(полное название — «Обозрение основных вопросов морали. В особенности тех, которые отражают происхождение наших идей добродетели, ее природу, отношение к Божеству, обязанность, содержание и санкции» - «A Review of the Principal Questions in Morals. Particularly Those reflecting the Origin of Our Ideas of Virtue, Its Nature, Relation to the Deity, Obligation, Subject-matter, and Sanctions») — произведение Р.Прайса. Впервые опубликовано в 1758 под названием «Обозрение основных вопросов и трудностей в морали»; с небольшими авторскими изменениями оно переиздавалось в 1769 и 1787.
В третье издание Прайс включил Приложение, к-рое состояло из замечаний к тексту и «Рассуждения о бытии и атрибутах Божества». Основную часть «О. ...» составляет «Трактат о моральном добре и зле», в к-ром Прайс выявляет основание морали, рассматривает вопросы общей и моральной эпистемологии, проблему отношения морали и Божества, предлагает свою систему моральных добродетелей, анализирует проблемы, связанные с практическим осуществлением морали, и др. Главную в «О. ...» идею абсолютной морали Прайс обосновывал с позиций интеллектуализма (см. Интеллектуализм этический) в полемике с эмпирической эпистемологией, сентиментализмом этическим, а также с волюнтаристскими и социально-правовыми концепциями морали. Путь обоснования абсолютности морали Прайс видел в доказательстве ее объективного характера, к-рое в первую очередь предполагает доказательство объективности морального знания. Своими предшественниками Прайс считал Платона, С.Кларка и Дж.Батлера. Прайс подверг критике эмпирическую философию (гл.о. в лице Дж.Локка, Ф.Хатчесона и Д.Юма) за то, что в предлагаемой ею картине мира нет места необходимой истине, а следовательно, и морали. Эмпирическая философия, считал Прайс, подрывает необходимую истину, редуцируя знание к особым модификациям чувства. Прайс же, стремясь основать мораль на твердом фундаменте, связывал ее с природой вещей, тождественной природе Божества, с необходимой истиной, частью к-рой она является. Требования морали осуществляются при условии их познания разумом. Как и необходимая истина, моральный закон имеет онтологический статус, он универсален, беспредпосылочен, неизменен и вечен. Как и необходимая истина, мораль содержит все моральные идеи, она едина и единственна для всех. Другие попытки объяснения морали Прайс считал не только ошибочными, но и разрушительными для нее. Таковы социально-правовые (Локк) и волюнтаристские этические концепции, выводящие моральные идеи из воли либо человека (Т.Гоббс), либо Божества (Р.Камберленд, У.Пэли). Против этих концепций Прайс выдвигал нравственное и теоретическое возражения. При последовательном развитии этих теорий мораль предстает в них произволом, специфически нравственный критерий подменяется внеморальным (будь то право сильнейшего, стремление к счастью или боязнь божественного наказания, юридических санкций, осуждения общественного мнения и т.д.). Тогда собственно мораль оказывается вне сферы рассмотрения, предложенные нормативные рекомендации ведут к нравственному релятивизму и скептицизму, оказываются средством обоснования противоречащих морали мотивов. Мораль и моральные идеи не могут быть ни выведены из внеморальной реальности, ни сведены к ней, поскольку моральное познание непосредственно (не опосредовано ни опытом, ни дискурсией) по своему характеру, что объяснялось Прайсом тем, что мораль как часть необходимой истины пронизывает все бытие и, стало быть, воплощена и в человеке. Чтобы познать ее, человеку достаточно актуализировать знание, к-рым он уже обладает. Мораль дана человеку в объективных, общих, простых понятиях правильного и неправильного (right, wrong). Прайс развивал свою концепцию морального познания в полемике с сентиментализмом (в первую очередь Хатчесона), ошибочность к-рого он усматривал в том, что в качестве источника морали и морального знания здесь выдвигалось особое моральное чувство (moral sense). Моральное чувство в трактовке Хатчесона Прайс (не замечая близости его понимания морали своему собственному) отождествлял в гносеологическом аспекте — с ощущением, в психологическом — со склонностью. Отсюда он делал вывод о том, что мораль в объяснении Хатчесона оказывалась делом вкуса, была субъективной, между тем как достоверное знание может конституироваться лишь на основе объективных понятий. Поэтому источником морального знания является разум. Сентименталисте кой трактовке разума как дискурсивного рассудка Прайс противопоставил более широкое понимание, показав, что разум, помимо дискурсии, включает и интуицию. Источником морального познания, по Прайсу, является интеллектуально-интуитивная способность - понимание (understanding).
В основе трактовки Прайсом процесса морального познания лежало представление о моральных понятиях как первичных, простых и дискурсивно не определяемых.
В качестве одной из ключевых характеристик морального знания Прайс выделил его побудительный характер. Восприятие моральной идеи тождественно осознанию моральной обязанности, невыполнение к-рой противоречит морали. Функция побуждения к моральному действию принадлежит разуму. Прайс подчеркивал, что моральное побуждение должно быть «чистым», не искаженным смесью внешних по отношению к морали мотивов, поэтому ни моральное чувство, ни внеморальные соображения не являются источником моральных действий. Полемизируя с сентименталистской этикой по вопросу о природе моральных побуждений, он утверждал, что даже доброе спонтанное действие, источником к-рого является моральное чувство, нельзя считать моральным. Ибо здесь действие совершает не сам человек, а его «счастливый инстинкт», природная склонность. Моральным же можно считать лишь такое действие, источником к-рого является «сама разумная способность, уважение к долгу, или восприятие правильного». Такое понимание природы моральной мотивации приводит Прайса к признанию моральной автономии человека как неотъемлемой, наряду с разумом, составляющей моральной способности человека. Он утверждал, что всякое существо, наделенное разумом, сознающее правильное и неправильное, с необходимостью является законом для самого себя. А быть добродетельным — значит действовать в соответствии со своими искренними убеждениями, вопреки внешним воздействиям и внутренним предрасположенностям. Этическая концепция, изложенная в «О....», представляет собой одну из первых попыток такого обоснования абсолютности морали, к-рое, по существу, было основано на признании ее автономности.
В своих ключевых положениях Прайс предвосхищает этику И.Канта. Идеи Прайса, развиваемые в «О. ...», активно обсуждались в этическом интуитивизме 20 в. (Дж.Э.Мур, Г.А.Причард, Ч.Д.Брод, Ф.Кэррит, У.Д.Росс, Г.Рэшдэлл и др.), некоторые представители к-рого видели в концепции Прайса непосредственный источник своих теорий и считали ее наиболее последовательным и полным изложением этического интеллектуализма в классической моральной философии. Лит.: Price R. A Review of the Principal Questions in Morals/ Ed. by D.D.Raphael. Oxford: Clarendon Press, 1948; Thomas D.О. The Honest Mind. The Thought and Work of Richard Price. Oxford: Clarendon Press, 1977. О.В.Артемьева