СОВЕСТЬ
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
Источник: Краткий критериологический словарь
Источник: Тематический глоссарий по философии
Источник: Советский философский словарь
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
Источник: Тематический философский словарь
Источник: Философия права, словарь-минимум
Источник: Философский словарь. 1963
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Источник: Атеистический словарь
По [16] совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности (во многих европейских языках слово "совесть" этимологически значит "совместное знание"; в русском языке оно происходит от слова "ведать" - "знать").
Ассоциативный блок.
В связи с тем, что совесть - свойство личности, то ее "наполнение и качество" существенно зависят от той культуры, которой обладает человек (как этнической, так и индивидуальной).
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Источник: Краткий философский словарь 2004
Источник: Философский энциклопедический словарь
(греч. syneidesis, лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет совесть", но "сам есть совесть" (С.Фейджин). Совесть действует сверхразумно как нравственная интуиция: "существование совести не совместимо с последовательным рационализмом, ибо ее духовная реальность ограничивает претензии разума на абсолютизм, а рационализма - на право быть исчерпывающей философской позицией" (Ю.Шрейдер). В христианстве: совесть - дар Божий для свидетельства Высшей правды: "Совесть - самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом, Чей голос звучит в глубине его души. Через совесть дивным образом исполняется закон, который исполняется в любви к Богу и ближнему" (Ват.-II. РН, 16). Нередко говорят, что она не ошибается, а ее действие ограничивается или извращается ошибками разума, неверной направленностью воли, неведением, невниманием к высшим ценностям, пристрастиями к земному, самоутверждением или разладом психики человека. Искажения есть, но верно и другое: совесть не безгрешна и нуждается в очищении и развитии в духе смирения и открытости к Богу, к Церкви, к Евангелию. Человек должен всегда поступать по совести, отдавая себе отчет в ее возможности ошибиться, и должен трудиться, чтобы в голосе совести все яснее звучал голос свыше. Совесть может омертветь, если человек не раз отвергал ее и поступал вопреки. Голос совести может вступить в конфликт также и с требованиями, провозглашаемыми от имени Церкви. В таком случае долг христианина - следовать голосу совести, а не церковного авторитета. В жизни святых это в конечном счете служило благу Церкви.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Если человек стремится жить, по совести, у него возникает потребность в честных отношениях с окружающими людьми. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу», – призывал апостол Павел (Еф. 4: 25). Совестливость, как душевное качество, требует от человека смелости, терпения и готовности к страданиям. Те, для которых истина и правда не являются высшими ценностями, рассматривают совестливого человека как безумного. «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4: 10‑13). Когда человек в своём мышлении и в своих поступках отклоняется от установленного Божьего порядка, совесть беспокоит (1 Цар. 25: 31), укоряет (Иов. 27: 6), преследует (1 Тим. 4: 2).
Всевышний дарует человеку свободу, как источник, владея которым он способен себя раскрыть, проявить и осуществить.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Reiner. Pflicht u. Neigung, 1951; W. J. Revers. Charakterpràgung u. G.sbildung, 1951; F. Pustet. G. skonflikt u. Entscheidung, 1955; H. Hàfner. Schulderleben u. G., 1956; Das G., 1958 (Studien aus dem C. G. JungInstitut Zürich VII); A. Spitaler, A. Schieb (Hgg.). Wissen und G. in der Technik, 1964; F. Stadter. Psycholanalyse und G., 1970; H. Chadwick. Betrachtungen über das G. in der griechischen, jüdischen u. ehr. Tradition, 1974; H. Holzhey (Hg.). G.?, 1975; J. Blühdorn (Hg.), Das G. in der Diskussion, 1976; A. Häberlin. Das G., 1978; J. Fuchs (Hg.). Das G., 1979; C. Holzapfel. Heideggers Auffassung des G.s vor dem Hintergrund traditioneller G. skonzeptionen, 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Словарь по этике
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Значение лат. слова conscientia складывается из префикса con и основы scio ("знать вместе с кемлибо", "обладать знанием, к-рое мы разделяем с другими"). Совесть это сознание, или, точнее, сознательность, ограниченная сферой морали, т.е. моральное сознание. В греч. языке НЗ это понятие передается словом syneidisis, к-рое состоит из префикса syn (" вместе ") и основы eidenai ("знать") и тоже означает "знать вместе с кемлибо", "обладать общим знанием". То же значение присуще и нем. слову Gewissen. Префиксу передает значение совместности, а основа wissen "знать".
Представление о совести в Библии. Слово "совесть" не встречается в ВЗ, но это понятие отнюдь не чуждо библейским авторам и выражается с помощью термина "сердце". Совесть пробуждается в человеке уже на заре его истории и проявляется в чувстве вины, к-рое испытали Адам и Ева после падения. О Давиде сказано, что его сердце " вздрогнуло" (2Цар 24:10). Иов говорит: "...не укорит меня сердце мое..." (Иов 27:6). В покаянных псалмах с потрясающей силой звучит голос разбуженной совести (Пс31:15; 50:111).
Вавилоняне, как и евреи, отождествляли совесть с сердцем. У египтян не было слова, обозначающего совесть, но и они признавали ее силу, как свидетельствует египетская "Книга мертвых". Греки и римляне персонифицировали понятие "совесть" и изображали ее в виде демонических существ женского рода эриний и фурий.
Слово syneidesis встречается в НЗ 30 раз: 19 раз в посланиях ап. Павла, 5 в Евр, 3 в пастырских посланиях ап. Петра, дважды в Деян и один раз в Ин (8:9), хотя подлинность этого отрывка оспаривают многие исследователи.
Описание. Дар совести позволяет человеку отличать морально доброе от морально дурного; побуждает его совершать то, что он признает добрым и правильным, и удерживает его от совершения того, что он признает дурным и неправильным; позволяет ему выносить суждения о своих поступках и вершить суд в его душе. Толковый словарь английского языка Вебстера определяет совесть как осознание или чувство благого и дурного. Канта изумляют "приговоры той удивительной способности в нас, которую мы называем совестью". Некрые мыслители считали совесть органом этического чувства в человеке.
Совесть врожденное свойство человека. Согласно ап. Павлу, совесть универсальна и присуща всем людям без исключения (Рим 2:1415). Ее нельзя считать порождением окружающей среды, следствием тренировки, привычки или воспитания, хотя на нее и влияют все эти факторы.
Три функции совести. (1)0бязывающая. Совесть побуждает совершать то, что человек считает хорошим, и воздерживаться от того, что представляется ему дурным. (2) Критическая совесть выносит суждение по поводу решений и поступков. (3) Исполнительная совесть вершит суд в сердце человека, исходя из той оценки, крую получили его действия и намерения. Она обличает поступки, противоречащие убеждениям человека, внушая ему тревогу, беспокойство, стыд или раскаяние, и поощряет те мысли и поступки, крые соответствуют его убеждениям.
Заблуждающаяся совесть. Это противоречие в терминах, ибо совесть не заблуждается, неверной может быть лишь норма, на основании крой действуетсовесть.
Болезненная, извращенная или ограниченная совесть. Под этим следует понимать ограниченную и фанатичную совесть человека, утратившего чувстводолга.
Патологическая и невротическая совесть. Она берет начало в психических расстройствах или неврозах, причина крых различные фобии, навязчивые идеи или болезненные психические состояния, возникшие вследствие насильственных или принудительных действий.
Сомневающаяся совесть. Она сопровождает поступки и мысли тех людей, крые пребывают в вечной неуверенности. Ап. Павел осуждает сомнение, ибо оно "не по вере; а все, что не по вере, грех" (Рим 14:23).
Черствая, бессердечная или мертвая совесть. Такая совесть уже не исполняет своего назначения изза того, что человек постоянно пренебрегал ею. Ап. Павел обличает людей "сожженных в совести своей" (1 Тим 4:2).
Добрая совесть. Когда человек действует в согласии со своими убеждениями, о нем говорят, что у него добрая совесть. "Вера не может существовать наряду со злоумышлениями и греховными действиями вопреки совести " (Формула согласия, Извлечение IV).
Общественная совесть. Слияние индивидуального морального сознания с коллективным моральным сознанием порождает общественную совесть.
Свобода совести. Это понятие подразумевает свободу исповедования и распространения к.л. религиозных взглядов или, напротив, добровольный отказ от всякой религии.
Совесть это дар Божий. Она способствует тому, что в мире сохраняются нравственность, справедливость, благопристойность, неоспоримо свидетельствуя о бытии Божьем.
А. М. Rehwinkel (пер. в. р.) Библиография: А. М. Rehwinkel, The Voice of Conscience; C.A.Pierce, Conscience in the NT; H.C.Hahn and C.Brown, NIDNTT, I, 348ff.; R. Jewett, PaulsAntropological Terms; C. Maurer, TDNT. VII, 898 ff.; N.H.G. Robinson, Christian Conscience; H. Thielicke, Theological Ethics , I, 298 ff.; K. Stendahl, "The Apostle Paul and the Introspective Conscience of the West", HTR 56:199 ff.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
В христианстве совесть трактуется как «Божия сила», как показатель нравственной обязанности (Рим. 2:15) — в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе с тем, апостол Павел говорит о совести как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и совесть различна (1 Кор. 8:7,10), а потому совесть нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря вере и любви. В средневековой литературе углубление анализа феномена совести было опосредствовано появлением особого термина — sindeiesis — и формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. conscientia понятия. В схоластической философии посредством этого понятия обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое, в отличие от «закона разума» (lex rationis), внушено человеку Богом. Совестьsynderesis в отличие от совести-conscientia, т. е. способности человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие), трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения о правильности действий с точки зрения «изначальной правильности», чувство которой сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли к совершению правильных действий. При этом гносеологический статус этих способностей трактовался различно (Фомой Аквинским, Св. Бонавентурой, Дунсом Скотом). Полемика вокруг этого понятия выявила различные функции совести, шире — морального сознания: осознание ценностей как общих оснований поведения и оценка конкретных действий, в которых принятые ценности утверждаются или попираются, т. е. соотнесение конкретных действий с ценностями. Различие между conscientia и synderesis отчасти сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов. Во многих новоевропейских учениях совесть представляется в качестве познавательно-моральной силы (разума, интуиции, чувства), фундаментальной способности человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У Канта совесть обозначает практический разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие этой линии естественно вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово «совесть» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия «совесть». В наиболее общем плане она трактуется как «внутренний голос»; различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается или как не зависимый от «я» человека, или как голос его сокровенного «я», или как «другое я». С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы совести. 1. Совесть — это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво; в этом ключе совесть может трактоваться как специфическая форма стыда (Т. Гоббс, Ф. Ницше, 3. Фрейд); в крайней форме положение о внешней обусловленности совести обнаруживается в выводе о том, что совесть есть функция от политических воззрений или социального положения индивида (К. Маркс). 2. Совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж. Локк) и тем самым выступает одним из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж. Батлер, Г. Лейбниц). К такому толкованию близко понимание совести как голоса беспристрастной рациональной личности (Дж. Ролз). 3. Совесть не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами совести» как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина, это голос («зов») трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк), присугствия-Desein (М. Хайдеггер).
Эти утверждения не исключают полностью друг друга. В первом акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития совести; в двух других — на феноменологии менее и более зрелой совести. Как форма морального самосознания и самоконтроля совесть выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении совесть сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени — со способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания совести и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. Совесть может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная совесть предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). В позитивной трактовке совесть, вопреки расхожим представлениям о ней, предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и «решимости» (Хайдеггер). Толкованием совести как голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Перфекционистская доминанта совести в индивидуальном нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном само-озадачивании человека, при котором он оказывается определенным именно в отношении нравственно лучшего.
Выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть» в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена «чистой совести» различна в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, «чистая совесть» подтверждает сознанию, сориентированному на внешний авторитет, его соответствие предъявляемым извне требованиям, и поэтому вызывает чувство благополучия и безопасности, как будто гарантированные самим фактом угождения авторитету. В этом отношении «чистая совесть» есть следствие покорности и зависимости и, стало быть, порочности с точки зрения автономной и гуманистической морали (Э. Фромм). Во-вторых, «чистая совесть» может выражать амбицию человека на достигнугость совершенства, на внутреннюю цельность и подноту Состояние «чистой», «успокоившейся» совести выражает самодовольное (или лицемерное) сознание (Гегель); в конечном счете это — бессовестность, понимаемая не как отсутствие совести, а как склонность не обращать внимание на ее суждения (Кант).
Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа. В собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, совестный акт есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем выражении — ничем иным, как жизнью по совести.
Лит.: Кант И. Метафизика нравов.— Соч., т. 4 (2). M., 1965, с. 335—36; Гегель Г. Дух христианства и его судьба. Он же. Философия религии, т. 1.М., 1975,с. 114—15; Ницшеф. Генеалогия морали.— Соч. в 2 т., т, 2. M., 1990, с. 438—70; Фромм Э. Человекдля самого себя.— Он же. Психоанализ и этика. М„ 1993, с. 113—35; Хайдеггер M. Бытие и время. М., 1997, с. 266—301; Ильин И. А. Путь духовного обновления.— Он же. Путь к очевидности. М., 1993, с. ^&—9&;Дробт1ЦкийО. Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М., 1974, с. 337—40; Butler J. Sermons, XI.- Ethical Theories. Englewood Cliffs. N.J., 1967.
P. Г. Апресян
Источник: Новая философская энциклопедия
С культурно-исторической т.з. идея и понятие С. складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля.
В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в к-ром также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), С. воспринимается автономной — не ориентированной на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета.
В качестве нравственного регулятива С. возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными само-предостережениями и ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований. С. исторически коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, крый впоследствии получит название «совестного», свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное «стыд перед са15-3855 мим собой». Это нашло одно из первых из известных нам выражений в наставлении Демокрита: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все» (Стобей, IV,5,46). Так же и Сократ, требуя от каждого не скрывать, а «выставлять на свет» совершенную несправедливость и не жалеть красноречия для того, чтобы «обвинить прежде всего самого себя» («Горгий», 480c-d), представляет как бы экстериоризированный вариант того контрольного механизма, к-рый получит название С.
В др.греч. мифологии эту функцию выполняли Эринии; в «Оресте» Еврипида она была осмыслена как «сознание совершенного ужаса» (Or. 396). Соответствующее греч. слово a\)vei5ncri; ( cruv — со + ei5ov — узнать, уразуметь) восходит к глаголу oweiSevoti, использовавшемуся, в частности, в классической драме в выражениях, указывавших на ответственность человека перед самим собой за совершенные им нечестивые поступки. Так же и лат. слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки как достойные или недостойные. У поздних стоиков и Цицерона (особенно в «Тускуланских беседах») предметом С. человека является чистота его собственной добродетели. Согласно традиции христианского учения, С. как «Божия сила» и глубочайшая сущность человека раскрывается в полной мере благодаря откровению Христа.
В христианстве С. трактуется как показатель нравственной обязанности (Рим. 2:15) - в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе с тем ап. Павел говорит о С. как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и С. различна (1 Кор. 8:7,10), а потому С. нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря вере и любви.
В христианскую эпоху С. осмысляется как внутренний нравственный закон, «глас Божий»; муки С. воспринимаются как выражение внутреннего разлада, а сам по себе внутренний разлад оценивается как несомненный признак совестливости (Августин).
В средневековой лит-ре углубление анализа феномена С. было опосредовано появлением особого термина — «synderesis» и формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. «conscientia» понятия. Этот термин впервые встречается в комментариях Св. Иеронима на Книгу пророка Иезекииля, в к-рых он указывал на необходимость добавления к трем платоновским частям души (разумной, яростной и вожделеющей) еще одной, а именно той, к-рая заставляет человека чувствовать свою вину и мучиться от совершенного греха (Hier. Com. in Ezech. 1.1).
В схоластической философии посредством этого понятия (synderesis) обозначается повелевающая сила дуСОВЕСТЬ ши, внутреннее знание принципов, в отличие от «закона разума» (lex rationis), внушенных человеку Богом. С.-synderesis трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения о правильности действий с т.з. «изначальной правильности», чувство к-рой сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли к совершению правильных действий, в то время как C.-conscientia — это способность человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие) (Bonav. Breviloquium. 2.11). При этом гносеологический статус этих способностей трактовался различно. Напр., Фома Аквинский рассматривал и synderesis, и conscientia как интеллектуальные способности души, но synderesis — это своего рода практический разум, благодаря к-рому раскрывается правильность и неправильность действий (подобно тому, как в теоретическом познании из принятых аксиом делаются частные суждения). Св. Бонавентура различал conscientia и synderesis как способности суждения и воления: Бог заложил в человеческой природе двойное правило: одно — для правильного суждения (и это стандарт для conscientia), другое — для правильного воления (и это стандарт для synderesis). С.-synderesis призвана удерживать человека от зла и направлять его к добру, благодаря ей универсальный практический закон применяется к конкретным действиям. Наиболее пространный анализ этого различия был предпринят Дунсом Скотом, к-рый в полемике с Бонавентурой предположил, что и synderesis, и conscientia относятся к практическому разуму; при этом первая ответственна за определение оснований практических суждений, последняя же — за их выводы. Эта полемика выявила различные функции С; шире — морального сознания: осознание ценностей как общих оснований поведения и оценка конкретных действий, в к-рых принятые ценности утверждаются или попираются, т.е. соотнесение конкретных действий с ценностями. Различие между conscientia и synderesis отчасти сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов.
В косвенной форме оно отразилось в раннепросветительских дискуссиях о роли разума и чувства в морали (см. Интеллектуализм этический, Сентиментализм этический). Во многих новоевропейских учениях С. представляется как познавательно-моральная сила (разум, интуиция, чувство), как фундаментальная способность человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У И.Канта С. обозначает практический разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие этой линии в анализе феномена С. естественно вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово «С.» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия «С».
В наиболее общем плане С. трактуется как «внутренний голос»; различия касаются понимания источника этого «голоса», к-рый воспринимается как не зависимый от Я человека или как голос его сокровенного Я, или как «другое Я».
С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы С. 1.С. — это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и се содержание культурно и исторически изменчиво.
В этом ключе С. может трактоваться как специфическая форма стыда; таково сверх-Я З.Фрейда. Соотнесение с Другим (другими) оказывается для индивида единственно возможным средством самопознания; в самосознании отражается интерсубъективность (Ж.П.Сартр).
В архаичной зависимости индивида от первобытного сообщества как субъекта опеки и защиты видел один из источников С. Ф.Ницше - наряду с первобытным ужасом и обязанностью перед родоначальниками-предками, трансформировавшимися в страх перед богами; еще один источник С. Ницше усматривал и в древнейших договорных отношениях, и в страхе перед неминуемым жестоким и болезненным наказанием за их несоблюдение.
В романтически-рафинированных новоевропейских контракторных (общественно-договорных) теориях морали С. истолковывается как голос разума, связанного взятыми обязательствами, нарушение к-рых воспринимается как несправедливость (Т.Гоббс).
С коммунитарной т.з. содержание С. составляет «общепринятая нравственность» народа или принятая в данной среде, и С. считается внушаемой индивиду воспитанием и примером, похвалой и порицанием.
В крайней форме положение о внешней обусловленности С. обнаруживается в выводе о том, что С. есть функция от политических воззрений или социального положения индивида (К.Маркс). 2. С. выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж.Локк) и тем самым представляет собой одно из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж.Батлер, Г.Лейбниц); тем самым может предполагаться, что сама по себе самосознательность (или рефлективность) является признаком моральности человека. Будучи совестливым, человек независим от авторитарного, корпоративного или коммунального давления; совестливый — это вырвавший себя из окружения, находящийся «наедине с собой», прислушивающийся к самому себе. Близко этому С. трактуется как голос беспристрастной (см. Беспристрастность) рациональной личности (Дж.Ролз). 3. С. не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами С.» как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина. С. - это голос («зов») трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк), присутствия-Dasein (М.Хайдеггер). Эти установки не исключают полностью друг друга.
В первой — акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития С; на ранних стадиях становления личности, а также у коммунитарно ориентированной и экстравертной личности С. проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы), как повеление некоего авторитета и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а также в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других.
В двух других установках внимание акцентируется на феноменологии менее и более зрелой С. Как форма морального самосознания и самоконтроля, С. выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении С. сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени — способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры С. указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.
С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания С. и той роли, к-рую она играет в нравственной жизни человека. С. может трактоваться негативно и п о з ити вн о. Как негативная С. предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). Однако и в своей негативности С. может трактоваться иначе: в наиболее общем, метафизическом плане голос С. самим фактом своего призыва свидетельствует человеку о нсподлинности, неаутентичности его существования, «не-по-себе его бытия». Как позитивная С. в отличие от расхожих представлений о ней, предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе (см. Забота о себе) и «решимости» (Хайдеггер). Усмотрением же С. в качестве голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Перфекционистская доминанта С. в индивидуальном нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном самоозадачивании человека, при к-ром он оказывается определенным именно в отношении нравственно лучшего. Неспособность человека ориентировать себя на совершенное и духовно высшее может вести к искажению или разрушению «совестного акта» путем: а) его вытеснения или сведения к само-ограничению, б) тривиализации С. - наполнения ее повседневным, рутинным содержанием, в) интеллектуализации С. подмены ее критериями здравого смысла и житейского опыта (И.А.Ильин). Выражения «спокойная С.» или «чистая С.» в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена «чистой совести» различна в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, «чистая С.» удостоверяет сознанию, сориентированному на внешний авторитет, его соответствие предъявляемым извне требованиям. Такая «чистая С.» вызывает чувство благополучия и безопасности, как будто гарантированные самим фактом угождения авторитету.
В этом отношении «чистая С.» есть следствие покорности и зависимости и, стало быть, порочности, с т.з. автономной и гуманистической морали (Э.Фромм). Во-вторых, сознание «чистой С.» может выражать амбицию человека на достигнутость совершенства, на внутреннюю цельность и полноту. Как желание одобрения со стороны других недостойно, так и состояние «чистой», «успокоившейся» С. выражает самодовольное (или лицемерное) сознание, к-рос противоречиво: в своей претензии на внутреннюю возвышенность и полноту оно остается единичным (Г.В.Ф.Гегель).
В конечном счете это — бессовестность, понимаемая как не отсутствие С. а склонность не обращать внимания на ее суждения (Кант). В-третьих, наоборот, муки С. знаменуют неприятие человеком себя.
В осуждении себя состоит раскаяние, или покаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение (или по крайней мере надежда) не совершать впредь того, что будет достойно сожаления. Сознание собственного бессилия, вины, презрение к себе и осознанное принятие наказания, искупляющего вину, — суть признаки добродетели как (по Канту) стойкости человека в исполнении своего долга. Выражение «свобода С.» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения.
В узком и более распространенном смысле «свобода С.» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа.
В собственно этическом смысле слова С. не может быть иной, как свободной, совестный акт есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем выражении - ничем иным, как жизнью по С. Лит.: Бердяев НА. О назначении человека. М.: Республика, 1993. С. 149-155; Гегель Г. Дух христианства и его судьба // Гегель Г. Философия религии. Т. 1. М.: Мысль, 1975. С. 114-115; Дробницкий О.Г Проблема совести в моральной философии // Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.; Наука, 1977; Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 178-198; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (2). М.: Мысль, 1965. С. 335—336; Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 438-470; Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993; Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. С. 266-301; Butler J. Five Sermons. Indianapolis: Hackelt Publ.Co.,1983; Stoker H.G. Das Gcwisscn: Erscheinungsformen und Theorien. Bonn: F.Cohen, 1925.
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001