оценка тех или иных общественных явлений, основанная не на анализе объективных закономерностей развития действительности, а на абстрактных идеалах и пожеланиях. Такая оценка, выносимая без понимания сущности явлений, бывает: обычно следствием неправомерного распространения принципов и критериев морального сознания на те области практической и теоретической деятельности людей, где применение только их явно недостаточно. При этом научное познание действительности, понимание законов ее развития подменяется субъективными представлениями о желаемом ходе событий, нравственным негодованием, когда эти события развиваются вопреки намерениям моралистов. Так, по сути дела, не выходили за рамки М. учения буржуазных просветителей, различных проповедников «идеального об-ва». М. враждебно духу марксизма-ленинизма, к-рый учит людей учитывать в своих действиях объективную историческую необходимость, научно подходить к законам общественного развития. На недопустимость М, в науке и политике впервые указал К, Маркс в своей статье «Морализирующая критика и критизирующая мораль», Морализатор, пишет он, сводит анализ отношений собственности к «простым вопросам совести и фразам о справедливости... Из области истории он убегает в область морали и здесь может пустить в ход всю тяжелую артиллерию своего нравственного негодования» (т. 4, с. 301, 305), В. И. Ленин подвергает критике морализаторский подход к истории у народников, к-рые «исходят в своих рассуждениях из «идеалов», нисколько не задумываясь о том, что эти идеалы могли явиться только известным отражением действительности, что их, следовательно, необходимо проверить фактами, свести к фактам. Марксист исходит из того же идеала, но сличает его... с существующими классовыми противоречиями, и формулирует его поэтому... как требование такого-то класса, порождаемое такими-то общественными отношениями (которые подлежат объективному исследованию) и достижимое лишь так-то вследствие таких-то свойств этих отношений. Если не свести, таким образом, идеалы к фактам, то эти идеалы останутся невинными пожеланиями, без всяких шансов на принятие их массой и, следовательно, на их осуществление» (т. 1, с. 435-436). Из этих указаний К. Маркса и В. И. Ленина и исходит Коммунистическая партия в своей деятельности. В условиях социалистического об-ва М. чаще всего проявляется в неправильных методах воспитания людей, в подмене действительного формирования убеждений, чувств, привычен назиданиями и нравоучениями, нравственным негодованием по поводу недостаточной сознательности людей.