СВОБОДА СОВЕСТИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СВОБОДА СОВЕСТИ
право человека самостоятельно выбирать свою мировоззренческую позицию, свое отношение к религии и свободомыслию.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СВОБОДА СОВЕСТИ
1. Право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. 2. Право человека иметь (выбирать и менять) любую религию или не исповедовать никакой.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

СВОБОДА СОВЕСТИ
право самостоятельного выбора человеком своей мировоззренческой позиции, в том числе отношения к религии и свободомыслию. Это право закреплено в международных правовых актах. В «Парижской хартии для новой Европы», принятой 21 ноября 1990 г., записано: «Мы подтверждаем, что без какой-либо дискриминации каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, религии и убеждений, свободу выражения своего мнения». Конституция Казахстана также гарантирует свободу вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Свобода совести ничего общего не имеет с проявлениями религиозного экстремизма.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СВОБОДА СОВЕСТИ
право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять релит, культы или вести атеистич. пропаганду. Таково марксист.-ленин. понимание С. с. и ее определение, содержащееся в Конституции СССР. С. с. - органич. неотъемлемая сост. часть сов. социалистич. демократии, включает в себя: равноправие граждан, независимо от их отношения к религии; равенство всех религий перед законом; отсутствие какого бы то ни было принуждения в отношении исповедания или неисповедания религии; запрет принудит, сборов в пользу церкви; невмешательство гос-ва во внутр. (богослужебные, канонические) дела церкви; невмешательство церкви в дела гос-ва. С. с. означает также свободу атенстич. пропаганды, исключающей оскорбление релит, чувств верующих, запрещение возбуждения вражды и ненависти в связи с религ. верованиями. Марксист.-ленин. понимание С. с. в корне отличается от буржуазного. Бурж. С. с., отмечал К. Маркс, «не представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возможным видам религиозной свободы совести» (т. 19, с. 30). С. с. в условиях капитализма и поныне подавляется. Она осуществляется только в условиях социализма. Так, в СССР С. с. не только провозглашается, но и гарантируется. Гарантии ее многосторонни. Это -отделение церкви от гос-ва; общедоступность для всех граждан образования и культуры; отделение школы от церкви; секуляризация церк. собственности; предоставление верующим определенных материальных условий, необходимых для удовлетворения их религ. потребностей (передача в бесплатное пользование молитв. зданий и культового имущества, являющегося собственностью гос-ва, предоставление возможности для издания церк. лит-ры, богослужебных книг и т. п.). С. с. гарантируется статьей 52 Конституции СССР, а также системой гос. контроля за соблюдением законодательства советского о культах.

Источник: Атеистический словарь

Свобода совести
право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть верующим или атеистом, отправлять религ. культ или вести атеистическую пропаганду. Требование С. с. выдвинуто в эпоху буржуазных революций, когда буржуазия боролась против феодализма, опиравшегося на гос. церковь. Буржуазия выступила против вмешательства католич. церкви в дела гос-ва, потребовав отделения церкви от гос-ва, религ. свободы. Однако ее понимание С. с. было ограниченным, односторонним. Буржуазная «свобода совести», подчеркивал К. Маркс, «не представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возможным видам религиозной свободы совести» (т. 19, с. 30). Провозглашая С. с. на словах, буржуазия не осуществила ее на деле. Марксистско-ленинское истолкование С. с. и практическое осуществление ее в социалистическом об-ве диаметрально противоположно буржуазному пониманию и практике в странах капитализма, где С. с. по существу, подавляется, церковь в союзе с гос-вом навязывает массам религ. идеологию. Эти процессы усиливаются в условиях империализма, результатом чего является, как отмечалось на международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 г., тенденция империалистической реакции к фактической ликвидации демократических свобод, в том числе С. с. Только в условиях социализма обеспечиваются условия для свободы атеизма, отстаивающего в борьбе с религ. предрассудками научное, материалистическое миропонимание, и в то же время не допускается никакое оскорбление религ. чувств верующих. Условиями осуществления С. с. являются: отделение церкви от гос-ва; равноправие граждан, независимо от их отношения к религии; правовое ограничение возможностей церкви навязывать населению религ. идеологию; секуляризация церк. собственности; лишение церкви права юридического лица; запрет принудительных сборов в пользу церкви; доступность массам образования, культуры; отделение школы от церкви; предоставление воспитания подрастающего поколения полностью в ведение гос-ва и ряда общественных орг-ций. У нас в стране С. с. гарантируется статьей 52 Конституции СССР.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Свобода совести
яркий пример демагогии, основанной на неправильном (лживом) применении слов, например: коммунистическая принципиальность, центральное разведывательное управление, разделение властей и т.п..
Внушение беззащитному ребенку, не способному самостоятельно разобраться в сути общественного феномена, идеи Бога является прямым нарушением естественных прав личности и полным аналогом совращения малолетних. В какой-то степени ему еще допустимо говорить: имеются, мол, люди, считающие, что Бог есть; эти люди делают то-то и то-то. Но нельзя говорить, что Бог есть, так как это еще не доказано и пока все зиждется на Вере.
Даже если Бог и есть, религия, в том виде в каком она существует, являясь одним из институтов человеческой практики, по своей природе лжива, отсюда и ругань между ее представителями.
В общем-то свобода совести - это действительно “говорящее” словосочетание. Если человек обладает совестью (то есть честен), то он не будет уверять другого и тем более ребенка в том, чего не знает сам. Верит, но не знает. В понимании простого народа человек бессовестный и бесчестный - понятия тождественные. Здесь имеют место понятия правды и лжи. Декларация о свободе совести - не что иное, как декларированное на международном уровне право на безответственную ложь, выводящее последнюю из-под юрисдикции закона о мошенничестве (весь институт веры, вероятно, таковым и является).
От чего же свободна совесть в этом словосочетании - ясно от чего - от угрызений. Закон о свободе совести освобождает верующего от ее угрызений (пресловутое отпущение грехов), но об этом в "цивилизованном" обществе говорить неприлично. Более того, непрерывно звучат слова о какой-то духовности, которая де-факто является ее антиподом. Закон о свободе совести освобождает совратителей душ от угрызений совести, переводит их в разряд (состояние) воинствующих развратников, уверенных в своей правоте и запрещающих другим вмешиваться в это грязное дело. Не случайно любая религия исключительно лжива и агрессивна - начиная со Свидетелей Иеговы.
В то же время он освобождает и совращенных от всяческих угрызений совести, делая их жизнь относительно безмятежной. Чего противиться, бунтовать, бороться за естественные права человека, ведь на все воля Божья. В этом его привлекательность.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

СВОБОДА СОВЕСТИ
право граждан самостоятельно, без принуждения решать вопросы своего отношения к религии. Такое понимание С.с. как категории права исторически сложилось в эпоху буржуазных революций 18—19 вв. Мировоззрение средних веков, как отмечал Ф. Энгельс, было по преимуществу религиозным. Любое политическое или экономическое учение в тот период, чтобы приобрести влияние на массы, должно было получить теологическое обоснование. Католическая церковь, сама являвшаяся крупнейшим феодалом, давала религиозное освящение феодальному светскому государству. Всякая критика феодальных порядков наталкивалась на противодействие церкви, и революционная буржуазия неизбежно должна была выступать против церковного объяснения общественного устройства, т. к., для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361). Именно поэтому идеологи революционной буржуазии выдвинули лозунг С.с. как требование свободы в вопросе об отношении к религии и церкви. Однако пришедшая к власти буржуазия не довела до конца практическое осуществление С.с.
Даже в тех конституциях буржуазных государств, к-рые были приняты сразу после свержения власти феодалов, принцип С.с. был сформулирован так, что вопрос о праве на атеистические убеждения оказывался обойденным. Буржуазия быстро поняла, что для сохранения своего господства она может успешно использовать религию и церковь. В отличие от буржуазного, марксистское понимание С.с. включает как свободу вероисповедания, так и право на атеистические убеждения и их пропаганду. Никак не ущемляя права верующих на отправление религиозного культа, оно предусматривает возможность свободного развития сознания всех граждан, добровольного усвоения ими научного мировоззрения. Как писал К. Маркс, «рабочая партия... стремится освободить совесть от религиозного дурмана» (там же, т. 19, с. 30). Марксистско- ленинское понимание С.с. законодательно закреплено в конституциях СССР и др. стран социалистического содружества. Провозглашаемые в них принципы отделения церкви от государства и школы от церкви служат одним из важнейших условий, к-рые обеспечивают С.с.
Проблема С.с. занимает видное место в идеологической борьбе на международной арене. Идеолог и империализма, демагогически выступая «в защиту прав верующих» в странах социализма, умышленно извращают как само наше понимание С. с, так и положение верующих в социалистическом обществе. Западные идеологи считают, что принципы отделения церкви от государства а С с. осуществимы лишь в условиях, буржуазного государства, лицемерно отрицая возможность претворения их в жизнь при социализме. Однако в действительности именно в социалистических странах оказалось возможным последовательное а полное проведение этих, демократических принципов на практике.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

СВОБОДА СОВЕСТИ
право граждан исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой религии, быть атеистом. Проблема С. с. на протяжении мн. веков приковывала к себе внимание борющихся классов и полит. партий. Вокруг нее велась и ведется (в капиталистич. мире) открытая и скрытая борьба между силами прогресса, к-рые требуют для народа С. с. наряду с др. демократия, правами, и силами реакции, к-рые противодействуют установлению С. с. и навязывают народу религию. В эксплуатат. обществе нет и никогда не было подлинной С. с. Господств. классы рабовладельч., феод. и капиталистич. обществ заинтересованы в сохранении религии, к-рая помогает им осуществлять их господство. В совр. капиталистич. странах - и в тех, где церковь является частью гос. аппарата (Англия, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Португалия, Израиль, Иран и др.), и в тех, где формально провозглашено отделение церкви от гос-ва (США, Франция, Австрия, ФРГ, Япония и др.), - нет действит. С. с. Фактически (а иногда и юридически - в соответствии с рядом договоров гос-ва с церковью) во всех странах капиталистич. мира церковь тесно срослась с гос-вом и в союзе с ним навязывает массам религ. идеологию. Церкви предоставлены важные позиции в области просвещения, существует обязат. религ. присяга, священники занимают офиц. посты в армии (военное духовенство) и пр.
С. с. в бурж. гос-вах, там, где она декларирована, обычно сводится лишь к свободе выбора вероисповедания. Ни в одной бурж. конституции нет признания права граждан быть атеистами и вести пропаганду атеизма. В то же время в ряде стран пропаганда атеизма преследуется как «богохульство». Действит. С. с. должна включать в себя право не признавать никакой религии, быть атеистом. «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист» (Ленин В. И. Соч. Изд. 5. Т. 12, с. 143). Осн. условиями действит. С. с. являются: полное отделение церкви от гос-ва и школы от церкви; невмешательство церкви в дела гос-ва; право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать и не признавать никакой религии; право граждан проводить научно-атеистич., антирелиг. пропаганду; свободное отправление религ. культов, поскольку оно не нарушает обществ, порядка и не сопровождается посягательством на личные права, здоровье, честь и достоинство граждан; равенство всех граждан перед законом, независимо от их религ. принадлежности. Это и осуществляется в СССР и др. социалистич. странах. Ст. 124 Конституции СССР гласит: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Социалистич. госнво не нуждается в услугах церкви (более того, религ. идеология идет вразрез с тем, за что борется социалистич. гос-во, враждебна коммунизму по своему существу). Поэтому Коммунистич. партия добивается последоват. осуществления принципа С. с. - свободы отправления религ. культа для верующих людей и в то же время ведения идейной борьбы против религ. идеологии. Лит.: Маркс К. Критика Готской программы. - Маркс К. и Энгельс Ф.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
220.64 кб

Свобода совести в истории России

Исмаилов А. Ш.
В статье даются представления о свободе совести в нашем государстве, а также о том, как она реализовывалась в действительности. Праведен анализ законов, на основе которых необходимо реализовать свободу совести на практике.
Читать PDF
391.64 кб

Российские тренды понимания свободы совести

Широкалова Галина Сергеевна
В статье на основе анализа Конституции РФ, законодательства о свободе совести, заявлений представителей Русской православной церкви автор приходит к выводу, что государство все больше отступает от принципов свободы совести и верои
Читать PDF
243.51 кб

Свобода от религии в контексте свободы совести

Мирошникова Е.М.
Правовое и социокультурное измерение религии приобрело очень серьезное внимание в результате глобализации. Религия сложна как феномен. Является ли ее влияние на публичную сферу позитивным или негативным?
Читать PDF
134.70 кб

Особенности свободы совести в современной России

Царенкова Е.А.
Современное понимание свободы совести свобода выбора атеизма или вероисповедания.
Читать PDF
109.10 кб

К постановке психологической проблемы свободы совести

Забарин Алексей Владимирович, Зимичев Анатолий Михайлович
В статье рассматривается этическая система этноса как производная от биологической стратегии выживания: продуцирования, агрессии и паразитизма. Анализируется регламентация свободы совести в различных этнических культурах.
Читать PDF
387.85 кб

Свобода совести в секулярной и постсекулярной парадигме

Астапов С. Н.
Постсекулярная парадигма (модель, сменившая теории секуляризации) более адекватно описывает современную социальную ситуацию и в определённой степени трансформирует понимание свободы совести.
Читать PDF
23.62 кб

Свобода совести бизнесмена как явление социального бытия

Трухина Галина Дмитриевна
Исследование свободы совести собственника с формированием ценностных универсалий – это актуально, так как этому социальному явлению в научной литературе уделяется мало внимания.
Читать PDF
748.54 кб

Свобода совести в Украине: провозглашаемые принципы и практика

Жминда Максим Николаевич
В статье проводится анализ практической реализации законодательных актов Украины в сфере свободы совести, касающихся взаимодействия государства и религиозных организаций.
Читать PDF
139.07 кб

Особенности обеспечения права военнослужащих на свободу совести

Соколова П. В.
В статье рассматриваются вопросы обеспечения прав военнослужащих на свободу совести.
Читать PDF
365.46 кб

Угроза свободе совести с неожиданной стороны: ваххабизм в России

Игнатенко Александр
Читать PDF
341.11 кб

Угроза свободе совести с неожиданной стороны: ваххабизм в России

Игнатенко А.
Читать PDF
79.12 кб

Религия, свобода совести и новые технологии в постсекулярном мире

Минченко Татьяна Петровна
Выделены основные подходы к пониманию постсекулярного как нового пространства, связанного с преобразованием прежнего деления на светское и религиозное.
Читать PDF
355.10 кб

Уголовно-правовая охрана права на свободу совести и вероисповеданий

Новиков В.А.
В статье затрагиваются вопросы, возникшие в связи с внесением изменений в ст. 148 УК РФ, которая в новой редакции предусматривает ответственность за публичные действия, оскорбляю-щие религиозные чувства и убеждения верующих.
Читать PDF
156.94 кб

Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса

Сосковец Л. И.
Анализируется содержание таких понятий, как свобода совести и религиозная толерантность, дается историческая справка о становлении и развитии этих принципов, обращается внимание на проблемы их реализации в современных общественных
Читать PDF
407.87 кб

Некоторые особенности жертв преступлений, посягающих на свободу совести

Казанцева Наталья Валерьевна, Червонных Елена Валерьевна
В статье анализируются особенности лиц, как ставших жертвами преступлений, посягающих на свободу совести, так и лиц, являющихся ввиду своих визуально определяемых отличительных черт потенциальными жертвами преступлений.

Похожие термины: