должен быть подвержен также и рациональной рефлексии и изучению, но этот уровень осмысления не способен схватить и, тем более, предопределить характер её решения в уникальной ситуации. Материалисты говорят об историческом характере совести, считая её отражением господствующих в обществе отношений. В этом есть только та доля истины, что объем тех, кого мы относим к Другим, обладающим самоценностью, действительно исторически изменчив. Прогресс в нравственности идет от распространения её только на членов своего рода к признанию её общечеловеческого характера и, наконец, к распространению её на природу (экологическая этика). Но категориальная характеристика её остается неизменной: она либо есть, либо её нет. Ист.:Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 189-190; его же. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 69-70.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

СОВЕСТЬ

(греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть", но "сам есть совесть" (С.Фейджин). Совесть действует сверхразумно как нравственная интуиция: "существование совести не совместимо с последовательным рационализмом, ибо ее духовная реальность ограничивает претензии разума на абсолютизм, а рационализма - на право быть исчерпывающей философской позицией" (Ю.Шрейдер). В христианстве: совесть - дар Божий для свидетельства Высшей правды: "Совесть - самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души. Через совесть дивным образом исполняется закон, который исполняется в любви к Богу и ближнему" (Ват.-II. РН, 16). Нередко говорят, что она не ошибается, а ее действие ограничивается или извращается ошибками разума, неверной направленностью воли, неведением, невниманием к высшим ценностям, пристрастиями к земному, самоутверждением или разладом психики человека. Искажения есть, но верно и другое: совесть не безгрешна и нуждается в очищении и развитии в духе смирения и открытости к Богу, к Церкви, к Евангелию. Человек должен всегда поступать по совести, отдавая себе отчет в ее возможности ошибиться, и должен трудиться, чтобы в голосе совести все яснее звучал голос свыше. Совесть может омертветь, если человек не раз отвергал ее и поступал вопреки. Голос совести может вступить в конфликт также и с требованиями, провозглашаемыми от имени Церкви. В таком случае долг христианина - следовать голосу совести, а не церковного авторитета. В жизни святых это в конечном счете служило благу Церкви.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СОВЕСТЬ
(Gewissen) — способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека: в более узком смысле — нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям (см. Synteresis). Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной; но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть как «окно, через которое проникает божественная воля» (Вюнш). Для Канта «авторитарный судья совести — это идеальная личность, которая сама себе создает разум». В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть — это призыв заботы. «Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в Мап к свободе на основе ничто. Этот призыв делает возможным движение собственного самостановления. Желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования» (Brecht. Einführung in die Existenzphilosophie, 1948). «Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства, и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности» (Виндельбанд). Для Фрейда, напротив, совесть существует с появлением Сверх-Я.
Reiner. Pflicht u. Neigung, 1951; W. J. Revers. Charakterpràgung u. G.sbildung, 1951; F. Pustet. G. skonflikt u. Entscheidung, 1955; H. Hàfner. Schulderleben u. G., 1956; Das G., 1958 (Studien aus dem C. G. JungInstitut Zürich VII); A. Spitaler, A. Schieb (Hgg.). Wissen und G. in der Technik, 1964; F. Stadter. Psycholanalyse und G., 1970; H. Chadwick. Betrachtungen über das G. in der griechischen, jüdischen u. ehr. Tradition, 1974; H. Holzhey (Hg.). G.?, 1975; J. Blühdorn (Hg.), Das G. in der Diskussion, 1976; A. Häberlin. Das G., 1978; J. Fuchs (Hg.). Das G., 1979; C. Holzapfel. Heideggers Auffassung des G.s vor dem Hintergrund traditioneller G. skonzeptionen, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СОВЕСТЬ
категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во мн. европейских языках слово «С.» этимологически значит «совместное знание»; в рус, языке оно происходит от слова «ведать» - «знать»), С. может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, напр. в чувстве угрызений С. или в положительных эмоциях «спокойной С.». Т. обр., С. - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед об-вом. Но форма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной С., человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Эта субъективная форма проявления С. послужила источником множества идеалистических мистификаций данного понятия в истории этической мысли. С. истолковывалась как голос «внутреннего Я», проявление прирожденного человеку чувства (Нравственного чувства теории), как единственное основание морального долга (Кант, Фихте). Ее часто противопоставляли не только повиновению внешним авторитетам, но также требованиям, предъявляемым человеку об-вом (Экзистенциализм). Марксистская этика доказывает, что С. имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека, зависит от его классовой и общественной принадлежности. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего-иная, чем у того, кто неспособен мыслить», - писал К. Маркс (т. 6, с. 140). И если С. человека, его внутренние убеждения приходят в столкновение с повелениями, идущими извне, то происходит это потому, что объективная действительность по-разному отражаетсяв сознании различных социальных групп, в официальных установках государственных и общественных институтов и убеждениях отдельных людей. Источник этих столкновений -общественные противоречия и социальная несправедливость, конфликты классовых интересов. В социалистическом об-ве требования С. нравственной личности не могут означать ничего иного, кроме служения интересам др. людей, коллективу. Поэтому возникающие иногда конфликты между личной С. и предъявляемыми извне требованиями являются только результатом неправильного понимания данной личностью или др. людьми долга человека перед об-вом. Принцип коллективизма в коммунистической нравственности нисколько не умаляет значения индивидуальной С. каждого. Напротив, в процессе строительства коммунистического об-ва все более возрастает роль сознательности каждого человека. С. все в большей мере проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в нравственной самокритике, к-рая в условиях развитого социализма выступает как нравственное требование (см. также Самодеятельность и творчество, Свобода нравственная).

Источник: Словарь по этике

СОВЕСТЬ
совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. «Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Через совесть человек познает этические ценности в их фактическом виде. В узком смысле совесть определяется как нравственное чувство, а в широком, как барометр мудрости, как софийное сознание, ориентирующее человека в космосе поступков. Способность в оценке действий с точки зрения добра и зла – основная черта человека, которая хотя и изменчива, все же, без сомнения, свойственна людям. Однако в реальности оно может притупиться или оказаться предельно ослабленным. Христианская этика сравнивает совесть с окном, через которое проникает божественная воля. Совесть может выражаться в чувстве стыда, раскаяния, сожаления о содеянном, в ощущении разлада с самим собой, что свидетельствует о наличии у человека самокритичности В то же время совесть – это деятельное сострадание чужому горю, несчастью, осознание несправедливости существующего порядка вещей с позиций добра и зла, нравственного идеала. Совесть требует от человека самооценки, самоосуждения с точки зрения интересов, надежд, чаяний окружающих. Чуткость, открытость миру, его проблемам и перспективам ведут к изменению взгляда на самого себя, позволяют подняться над собственными убеждениями и пристрастиями, стать их господином, а не рабом. В чувстве совести отражается не только неудовлетворенность человека самим собой, но и конфликт между тем, что существует, и тем, что, по его мнению, должно быть (между сущим и должным). Противоречивость окружающей действительности, ее несовершенство создают импульс для изменения себя и мира, заставляют человека жить по совести. Таким образом, совесть – это способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и поступать в соответствии с выдвигаемыми ими требованиями, способ, каким чувство ценности становится значимым для человека. В более узком смысле – нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо, что мудро, а что глупо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное онтологическое нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему, влиянию может развиться или заглохнуть. Христианская этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля. В фундаментальной онтологии Хайдеггера совесть – это призыв заботы. Она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в мир, к свободе на основе ничто. Очень интересны и актуальны взгляды казахского мыслителя Шакарима, ученика Абая на проблему совести. Он считает, что совесть обладает онтологическим статусом существования. Чтобы исправить природу человека и избавить его от пороков, надо создать науку совести и обучать этой науке всех «с младых ногтей». Для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественнонеобходимый ход его жизни нарушает эти обязанности.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Совесть
(Conscience).
Значение лат. слова conscientia складывается из префикса con и основы scio ("знать вместе с кемлибо", "обладать знанием, к-рое мы разделяем с другими"). Совесть это сознание, или, точнее, сознательность, ограниченная сферой морали, т.е. моральное сознание. В греч. языке НЗ это понятие передается словом syneidisis, к-рое состоит из префикса syn (" вместе ") и основы eidenai ("знать") и тоже означает "знать вместе с кемлибо", "обладать общим знанием". То же значение присуще и нем. слову Gewissen. Префиксу передает значение совместности, а основа wissen  "знать".
Представление о совести в Библии. Слово "совесть" не встречается в ВЗ, но это понятие отнюдь не чуждо библейским авторам и выражается с помощью термина "сердце". Совесть пробуждается в человеке уже на заре его истории и проявляется в чувстве вины, к-рое испытали Адам и Ева после падения. О Давиде сказано, что его сердце " вздрогнуло" (2Цар 24:10). Иов говорит: "...не укорит меня сердце мое..." (Иов 27:6). В покаянных псалмах с потрясающей силой звучит голос разбуженной совести (Пс31:15; 50:111).
Вавилоняне, как и евреи, отождествляли совесть с сердцем. У египтян не было слова, обозначающего совесть, но и они признавали ее силу, как свидетельствует египетская "Книга мертвых". Греки и римляне персонифицировали понятие "совесть" и изображали ее в виде демонических существ женского рода  эриний и фурий.
Слово syneidesis встречается в НЗ 30 раз: 19 раз в посланиях ап. Павла, 5  в Евр, 3  в пастырских посланиях ап. Петра, дважды  в Деян и один раз в Ин (8:9), хотя подлинность этого отрывка оспаривают многие исследователи.
Описание. Дар совести позволяет человеку отличать морально доброе от морально дурного; побуждает его совершать то, что он признает добрым и правильным, и удерживает его от совершения того, что он признает дурным и неправильным; позволяет ему выносить суждения о своих поступках и вершить суд в его душе. Толковый словарь английского языка Вебстера определяет совесть как осознание или чувство благого и дурного. Канта изумляют "приговоры той удивительной способности в нас, которую мы называем совестью". Некрые мыслители считали совесть органом этического чувства в человеке.
Совесть  врожденное свойство человека. Согласно ап. Павлу, совесть универсальна и присуща всем людям без исключения (Рим 2:1415). Ее нельзя считать порождением окружающей среды, следствием тренировки, привычки или воспитания, хотя на нее и влияют все эти факторы.
Три функции совести. (1)0бязывающая. Совесть побуждает совершать то, что человек считает хорошим, и воздерживаться от того, что представляется ему дурным. (2) Критическая совесть выносит суждение по поводу решений и поступков. (3) Исполнительная совесть вершит суд в сердце человека, исходя из той оценки, крую получили его действия и намерения. Она обличает поступки, противоречащие убеждениям человека, внушая ему тревогу, беспокойство, стыд или раскаяние, и поощряет те мысли и поступки, крые соответствуют его убеждениям.
Заблуждающаяся совесть. Это  противоречие в терминах, ибо совесть не заблуждается, неверной может быть лишь норма, на основании крой действуетсовесть.
Болезненная, извращенная или ограниченная совесть. Под этим следует понимать ограниченную и фанатичную совесть человека, утратившего чувстводолга.
Патологическая и невротическая совесть. Она берет начало в психических расстройствах или неврозах, причина крых  различные фобии, навязчивые идеи или болезненные психические состояния, возникшие вследствие насильственных или принудительных действий.
Сомневающаяся совесть. Она сопровождает поступки и мысли тех людей, крые пребывают в вечной неуверенности. Ап. Павел осуждает сомнение, ибо оно "не по вере; а все, что не по вере, грех" (Рим 14:23).
Черствая, бессердечная или мертвая совесть. Такая совесть уже не исполняет своего назначения изза того, что человек постоянно пренебрегал ею. Ап. Павел обличает людей "сожженных в совести своей" (1 Тим 4:2).
Добрая совесть. Когда человек действует в согласии со своими убеждениями, о нем говорят, что у него добрая совесть. "Вера не может существовать наряду со злоумышлениями и греховными действиями вопреки совести " (Формула согласия, Извлечение IV).
Общественная совесть. Слияние индивидуального морального сознания с коллективным моральным сознанием порождает общественную совесть.
Свобода совести. Это понятие подразумевает свободу исповедования и распространения к.л. религиозных взглядов или, напротив, добровольный отказ от всякой религии.
Совесть это дар Божий. Она способствует тому, что в мире сохраняются нравственность, справедливость, благопристойность, неоспоримо свидетельствуя о бытии Божьем.
А. М. Rehwinkel (пер. в. р.) Библиография: А. М. Rehwinkel, The Voice of Conscience; C.A.Pierce, Conscience in the NT; H.C.Hahn and C.Brown, NIDNTT, I, 348ff.; R. Jewett, PaulsAntropological Terms; C. Maurer, TDNT. VII, 898 ff.; N.H.G. Robinson, Christian Conscience; H. Thielicke, Theological Ethics , I, 298 ff.; K. Stendahl, "The Apostle Paul and the Introspective Conscience of the West", HTR 56:199 ff.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

СОВЕСТЬ
категория этики, обнимающая проблемы нравств. самоконтроля личности, способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их исполнения и оценивать свои действия. В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его самопознание (др.-греч. ??????????, как и лат. conscientia, означает и С., и осознание). В этой форме Сократ выступил за освобождение индивида от безусловной власти над ним обществ. и родовых традиций. Однако лишь в новое время категория С. приобретает большое значение в этике, что отразило процесс освобождения личности от феод.-сословных, цеховых и церк. регламентации в ходе развития бурж. отношений. Вопрос о личной С. является одним из центр. в идеологии Реформации (идея Лютера о том, что глас божий присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви). Философы-материалисты 17–18 вв. (Локк, Спиноза, Гоббс., др. материалисты 18 в.), отрицая врожденный характер С., обращают внимание на ее зависимость от обществ. воспитания, условий жизни и интересов личности. Ограничиваясь лишь констатацией этой зависимости, они, как правило, приходят к релятивистскому истолкованию С. Локк, напр., говорит, что "...если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни испытывают угрызения совести из-за совершения или несовершения поступков, которые другие в другом месте считают достойными" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 99). Аналогичную мысль высказывает Гольбах (см. "Система природы", М., 1940, с. 140). Релятивистское истолкование С., имеющее у просветителей антифеод. и антиклерик. направленность, провозглашающее свободу личной С., тем не менее лишает в значит. мере С. ее личностного, "внутреннего" характера, делает ее объектом воздействия гос-ва и общества в целом (хотя просветители не отрицают того, что С. – прерогатива личности. Гольбах определяет С. как оценку, к-рую "... мы в своей собственной душе даем своим поступкам" – "Карманное богословие", М., 1959, с. 172). В противоположность этому идеалистич. этика развила идею автономной личности, к-рая независимо от общества определяет нравств. закон. Так, Руссо считает, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для познания их достаточно "...углубиться в себя и в тиши страстей прислушаться к голосу своей совести" ("О влиянии наук на нравы", СПБ, 1908, с. 56). Кант считает подлинно нравств. законом для разумного существа только тот, который дает оно само себе. Идея автономии личности в конечном счете вела к априористич. истолкованию С. По Канту, С. не есть нечто приобретаемое. Каждый человек как нравственное существо имеет в себе совесть от рождения. Еще более резко идея автономии личности была выражена Фихте, с т. зр. к-рого единств. критерием нравственности является С. "чистого Я", а подчинение к.-л. внешнему авторитету – бессовестностью. Впоследствии эта индивидуалистич. трактовка С. была доведена до крайности в экзистенциализме, в этич. концепции к-рого отрицается всеобщий характер нравств. закона: напр., Сартр считает единств. критерием нравственности следование "абсолютно свободному" индивидуальному замыслу, отказ человека от "дурной веры" в существование к.-л. объективных критериев. Критику релятивистского и субъективистского понимания С. дал уже Гегель, показавший при этом противоречивый характер самой С. С т. зр. Гегеля, С. "имеет свою истину в непосредственной достоверности себя самой", "определяет, исходя из себя самой". Но эта самодостоверность С. влечет за собой "произвол отдельного лица", к-рое может "придать ... свою добросовестность" любому содержанию. Поэтому свою действительность, указывает Гегель, С. приобретает лишь во "всеобщем самосознании" благодаря "всеобщей среде" (обществу), в к-рой находится человек (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–52). Однако, признав приоритет обществ. сознания над личным, Гегель трактует его объективно-идеалистически, как воплощение абс. духа, а его непосредств. выражением в сознании индивида считает религию: "Итак, совесть в величии своего превосходства над определенным законом и всяким содержанием долга ...есть моральная гениальность, знающая, что внутренний голос ее непосредственного знания есть голос божественный... Это одинокое богослужение есть в то же время по существу богослужение о б щ и н ы..." (там же, с. 351–52). Фейербах находит материалистич. объяснение тому факту, что С. представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки. Он называет С. "другим Я" человека, но указывает, что это alter ego не исходит от бога и не возникает "чудесным путем самозарождения". "Ибо, как принадлежащий к этой общине, как член этого племени, этого народа, этой эпохи, я не обладаю в своей совести никаким особенным и другим уголовным уставом... Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой... или по крайней мере мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках или сам стал объектом действия, заслуживающего упрека" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 630). Марксистское понимание С. раскрывает ее социальную природу и показывает ее детерминированность условиями жизнедея-тельности человека и его идейно-обществ. позицией. "У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 140). Источники коллизий личной С. следует искать в конечном счете в социальных противоречиях, так или иначе затрагивающих личность и отражающихся в ее сознании. Противоречия между интересами различных классов, между обществ. и личными интересами, между отражением социально-историч. необходимости в воле обществ. институтов и понимании частного лица ставят перед индивидом необходимость собств. выбора, альтернативы к-рого и составляют проблему его личной С. Именно в этом смысле следует понимать указание Ленина, что "идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий" (Соч., т. 1, с. 142). Марксизм не отрицает специфически личностного характера С., он лишь раскрывает ее содержание: чем выше мера обществ. развития личности, ее социальной активности и сознательности, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности С. Условиями этого развития личности являются ликвидация классово-антагонистич. отношений в обществе и затем развитие коммунистич. отношений, по мере утверждения к-рых правовое принуждение будет постепенно уступать место нравств. воздействию, а само это воздействие будет все чаще совпадать с повелениями личной С. и поэтому в подавляющем большинстве случаев будет осуществляться через личное осознание индивидом. "...При человеческих отношениях наказание д е й с т в и т е л ь н о будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой... В д р у г и х людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того наказания, которое он сам наложил на себя..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 197). Лит.: Ленин В. И., О коммунистической нравственности, М., 1961; Кант И., Критика практического разума, СПБ, 1908; его же, Основоположение к метафизике нравов, М., 1912; Карринг Г., С. при свете истории, пер. с нем., СПБ, 1909; Кропоткин П. ?., Этика, ч. 1, П.–М., 1922; Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–61; его же, Философия права, т. 7, М.–Л., 1934; Сартр Ж.-П., Экзистенциализм – это гуманизм, М., 1953; Волченко Л. Б., Марксистско-ленинская этика о С., "ВФ", 1962, No 2; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики, Свердл., 1963; Бербешкина З. ?., Проблема С. в марксистско-ленинской этике, М., 1963; Sartre J. P., L´?tre et le n?ant, P., 1943; Revers W. J., Charakterpr?gung und Gewissensbildung, N?rnberg, 1951; Hollenbach J. M., Sein und Gewissen, Baden-Baden, 1954; Das Gewissen des Kindes, Stuttg., 1956; Niebuhr R., An interpretation of Christian ethics, ?. ?., 1956; его же, Moral man and immoral society, N. Y.–L., 1960; Вrunner E., Gott und sein Rebell, Hamb., 1958. О. Дробницкий. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СОВЕСТЬ
способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание, человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается как автономная. Исторически совесть коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, который впоследствии получит название «совестного», свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное «стыд перед самим собой» (Демокрит, Сократ) — своеобразный экстериоризированный вариант того контрольного механизма, который получит название совести. В древнегре-ческой мифологии эту функцию выполняли Эринии; в «Оресте» Еврипида она была осмыслена как «сознание совершенного ужаса». Соответствующее греч. слово — sineidesis — восходит к глаголу использовавшемуся в выражениях, указывавших на ответственность человека перед самим собой за совершенные им нечестивые поступки. Также и латинское слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки какдостойные или недостойные.
В христианстве совесть трактуется как «Божия сила», как показатель нравственной обязанности (Рим. 2:15) — в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе с тем, апостол Павел говорит о совести как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и совесть различна (1 Кор. 8:7,10), а потому совесть нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря вере и любви. В средневековой литературе углубление анализа феномена совести было опосредствовано появлением особого термина — sindeiesis — и формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. conscientia понятия. В схоластической философии посредством этого понятия обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое, в отличие от «закона разума» (lex rationis), внушено человеку Богом. Совестьsynderesis в отличие от совести-conscientia, т. е. способности человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие), трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения о правильности действий с точки зрения «изначальной правильности», чувство которой сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли к совершению правильных действий. При этом гносеологический статус этих способностей трактовался различно (Фомой Аквинским, Св. Бонавентурой, Дунсом Скотом). Полемика вокруг этого понятия выявила различные функции совести, шире — морального сознания: осознание ценностей как общих оснований поведения и оценка конкретных действий, в которых принятые ценности утверждаются или попираются, т. е. соотнесение конкретных действий с ценностями. Различие между conscientia и synderesis отчасти сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов. Во многих новоевропейских учениях совесть представляется в качестве познавательно-моральной силы (разума, интуиции, чувства), фундаментальной способности человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У Канта совесть обозначает практический разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие этой линии естественно вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово «совесть» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия «совесть». В наиболее общем плане она трактуется как «внутренний голос»; различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается или как не зависимый от «я» человека, или как голос его сокровенного «я», или как «другое я». С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы совести. 1. Совесть — это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво; в этом ключе совесть может трактоваться как специфическая форма стыда (Т. Гоббс, Ф. Ницше, 3. Фрейд); в крайней форме положение о внешней обусловленности совести обнаруживается в выводе о том, что совесть есть функция от политических воззрений или социального положения индивида (К. Маркс). 2. Совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж. Локк) и тем самым выступает одним из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж. Батлер, Г. Лейбниц). К такому толкованию близко понимание совести как голоса беспристрастной рациональной личности (Дж. Ролз). 3. Совесть не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами совести» как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина, это голос («зов») трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк), присугствия-Desein (М. Хайдеггер).
Эти утверждения не исключают полностью друг друга. В первом акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития совести; в двух других — на феноменологии менее и более зрелой совести. Как форма морального самосознания и самоконтроля совесть выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении совесть сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени — со способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания совести и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. Совесть может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная совесть предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). В позитивной трактовке совесть, вопреки расхожим представлениям о ней, предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и «решимости» (Хайдеггер). Толкованием совести как голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Перфекционистская доминанта совести в индивидуальном нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном само-озадачивании человека, при котором он оказывается определенным именно в отношении нравственно лучшего.
Выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть» в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена «чистой совести» различна в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, «чистая совесть» подтверждает сознанию, сориентированному на внешний авторитет, его соответствие предъявляемым извне требованиям, и поэтому вызывает чувство благополучия и безопасности, как будто гарантированные самим фактом угождения авторитету. В этом отношении «чистая совесть» есть следствие покорности и зависимости и, стало быть, порочности с точки зрения автономной и гуманистической морали (Э. Фромм). Во-вторых, «чистая совесть» может выражать амбицию человека на достигнугость совершенства, на внутреннюю цельность и подноту Состояние «чистой», «успокоившейся» совести выражает самодовольное (или лицемерное) сознание (Гегель); в конечном счете это — бессовестность, понимаемая не как отсутствие совести, а как склонность не обращать внимание на ее суждения (Кант).
Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа. В собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, совестный акт есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем выражении — ничем иным, как жизнью по совести.
Лит.: Кант И. Метафизика нравов.— Соч., т. 4 (2). M., 1965, с. 335—36; Гегель Г. Дух христианства и его судьба. Он же. Философия религии, т. 1.М., 1975,с. 114—15; Ницшеф. Генеалогия морали.— Соч. в 2 т., т, 2. M., 1990, с. 438—70; Фромм Э. Человекдля самого себя.— Он же. Психоанализ и этика. М„ 1993, с. 113—35; Хайдеггер M. Бытие и время. М., 1997, с. 266—301; Ильин И. А. Путь духовного обновления.— Он же. Путь к очевидности. М., 1993, с. ^&—9&;Дробт1ЦкийО. Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М., 1974, с. 337—40; Butler J. Sermons, XI.- Ethical Theories. Englewood Cliffs. N.J., 1967.
P. Г. Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия

СОВЕСТЬ
способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.
С культурно-исторической т.з. идея и понятие С. складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля.
В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в к-ром также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), С. воспринимается автономной — не ориентированной на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета.
В качестве нравственного регулятива С. возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными само-предостережениями и ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований. С. исторически коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, крый впоследствии получит название «совестного», свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное «стыд перед са15-3855 мим собой». Это нашло одно из первых из известных нам выражений в наставлении Демокрита: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все» (Стобей, IV,5,46). Так же и Сократ, требуя от каждого не скрывать, а «выставлять на свет» совершенную несправедливость и не жалеть красноречия для того, чтобы «обвинить прежде всего самого себя» («Горгий», 480c-d), представляет как бы экстериоризированный вариант того контрольного механизма, к-рый получит название С.
В др.греч. мифологии эту функцию выполняли Эринии; в «Оресте» Еврипида она была осмыслена как «сознание совершенного ужаса» (Or. 396). Соответствующее греч. слово a\)vei5ncri; ( cruv — со + ei5ov — узнать, уразуметь) восходит к глаголу oweiSevoti, использовавшемуся, в частности, в классической драме в выражениях, указывавших на ответственность человека перед самим собой за совершенные им нечестивые поступки. Так же и лат. слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки как достойные или недостойные. У поздних стоиков и Цицерона (особенно в «Тускуланских беседах») предметом С. человека является чистота его собственной добродетели. Согласно традиции христианского учения, С. как «Божия сила» и глубочайшая сущность человека раскрывается в полной мере благодаря откровению Христа.
В христианстве С. трактуется как показатель нравственной обязанности (Рим. 2:15) - в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе с тем ап. Павел говорит о С. как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и С. различна (1 Кор. 8:7,10), а потому С. нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря вере и любви.
В христианскую эпоху С. осмысляется как внутренний нравственный закон, «глас Божий»; муки С. воспринимаются как выражение внутреннего разлада, а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак совестливости (Августин).
В средневековой лит-ре углубление анализа феномена С. было опосредовано появлением особого термина — «synderesis» и формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. «conscientia» понятия. Этот термин впервые встречается в комментариях Св. Иеронима на Книгу пророка Иезекииля, в к-рых он указывал на необходимость добавления к трем платоновским частям души (разумной, яростной и вожделеющей) еще одной, а именно той, к-рая заставляет человека чувствовать свою вину и мучиться от совершенного греха (Hier. Com. in Ezech. 1.1).
В схоластической философии посредством этого понятия (synderesis) обозначается повелевающая сила дуСОВЕСТЬ ши, внутреннее знание принципов, в отличие от «закона разума» (lex rationis), внушенных человеку Богом. С.-synderesis трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения о правильности действий с т.з. «изначальной правильности», чувство к-рой сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли к совершению правильных действий, в то время как C.-conscientia — это способность человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие) (Bonav. Breviloquium. 2.11). При этом гносеологический статус этих способностей трактовался различно. Напр., Фома Аквинский рассматривал и synderesis, и conscientia как интеллектуальные способности души, но synderesis — это своего рода практический разум, благодаря к-рому раскрывается правильность и неправильность действий (подобно тому, как в теоретическом познании из принятых аксиом делаются частные суждения). Св. Бонавентура различал conscientia и synderesis как способности суждения и воления: Бог заложил в человеческой природе двойное правило: одно — для правильного суждения (и это стандарт для conscientia), другое — для правильного воления (и это стандарт для synderesis). С.-synderesis призвана удерживать человека от зла и направлять его к добру, благодаря ей универсальный практический закон применяется к конкретным действиям. Наиболее пространный анализ этого различия был предпринят Дунсом Скотом, к-рый в полемике с Бонавентурой предположил, что и synderesis, и conscientia относятся к практическому разуму; при этом первая ответственна за определение оснований практических суждений, последняя же — за их выводы. Эта полемика выявила различные функции С; шире — морального сознания: осознание ценностей как общих оснований поведения и оценка конкретных действий, в к-рых принятые ценности утверждаются или попираются, т.е. соотнесение конкретных действий с ценностями. Различие между conscientia и synderesis отчасти сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов.
В косвенной форме оно отразилось в раннепросветительских дискуссиях о роли разума и чувства в морали (см. Интеллектуализм этический, Сентиментализм этический). Во многих новоевропейских учениях С. представляется как познавательно-моральная сила (разум, интуиция, чувство), как фундаментальная способность человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У И.Канта С. обозначает практический разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие этой линии в анализе феномена С. естественно вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово «С.» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия «С».
В наиболее общем плане С. трактуется как «внутренний голос»; различия касаются понимания источника этого «голоса», к-рый воспринимается как не зависимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как «другое Я».
С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы С. 1.С. — это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и се содержание культурно и исторически изменчиво.
В этом ключе С. может трактоваться как специфическая форма стыда; таково сверх-Я З.Фрейда. Соотнесение с Другим (другими) оказывается для индивида единственно возможным средством самопознания; в самосознании отражается интерсубъективность (Ж.П.Сартр).
В архаичной зависимости индивида от первобытного сообщества как субъекта опеки и защиты видел один из источников С. Ф.Ницше - наряду с первобытным ужасом и обязанностью перед родоначальниками-предками, трансформировавшимися в страх перед богами; еще один источник С. Ницше усматривал и в древнейших договорных отношениях, и в страхе перед неминуемым жестоким и болезненным наказанием за их несоблюдение.
В романтически-рафинированных новоевропейских контракторных (общественно-договорных) теориях морали С. истолковывается как голос разума, связанного взятыми обязательствами, нарушение к-рых воспринимается как несправедливость (Т.Гоббс).
С коммунитарной т.з. содержание С. составляет «общепринятая нравственность» народа или принятая в данной среде, и С. считается внушаемой индивиду воспитанием и примером, похвалой и порицанием.
В крайней форме положение о внешней обусловленности С. обнаруживается в выводе о том, что С. есть функция от политических воззрений или социального положения индивида (К.Маркс). 2. С. выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж.Локк) и тем самым представляет собой одно из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж.Батлер, Г.Лейбниц); тем самым может предполагаться, что сама по себе самосознательность (или рефлективность) является признаком моральности человека. Будучи совестливым, человек независим от авторитарного, корпоративного или коммунального давления; совестливый — это вырвавший себя из окружения, находящийся «наедине с собой», прислушивающийся к самому себе. Близко этому С. трактуется как голос беспристрастной (см. Беспристрастность) рациональной личности (Дж.Ролз). 3. С. не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами С.» как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина. С. - это голос («зов») трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк), присутствия-Dasein (М.Хайдеггер). Эти установки не исключают полностью друг друга.
В первой — акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития С; на ранних стадиях становления личности, а также у коммунитарно ориентированной и экстравертной личности С. проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы), как повеление некоего авторитета и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а также в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других.
В двух других установках внимание акцентируется на феноменологии менее и более зрелой С. Как форма морального самосознания и самоконтроля, С. выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении С. сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени — способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры С. указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания С. и той роли, к-рую она играет в нравственной жизни человека. С. может трактоваться негативно и п о з ити вн о. Как негативная С. предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). Однако и в своей негативности С. может трактоваться иначе: в наиболее общем, метафизическом плане голос С. самим фактом своего призыва свидетельствует человеку о нсподлинности, неаутентичности его существования, «не-по-себе его бытия». Как позитивная С. в отличие от расхожих представлений о ней, предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе (см. Забота о себе) и «решимости» (Хайдеггер). Усмотрением же С. в качестве голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Перфекционистская доминанта С. в индивидуальном нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном самоозадачивании человека, при к-ром он оказывается определенным именно в отношении нравственно лучшего. Неспособность человека ориентировать себя на совершенное и духовно высшее может вести к искажению или разрушению «совестного акта» путем: а) его вытеснения или сведения к само-ограничению, б) тривиализации С. - наполнения ее повседневным, рутинным содержанием, в) интеллектуализации С. подмены ее критериями здравого смысла и житейского опыта (И.А.Ильин). Выражения «спокойная С.» или «чистая С.» в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена «чистой совести» различна в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, «чистая С.» удостоверяет сознанию, сориентированному на внешний авторитет, его соответствие предъявляемым извне требованиям. Такая «чистая С.» вызывает чувство благополучия и безопасности, как будто гарантированные самим фактом угождения авторитету.
В этом отношении «чистая С.» есть следствие покорности и зависимости и, стало быть, порочности, с т.з. автономной и гуманистической морали (Э.Фромм). Во-вторых, сознание «чистой С.» может выражать амбицию человека на достигнутость совершенства, на внутреннюю цельность и полноту. Как желание одобрения со стороны других недостойно, так и состояние «чистой», «успокоившейся» С. выражает самодовольное (или лицемерное) сознание, к-рос противоречиво: в своей претензии на внутреннюю возвышенность и полноту оно остается единичным (Г.В.Ф.Гегель).
В конечном счете это — бессовестность, понимаемая как не отсутствие С. а склонность не обращать внимания на ее суждения (Кант). В-третьих, наоборот, муки С. знаменуют неприятие человеком себя.
В осуждении себя состоит раскаяние, или покаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение (или по крайней мере надежда) не совершать впредь того, что будет достойно сожаления. Сознание собственного бессилия, вины, презрение к себе и осознанное принятие наказания, искупляющего вину, — суть признаки добродетели как (по Канту) стойкости человека в исполнении своего долга. Выражение «свобода С.» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения.
В узком и более распространенном смысле «свобода С.» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа.
В собственно этическом смысле слова С. не может быть иной, как свободной, совестный акт есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем выражении - ничем иным, как жизнью по С. Лит.: Бердяев НА. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 149-155; Гегель Г. Дух христианства и его судьба // Гегель Г. Философия религии. Т. 1. М.: Мысль, 1975. С. 114-115; Дробницкий О.Г Проблема совести в моральной философии // Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.; Наука, 1977; Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 178-198; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (2). М.: Мысль, 1965. С. 335—336; Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 438-470; Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993; Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. С. 266-301; Butler J. Five Sermons. Indianapolis: Hackelt Publ.Co.,1983; Stoker H.G. Das Gcwisscn: Erscheinungsformen und Theorien. Bonn: F.Cohen, 1925.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.36 кб

Концепт «Совесть» в эстетико-философской системе Вяч. Иванова (к проблеме рецепции философии нравств

Дзуцева Н. В.
Читать PDF
4.01 мб

Статус понятия «Совесть» как социально-философской категории

Анненкова Анастасия Владимировна
Рассмотрено понятие «совесть» как категория социальной философии, которая отражает всеобщие связи и взаимодействия социальной действительности, представляет собой систему принципов, ценностей и понятий теоретического и практическо
Читать PDF
370.42 кб

Совесть и любовь как смыслообразующие ценности в философии Памфила Даниловича Юркевича

Сорочик Людмила Ивановна
Проблема поиска источника нравственности и нравственных ориентиров является особо актуальной в современной нравственной ситуации. Обращение к этико-антропологической концепции П.Д.
Читать PDF
473.36 кб

Совесть как психологический феномен

Веселова Елена Константиновна
В статье рассматривается проблема психологии совести. Автор обращается к взглядам на феномен совести А. А. Милтса, Р. Шпемана, И. Попова, В. Гюнтера, В. А. Снегирева, П. П. Степанова. Подробно анализируются концепции совести М.
Читать PDF
152.60 кб

К проблеме духовно-нравственного сознания в творчестве Вяч. Иванова: совесть

Дзуцева Наталья Васильевна
Рассматриваются духовно-нравственные проблемы, заостренные культурным сознанием Серебряного века. Данная проблематика нашла свое выражение в жизнетворчестве Вяч. Иванова, обусловив формирование концептосферы «совесть».
Читать PDF
317.36 кб

Совесть как объект исследования: философская ретроспектива

Мастеров Дмитрий Владимирович
В статье анализируется содержание основных подходов к пониманию феномена совести, критически осмысляются их концептуальные особенности, достоинства и недостатки.
Читать PDF
218.05 кб

Понятие совесть в нравственной философии Владимира Соловьёва

Буллер А.
Первооснову человеческой морали Вл. Соловьёв ищет не в абстрактных принципах «чистого разума», а в моральной натуре самого человека.
Читать PDF
266.23 кб

Универсалии «Совесть», «Вина» и «Стыд» в рефлексии русской философии

Данилова Юлиана Николаевна
Статья раскрывает проблему универсалий ‘совесть’, ‘вина’ и ‘стыд’ в истории русской философии. Проблема данных универсалий рассматривается в работах А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А.
Читать PDF
384.68 кб

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОВЕСТЬ И СУВЕРЕННОСТЬ

Беспалов Андрей Игоревич
В статье сопоставляются на первый взгляд чрезвычайно схожие фигуры интеллектуала и философа.
Читать PDF
405.74 кб

Совесть в понимании авторов «Добротолюбия»

Марина Виталиевна Рукавишникова
Осмысление моральных регулятивов, в частности, феномена совести и его актуализация в акте покаяния и исповеди, является одной из этических задач, решение которой связано с духовно-нравственным состоянием человека.
Читать PDF
416.92 кб

Совесть и воля в учении Дунса Скота

Олег Эрнестович Душин
В статье рассматривается актуальное значение концепций совести и synderesis в перспективе соотношения воли и интеллекта в этике Дунса Скота.
Читать PDF
345.12 кб

Самосознание и совесть в сочинениях Генриха Сузо и Иоганна Таулера

Михаил Львович Хорьков
В статье исследуется специфика использования понятия «совесть» в сочинениях Генриха Сузо и Иоганна Таулера, демонстрирующая определенное теоретическое родство их концепций.
Читать PDF
359.98 кб

Совесть как голос Бога в учении Мартина Лютера

Наталья Владимировна Еремеева
Учение Лютера о совести находится в тесной связи с доктриной об оправдании.
Читать PDF
0.00 байт

Совесть и «Неправое право»

Водолагин Александр
Автор статьи усматривает один из истоков разработанной «поздним» Г. В. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Совесть как зов бытия в философии М. Хайдеггера

Емельянов Андрей Сергеевич
Статья посвящена анализу феномена совести в экзистенциональной аналитике немецкого философа М. Хайдеггера.

Похожие термины:

  • А.Швейцер: Чистая совесть - изобретение дьявола

    Оригинально и поразительно ясно решает Швейцер самый, пожалуй, трудный для этики вопрос о путях ее соединения с жизнью. Этика в ее практическом выражении совпадает со следованием основному принци
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести

    Цитата из  философского эссе-размышления ученика Абая Шакарима Кудайбердиева «Записки забытого» (За семьдесят два года). Шакарим подчеркивает: « С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство
  • Закон о свободе совести и о религиозных объединениях

    Конституция РФ, принятая референдумом 12 дек. 1993, ликвидировала систему Советов народных депутатов, в результате чего в структуре государственноцерк. отношений исчез экспертно-консультативный со
  • Свобода совести и вероисповеданий в современной России

    государственно-правовые гарантии на свободу мысли, совести, религии и убеждений. Свобода совести — это, прежде всего, свобода религии (вероисповедания) и свобода атеистических убеждений. Законода
  • ДЕЛО СОВЕСТИ

    конфликт обязанностей. Обычно в состоянии конфликта находятся моральный долг и социальные требования: характерен пример Антигоны, героини трагедии Софокла, защищавшей внутренний долг (она «долж
  • Угрызения Совести

    Переживаемая в настоящем печаль из-за прошлой провинности, своего рода стремление пристыдить самого себя. Угрызения совести могут проявляться с большой силой, однако к числу добродетелей это чув
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, СОВЕТСКОЕ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ

    нормы сов. права, к-рые определяют понятие и содержание свободы совести и ее гарантии, обеспечивают право граждан исповедовать любую религию и отправлять ре-лиг. культы, свободу атеистич. убеждени
  • СВОБОДА СОВЕСТИ

    право человека самостоятельно выбирать свою мировоззренческую позицию, свое отношение к религии и свободомыслию.
  • СОВЕСТНИКИ

    (conscientists). Духовное движение в защиту совести; представление о том, что совесть как нравственная способность стоит выше разделения между религиозной и атеистической моралью. Верит человек в Бога и