государственно-правовые гарантии на свободу мысли, совести, религии и убеждений. Свобода совести — это, прежде всего, свобода религии (вероисповедания) и свобода атеистических убеждений. Законодательные акты, принимавшиеся до Окт. 1917 и позже, не обеспечивали равенства ни на уровне имеющихся конфессий, ни на уровне рядовых верующих различных религ. убеждений и атеистов. Нач. 90-х гг. 20 в. для России знаменательно тем, что вопросы о возрождении религии в России, о приведении ранее провозглашенных прав человека в обл. свободы совести и вероисповеданий в соответствие с требованиями международного права (Всеобщей декларации прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах и др. международными документами) были переведены в плоскость практических действий.
Впервые вопрос о гарантиях свободы совести был поднят 30 апр. 1988 на встрече Генерального секретаря ЦК КПССМ. Горбачева с членами Священного Синода РПЦ перед празднованием 1000-летия крещения Руси, однако тогда упор делался не столько на свободу совести и вероисповеданий, сколько на легализацию общественной деятельности нескольких крупнейших религ. орг-ций. 1 окт. 1990 был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», а 25 окт. 1990 Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», к-рые впервые законодательно обеспечили равенство граждан и объединений перед законом, независимо от их отношения к религии. Однако уже в 1993 в Верховном Совете при внесении поправок в закон обозначились попытки создать привилегированное положение для РПЦ как «традиционной» религии, не прошедшие благодаря «вето» Президента РФ. С 1994 по линии Правительства РФ начался отход от конституционного принципа светскости гос-ва: РПЦ заключила договор о «взаимодействии» с Минобороны, МВД, ФАПСИ, погранслужбой. В ряд государственных школ приглашались священнослужители для преподавания Закона Божьего. Финансирование за счет неверующих или инаковерующих налогоплательщиков строительства новых храмов входит в прямое противоречие с принципами свободы совести. Вызывала сомнение и «добровольность» участия военнослужащих в религ. обрядах, когда храм на территории части строился по приказу.
На этом фоне заметно усилилась нетерпимость нек-рых служителей РПЦ к иноверцам и неверующим: Патриарх в обращениях к Госдуме призвал исключить из закона право на атеистические убеждения, а также резко ограничить права «нетрадиционных» религ. орг-ций. Архиерейским собором РПЦ 1994 использован неправовой термин «тоталитарные секты» (см. Деструктивные («тоталитарные») культы в России). Отдельные священнослужители открыто призывали к мерам физического воздействия в отношении «сектантов», к к-рым причисляли баптистов и др.
Прямым нарушением статей 14 и 82 Конституции РФ являлось участие Патриарха Алексия II в церемонии вступления в должность Президента РФ в кач-ве «официального участника». Данная процедура стала прецедентом для ее фактического воспроизводства при вступлении в должность глав областных администраций.
В условиях угрозы свободе совести и вероисповеданий возрастает роль общественных орг-ций. В 1992 в Москве было образовано Российское отделение Международной Ассоциации Религиозной Свободы (МАРС), в 1996 Общественный Комитет защиты свободы совести. Этими орг-циями была подготовлена «Белая книга» по нарушениям свободы совести и вероисповеданий в России в 1994–1996.