(«Cahiers pour une morale») неоконченная работа по этике Ж.П.Сартра, подготовленная к изданию на основании черновых записок автора его приемной дочерью Арлет Элькаим-Сартр.
В заключении к своему труду по экзистенциальной онтологии «Бытие и Ничто» Сартр заявляет о намерении создать фундаментальное произведение, посвященное проблемам морали.
В 1947-1948 он пишет первоначальный вариант данной работы, озаглавленный им «Заметки о морали» («Notes pour la morale»), к-рую он так и не завершил. «Заметки о морали» в двух томах, а также приложения «Добро и субъективность» (1945) и «Революционное насилие» составили книгу «3. о м.», к-рая вышла в свет посмертно в 1983.
В «3. о м.» Сартр продолжает размышлять над рядом таких фундаментальных проблем экзистенциальной философии, уже рассматривавшихся им в работе «Бытие и Ничто», как подлинность бытия, обоснование свободы в мире, отрицание и трансцендирование, а также приступает к обсуждению таких собственно этических проблем, как опровержение традиционной морали и утверждение морали непредопределенности, постулирование идеи перманентного морального обращения, анализ соотношения морали и исторического действия.
В соответствии с исходным тезисом философии экзистенциализма, согласно к-рому существование предшествует сущности, Сартр отстаивает положение о том, что основными характеристиками человеческого бытия являются свобода и трансцендирование. Для Сартра человек — это «абсолютное событие», означающее появление уникальной реальности, не подвластной казуальному порядку мира. Человек не может быть ничем объяснен и обусловлен, он определяет себя сам. Суть человеческого бытия есть «ничто» постоянное отрицание предопределенности в любых формах: естественной необходимости, влияния социокультурных установлений, зависимости от своей собственной природы. Человек «обречен быть свободным», его удел — трансцендирование, движение за свои собственные границы, устремленность к безусловному. Он проектирует свое бытие, предпринимает тщетную попытку прийти к абсолютной целостности, реализовать синтез «в-себе-» и «для-себя-бытия». Сартр считает, что задачей личности является «перманентное моральное обращение» (по аналогии с идеей «перманентной революции» Л.Д.Троцкого), предполагающее неустранимую незавершенность выбора, вечное творчество, постоянное преодоление наличного существования. Сартр принципиально различает традиционную нормативную мораль, ориентирующую индивида на объективные общезначимые предписания, ведущие к нивелировке личности, и подлинную мораль непредопределенности, основывающуюся на положении о том, что единственным источником ценностей в мире является человеческая свобода. Мораль непредопределенности предъявляет требование полной автономии, отказа от любых сложившихся этических указаний, требование непрерывного творчества, напряженного стремления создать свой собственный проект бытия. Совершаемый личностью выбор является абсолютно субъективным в смысле его уникальности и неповторимости, но при этом обладает интерсубъективным значением, поскольку индивид выбирает образ человека вообще. Особый интерес Сартра вызывает проблема соотношения морали и истории. Философ задается вопросом о том, почему мораль и свобода столь редко составляют содержание исторического действия. Целью человечества является свобода, однако реальная историческая практика неизменно сопровождается отчуждением, угнетением и насилием. Двусмысленность и драматизм истории, по мнению Сартра, заключаются в том, что в силу сопротивления со стороны мира вещей и воли различных действующих лиц моральные проекты не могут быть реализованы, и активность человека приводит к результатам, не соответствующим его намерениям. Неведение, риск и крах - неизбежные характеристики исторической деятельности, и при этом субъект истории несет ответственность за возможные негативные последствия своих поступков.
В этом отношении история — это отчуждение свободы. Для Сартра история является очередным измерением, в к-рое вторгается проект «для-себя-бытия», стремящегося к восстановлению своей полноты. Человек желает утвердить свободу в качестве основы мира, и это объединяет моральные проекты и исторические цели, но мораль является самоценной и ее следует хотеть не ради истории, а для того чтобы поддержать способность человека к трансцендированию. Если наличная историческая ситуация противодействует реализации свободы и морали, то ее необходимо подвергнуть отрицанию, следует разрушить условия, порождающие отчуждение свободы в мире. См. «За мораль непредопределенности». Лит.: Sartre J.P. Cahiers pour une morale. Paris: Gallimard, 1983; Colette J. L'Existentialisme. Paris: PUF, 1993; Levinas E. Les Imprevusde Thistoire. Paris: Fata Morgana, 1994. О.И.Мочульская