(«Deux sources de la morale et de la religion». Париж, 1932; рус.пер.: М.: Канон, 1994) — работа фр. философа, представителя интуитивизма и философии жизни А.Бергсона, в к-рой изложена его философия культуры, этико-социальная и религиозная концепции. Свою теорию Бергсон строит методом оппозиции, противопоставляя две модели социального устройства — «закрытое» и «открытое» общества — и, соответственно, два типа присущих этим обществам моральных и религиозных установок — «статическую» и «динамическую» мораль и религию. Бергсон намеренно выделяет и описывает два предельных варианта, к-рые в реальном обществе сосуществуют и переплетаются, чтобы отчетливее показать две возможные перспективы дальнейшего существования человечества. «Закрытое» общество Бергсон трактует с позиций органицизма; оно характеризуется полной солидарностью и автономизмом поведения его членов, безропотно подчиняющихся требованиям социального целого, как части единого организма; неограниченной властью вождя или правителя, отсутствием свободы выбора. И мораль, и религия в подобных обществах способствуют лишь еще большему подчинению индивида власти целого. Роль морали здесь состоит в обеспечении социальной солидарности; по существу, здесь вообще отсутствуют мораль и подлинная индивидуальность, поскольку нет места свободе. Категорический императив в таких обществах — «инстинктивный или сомнабулический», а сама мораль — инфрарациональна. Задача «статической» религии - избавление индивида от страха смерти, от всего непредвиденного и случайного, что мешает нормальному выполнению им социальных функций. Ведущим принципом, цементирующим «закрытые» общества, является принцип национализма, а естественной и неизбежной формой взаимоотношений между различными обществами — война.
В анализе «закрытых» обществ, безусловно, сказалось осмысление Бергсоном тоталитаризма, нараставшее воздействие к-рого на судьбы мира он в годы написания «Д.и....» чувствовал вполне отчетливо. Описывая «открытое» общество, «динамическую» мораль и религию, Бергсон создает одну из разновидностей элитарной концепции культуры. «Открытое» общество объединяет свободные личности, моральных героев и подвижников, к-рые, «протягивая друг другу руки через поколения и века», несут в мир принципы добра, любви и справедливости. Среди них Бергсон выделяет др.-греч. мудрецов, израильских пророков, христианских мистиков. Роль последних Бергсон особенно подчеркивает, поскольку именно они, восприняв в непосредственном опыте божественное присутствие, в наивысшей мере являют силу мистической «эмоции» — особой сверхрациональной способности, на к-рой и основаны «динамическая» мораль и религия.
В последней главе работы («Механика и мистика») Бергсон дает обобщенный очерк своей философии культуры, противопоставляя принципам национализма и войны принцип любви и справедливости, а искусственным потребностям, под бременем к-рых изнемогает человечество, — естественные потребности и «дух простоты», завещанный христианскими мистиками. Именно на эти установки Бергсон, весьма пессимистически оценивавший в этом произведении будущее человечества, возлагает надежды, создавая тем самым один из вариантов социальной утопии. Концепция культуры, этики и религии, изложенная в «Д.и....», многими своими идеями созвучна теориям других мыслителей 20 в., взгляды к-рых формировались зачастую и под его влиянием: Х.Ортега-и-Гассета и А.Тойнби, представителей персонализма, экзистенциализма и католического модернизма, Э.Фромма и К.Поппера. И. И. Блауберг
ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ
ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
«ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ»
Les deux sources de la morale et de la religion. P., 1932, рус. пер. 1994)—сочинение А. Бергсона, в котором излагается его этико-социальное и религиозное учение и 4илософия культуры. Основой работы стала эволюционная концепция, сформулированная Бергсоном в «Творческой эволюции» (1907), но преобразованная позднее в свете идей христианского мистицизма, исследованию которого он посвятил более 20 лет. Поэтому тенденции неоплатонизма, свойственные бергсоновской теории эволюции и нашедшие выражение в метафоре «жизненного порыва», сталкиваются здесь с представлениями христианства о личном Боге, которого Бергсон прямо называет источником «жизненного порыва».
В центре работы — проблема возможности прогресса человеческого общества. Эту проблему он рассматривает на примере двух сконструированных им моделей общества, или социальной организации: закрытого и открытого обществ с соответствующими им типами морали и религии—статической и динамической. В описании закрытых обществ Бергсон опирается на концепцию французской социологической школы — Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля. Он конкретизирует идею о тупиковых линиях эволюции, изложенную в «Творческой эволюции»: в закрытых обществах «жизненный порыв» угасает, здесь нет развития, действует лишь принцип круговорота, сохранения стабильности. Поэтому в них господствует строгий авторитаризм, элементы подчинены целому, постоянно воспроизводятся одни и те же традиционные формы поведения и общения и полностью отсутствует свобода. Статическая мораль и религия выполняют в закрытых обществах функции поддержания социальной стабильности. Статическая мораль—это система привычек, устойчивых стереотипов поведения, которые по сути своей до-рациональны, осуществляются автоматически. Ведущий ее принцип — национализм: социальный инстинкт, на котором основана эта форма морали, объединяет только членов данного общества и никогда не распространяется на все человечество. В конечном счете статическая мораль не является моралью в Собственном смысле слова; это — обычай, традиционная форма поведения людей, «в чистом виде» существовавшая на ранних ступенях развития общества.
Под статической религией Бергсон подразумевает мифологию. Размышляя о причинах возникновения и существования религии, Бергсон приходит к выводу о наличии мифотворческой способности (fmction fabulatrice), выполняющей функцию защиты человека от страха смерти и создаваемых интеллектом представлений об обширной области непознанного и непредвиденного. Как и моральное обязательство закрытого общества, мифотворческая способность является выражением жизненного инстинкта, обеспечивающего выживание и стабильность закрытых обществ.
Открытое общество описано Бергсоном как полный антипод закрытого: абсолютному детерминизму здесь противостоит свобода, принципу национализма — принцип любви ко всему человечеству, социальной сплоченности— индивидуальный пример «избранной личности», ставшей моральным образцом. Общность представителей динамической морали (среди которых Бергсон выделяет мудрецов Древней Греции, пророков Израиля, христианских мистиков) определяется свободным следованием этому образцу. Динамическая мораль основана на сверхрациональной «первичной эмоции», которую «открытая душа», избранная личность могут пробудить в человеке.
Собственно же динамической религией Бергсон считал христианский мистицизм. В свидетельствах мистиков об общении с Богом, которого они восприняли в состояниях экстаза, Бергсон, всегда подчеркивавший достоинства непосредственного опыта, увидел основное доказательство истинности христианской веры.
В открытых обществах, по Бергсону, только и возможен прогресс, и дальнейшее выживание и развитие человечества зависит от того, насколько сильным будет влияние идей, проповедуемых носителями динамической морали и религии. В заключительной обобщающей главе работы («Механика и мистика») Бергсон излагает историософскую концепцию, размышляет о причинах войн в современную эпоху, о сути и тенденциях научно-технического прогресса. Войны—неизбежное следствие существования закрытых обществ, как и национализм, и ксенофобия. Возможность преодоления войн, различных форм социальной несправедливости он видит в распространении «духа простоты», аскетизма, возвещенного христианскими мистиками. Человечество должно отказаться от «искусственных потребностей», приводящих к непомерному росту его «тела» в ущерб «душе», духовным, творческим способностям. Соответствующим образом должен быть ориентирован и научно-технический прогресс, который может дать людям лишь материальное обеспечение, что само по себе, без надлежащего развития духовной культуры, может привести к опасным и непредсказуемым последствиям. Распространение идей христианского мистицизма позволит заложить основы подлинной демократии, ориентирующейся на евангельские принципы (закрытым же обществам более всего соответствуют такие формы правления, как монархия и олигархия).
Изложенная в «Двух источниках морали и религии» историософская и религиозная концепции оказали влияние на многих мыслителей 20 в., в том числе А. Тойнби, К. Поппера, X. Ортегу-и-Гассета, представителей экзистенциализма, персонализма и католического модернизма.
И. И. Блауберг
В центре работы — проблема возможности прогресса человеческого общества. Эту проблему он рассматривает на примере двух сконструированных им моделей общества, или социальной организации: закрытого и открытого обществ с соответствующими им типами морали и религии—статической и динамической. В описании закрытых обществ Бергсон опирается на концепцию французской социологической школы — Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля. Он конкретизирует идею о тупиковых линиях эволюции, изложенную в «Творческой эволюции»: в закрытых обществах «жизненный порыв» угасает, здесь нет развития, действует лишь принцип круговорота, сохранения стабильности. Поэтому в них господствует строгий авторитаризм, элементы подчинены целому, постоянно воспроизводятся одни и те же традиционные формы поведения и общения и полностью отсутствует свобода. Статическая мораль и религия выполняют в закрытых обществах функции поддержания социальной стабильности. Статическая мораль—это система привычек, устойчивых стереотипов поведения, которые по сути своей до-рациональны, осуществляются автоматически. Ведущий ее принцип — национализм: социальный инстинкт, на котором основана эта форма морали, объединяет только членов данного общества и никогда не распространяется на все человечество. В конечном счете статическая мораль не является моралью в Собственном смысле слова; это — обычай, традиционная форма поведения людей, «в чистом виде» существовавшая на ранних ступенях развития общества.
Под статической религией Бергсон подразумевает мифологию. Размышляя о причинах возникновения и существования религии, Бергсон приходит к выводу о наличии мифотворческой способности (fmction fabulatrice), выполняющей функцию защиты человека от страха смерти и создаваемых интеллектом представлений об обширной области непознанного и непредвиденного. Как и моральное обязательство закрытого общества, мифотворческая способность является выражением жизненного инстинкта, обеспечивающего выживание и стабильность закрытых обществ.
Открытое общество описано Бергсоном как полный антипод закрытого: абсолютному детерминизму здесь противостоит свобода, принципу национализма — принцип любви ко всему человечеству, социальной сплоченности— индивидуальный пример «избранной личности», ставшей моральным образцом. Общность представителей динамической морали (среди которых Бергсон выделяет мудрецов Древней Греции, пророков Израиля, христианских мистиков) определяется свободным следованием этому образцу. Динамическая мораль основана на сверхрациональной «первичной эмоции», которую «открытая душа», избранная личность могут пробудить в человеке.
Собственно же динамической религией Бергсон считал христианский мистицизм. В свидетельствах мистиков об общении с Богом, которого они восприняли в состояниях экстаза, Бергсон, всегда подчеркивавший достоинства непосредственного опыта, увидел основное доказательство истинности христианской веры.
В открытых обществах, по Бергсону, только и возможен прогресс, и дальнейшее выживание и развитие человечества зависит от того, насколько сильным будет влияние идей, проповедуемых носителями динамической морали и религии. В заключительной обобщающей главе работы («Механика и мистика») Бергсон излагает историософскую концепцию, размышляет о причинах войн в современную эпоху, о сути и тенденциях научно-технического прогресса. Войны—неизбежное следствие существования закрытых обществ, как и национализм, и ксенофобия. Возможность преодоления войн, различных форм социальной несправедливости он видит в распространении «духа простоты», аскетизма, возвещенного христианскими мистиками. Человечество должно отказаться от «искусственных потребностей», приводящих к непомерному росту его «тела» в ущерб «душе», духовным, творческим способностям. Соответствующим образом должен быть ориентирован и научно-технический прогресс, который может дать людям лишь материальное обеспечение, что само по себе, без надлежащего развития духовной культуры, может привести к опасным и непредсказуемым последствиям. Распространение идей христианского мистицизма позволит заложить основы подлинной демократии, ориентирующейся на евангельские принципы (закрытым же обществам более всего соответствуют такие формы правления, как монархия и олигархия).
Изложенная в «Двух источниках морали и религии» историософская и религиозная концепции оказали влияние на многих мыслителей 20 в., в том числе А. Тойнби, К. Поппера, X. Ортегу-и-Гассета, представителей экзистенциализма, персонализма и католического модернизма.
И. И. Блауберг
Источник: Новая философская энциклопедия