свод т.н. нравственных сочинений др.-греч. философа Плутарха. Предположительно «М.» были написаны в промежутке между 70 и 120 н.э. Вместе с биографиями великих людей «М.» составляют обширное творческое наследие философа: в каталоге Ламприя, являвшегося, вероятно, одним из его сыновей, насчитывается 210 произведений.
В «М.» вошли трактаты, весьма разнородные по своему содержанию, поскольку Плутарх высказал свое мнение по широкому кругу вопросов. Так, наряду с сочинениями, в к-рых речь идет о традициях и обычаях народов, видах гимнастики, употреблении мяса, - к «М.» относятся и серьезные философские трактаты, в т.ч. ярко выраженного этического характера: «Можно ли научиться добродетели» (An virt.), «Непросвещенному правителю» (Ad princ. inerud.), «О сдерживании гнева»(Ое coh. ira). Рассуждения Плутарха относительно вопросов этики встречаются в сочинениях и на другие темы, включая «Застольные беседы» (Quaest. conv.) и фрагменты утерянных трактатов. Будучи видным представителем платонической школы, Плутарх находился под определенным влиянием пифагорейства и учения Зороастра, что нашло свое отражение в его этических воззрениях. Добродетель есть деятельность и способность души, к-рая с помощью разума упорядочивает страсти, обуревающие человека. Тем самым достигается гармония в душе, полагает Плутарх в трактате «О нравственной добродетели» (De virt.) Следует различать добродетель теоретическую и нравственную, поскольку первая связана только с разумом, а вторая — с разумом и эмоциями в совокупности.
В целом Плутарх называет добродетель высшим благом. Что касается трех видов благ - духовных, телесных и внешних — то не следует пренебрегать ни одним из них. Фрагмент утерянного трактата «
В защиту красоты» свидетельствует, что добродетели души (справедливость, мудрость, воздержность) и добродетели тела (сила, красота, здоровье) имеют равную ценность для человека и позволяют приобретать внешние блага. Все три вида благ способствуют человеческому счастью. Высший смысл жизни состоит в «уподоблении Богу», о чем свидетельствует трактат «Почему божество медлит с воздаянием» (De sera). Бог, по Плутарху, отражает собой высшую добродетель и красоту, к к-рым должен стремиться человек. Преуспеяние в нравственной жизни Плутарх напрямую связывает с воспитанием и позволяет душе стать послушной доводам разума и уберечься от пороков. Представляют интерес и рассуждения Плутарха о семье, браке, родственных и дружеских отношениях. Один из важнейших жизненных принципов заключается в борьбе человеческого характера с обстоятельствами и враждебной фортуной: таков пафос второй речи трактата «Об удаче и доблести Александра» (De Alex, fort., libr. 2). Та же мысль прослеживается в трактате «О судьбе» (De fort.): человек не должен плыть по течению, надеясь на милость фортуны, но следует идти по жизни, полагаясь на собственный разум и волю.
В целом же многие трактаты «М.» проникнуты верой в силу человеческого духа, стремящегося к добродетели. Этические воззрения Плутарха, изложенные в «М.» преимущественно в теоретической форме, нашли свое конкретное воплощение в «Сравнительных жизнеописаниях». Э.Х.Салахов
0.00 байт