МОНИЗМ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОНИЗМ
(от греч. monos — единственный) — учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своем качестве однообразна.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МОНИЗМ
учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своем качестве однообразна. М, признает лишь одну основную субстанцию: либо материю, либо дух.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МОНИЗМ
от греч. один единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения на этой основе теории.

Источник: Тематический философский словарь

Монизм
от греч. monos – один, единственный) – подход, стремящийся свести все многообразие мира, событий, явлений к единой первооснове. Противоположное – плюрализм, дуализм (от лат. dualis – двойственный).

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

МОНИЗМ
способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Противоположность монизма - дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Монизм
способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю, идеалисты - дух.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Монизм
направление философского учения, признающего одно высшее начало или одну высшую причину бытия. Противоположно дуализму. Монизму свойственно быть теистическим, т. е. признавать Бога творцом мира; но у некоторых мыслителей он принимал характер пантеистический, смешивая Божество с миром.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

МОНИЗМ
[от гр. mоnos один, единственный] – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположность монизма — дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

монизм
(греч. Monos – один) – признание существования одного единого принципа, единого начала, определяющего все многообразие явлений и позволяющего их объяснить.
Монизм противостоит дуализму и плюрализму. В онтологическом смысле монизм может быть материалистическим (диамат), идеалистическим (средневековый объективный идеализм, абсолютный идеализм гегеля), «спинозистским».

Источник: Краткий философский глоссарий

Монизм
(греч. monos – один, единственный) – философская доктрина, заключающаяся в рассмотрении многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Монизм противопоставляется дуализму (см. Дуализм) и плюрализму (см. Плюрализм). Различают монизм материалистический, или материализм (см. Материализм), и монизм идеалистический, или идеализм (см. Идеализм).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Монизм
(monism) - 1) метафизическая теория о том, что существует одна фундаментальная реальность, для которой все остальные существа являются ее атрибутами или формами, если они вообще реальны; 2) вера в существование одной объединяющей силы во вселенной, от которой происходит все остальное. В этом значении христианство можно считать разновидностью монизма, т. к. все в итоге принадлежит Богу.

Источник: Новые религиозные движения.

МОНИЗМ
(от греч. monos — один, единственный) — учение, считающее основой всего сущего какое-либо одно-единственное начало. В философии словом «монизм» обозначаются направления, стремящиеся свести видимое многообразие мира к одном у-единственному началу. Противоположен дуализму, признающему наличие двух равноправных начал, и плюрализму, допускающему существование более двух начал (их может быть и бесконечно много).

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МОНИЗМ
от греч. monos - один, единственный) — мировоззренч. принцип, признающий основой многообразия явлений мира одно начало (субстанцию). Материалистич. М. таким началом считает материю, идеалистич. М. — дух, идею и пр. Науч., последовательный, материалистич. М. присущ марксистско-ленинской философии, согласно к-рой все существующее — это различные формы движущейся материи, ее виды и свойства. М. противоположен дуализму и плюрализму.

Источник: Атеистический словарь

МОНИЗМ
философские концепции, принимающие за основу всего существующего одно, единственное начало. Монизм выражает последовательную онтологическую позицию. Материалистический монизм единственным основанием, началом бытия считает материю; материалистическим монизмом является марксистская философия – диалектический и исторический материализм. Идеалистический монизм единым началом считает дух, представленный в разных видах: бог, абсолют, идея, сознание и т.д. Наиболее последовательным идеалистическим монизмом является философия Гегеля. Существуют также дуалистические и плюралистические онтологические концепции, их большинство.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

МОНИЗМ
философская система, по которой существует лишь одна-единственнаяреальность — материя или дух. Обычно противопоставляют материалистический монизм Маркса и спиритуалистический монизм Гегеля. Что касается системы Спинозы, отождествляющей Бога с природой, ей давали то материалистическую трактовку (ставящую во главу угла природу, с которой философ отождествляет Бога), то спиритуалистическую (ставящую во главу угла Бога, к которому относится вся природная реальность). Монизм, таким образом, устраняет природное различие, которое, как нам кажется, существует между нашим сознанием и миром, между духом и материей. См. Дуализм, Плюрализм.
 

Источник: Философский словарь

Монизм
 (греч. — один) — философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический М. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность М. — дуализм.

Источник: Философский словарь. 1963

МОНИЗМ
(греч. monos — один, единственный) — философский принцип, согласно к-рому все существующее едино в своей основе, имеет один источник. М. противоположен дуализму и плюрализму. В соответствии с решением основного вопроса философии различают идеалистический и материалистический М. Идеалистический М. за основу всего принимает духовное начало. Материалистический М. единство мира усматривает в его материальности. Диалектический материализм воплощает в себе образец научного и последовательного материалистического М. Он утверждает, что все явления объективного мира представляют собой различные виды движущейся материи. Это утверждение в марксистской философии распространяется не только на область природы (как это было в старом материализме), но и на общественную жизнь.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

МОНИЗМ
от греч. monas - единственность) - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в осн. своем качестве однообразна. Сущность этого качества толкуется по-разному, поэтому нужно различать множество видов монизма, из которых большая часть, конечно, выступает под иными названиями (Христиан Вольф называл монистами прежде всего тех, кто признает только одну осн. субстанцию), напр. монизм неразличимости в основе мира (философия тождества); монизм божественной субстанции (пантеизм, панентеизм), монизм (все-) жизни (гилозоизм, панвитализм); монизм (всеобщего) одушевления: а) объективно - панпсихизм, б) субъективно - психомонизм; монизм сознания (имманентная философия, феноменализм, экзистенциализм, психологизм, солипсизм, субъективизм); монизм мышления, или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); монизм материи (материализм, натурализм); монизм энергии (динамизм, энергетизм); монизм (абстрактных) связей (формализм, функционализм). См. также Дуализм, Плюрализм.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Монизм
Всякое учение, признающее существование всего одной субстанции или одного типа субстанций. Монизм бывает материалистическим, если утверждает, что всякая субстанция материальна (стоики, Дидро, Маркс); спиритуалистическим, если признает только духовные субстанции (Лейбниц, Беркли); или ни тем ни другим, если рассматривает материю и мышление как модусы или атрибуты единой субстанции, не сводимой ни к первой, ни ко второму (в частности, именно так рассуждает Спиноза). Монизм всегда противостоит дуализму, признающему существование двух типов субстанции (Декарт) или двух миров (Платон, Кант). В принципе монизм должен также противостоять плюрализму, в наиболее выраженном виде настаивающему на существовании бесконечного числа субстанций различной природы, однако так далеко воображение философов не простирается. Мы знаем, пусть и довольно смутно, что такое тело и дух. Но о субстанциях, не являющихся ни тем, ни другим, ни неразрывным единством того и другого, мы не имеем никаких опытных данных. Поэтому и размышлять о них мы не имеем возможности.

Источник: Философский словарь.

МОНИЗМ
греч. monos - один) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа, в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму; 2) признание в рамках этого принципа единого начала, общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, М. отличается большей внутренней последовательностью, монолитностью, что в то же время с неизбежностью приводит к большей схематизации реальности. Сложность охватить всю действительность в рамках одного принципа приводит к тому, что исторически возникавший М., как правило, трансформировался в дуализм или плюрализм. Однако, в истории философии имело место и обратное движение, что было вызвано решением имманентных философских проблем той или иной философской системы (движение от Декарта к Спинозе, от Канта к Фихте). Поскольку понятие М. используется преимущественного во втором значении и поскольку современная философия в большинстве своих систем не занимается построением онтологии, т.е. лишена традиционной иерархии проблемных философских полей, постольку понятие М. употребляется сегодня, как правило, в историко-философском смысле.
В.Н. Ретунский

Источник: Новейший философский словарь

МОНИЗМ
(от греч. monos – единственный) – учение, согласно которому всё многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из единой первоосновы, субстанции. М. противоположен дуализму.
Наиболее распространенная форма М. – генетическая, признание единого происхождения множества разнородных явлений. Существует М. материалистический (Демокрит, Гольбах , Маркс и др.) и идеалистический (Беркли, Гегель и др). Пантеизм, отождествляющий Бога с миром, также является формой монистической философии (Спиноза ). В данном случае М. «генетический» дополняется структурно-функциональным: не только все вещи происходят из одного начала, но единое основание имеют и законы их существования. Существуют концепции («философия тождества» Шеллинга ), которые ограничиваются только М. генетическим: исходное тождество субъекта и объекта, природы и духа затем расщепляется на противоположные начала.
В конце XIX в. возникает новая форма – «нейтральный» М. Эта концепция представлена эмпириокритицизмом Маха и Авенариуса, философией прагматизма. Рассматривая опыт в качестве единственной доступной человеку реальности, представители этого направления отказались от «генетического» М. Элементы опыта «нейтральны», в зависимости от человеческих потребностей – «точек зрения» – мы можем конструировать из этих элементов как мир природной необходимости, так и «мир свободы» – мир идеалов, ценностей. Сторонниками «нейтрального» М. были также Дж. Дьюи, Б. Рассел, В. Вундт, А. Богданов.

Источник: Краткий философский словарь.

МОНИЗМ
понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции - первоначала, первопричины, единой основы всего сущего. Материалистическая философия усматривает эту основу в материи. Милетская школа древнегреческой философии и Гераклит представляли материю как первовещество - воду, воздух или огонь, а все многообразие чувственно воспринимаемых явлений космоса - как видоизменения первовещества. Позже возобладал противоположный монизму плюрализм - понимание материк как изначального множества субстанций-атомов (Демокрит, Эпикур). Возрождая монизм, французский материализм XVIII в. сводил материю к естественно-природному веществу (в физике того времени аналогичным было понятие массы тела). Наиболее последовательным монизмом считают свою позицию представители диалектического материализма. Они рассматривают материю как субстанцию-субстрат, а ее самоизмененне и саморазвитие - как основу всех явлений природы и общества. Последовательным является монизм и в философии объективного идеализма, утверждающей, что первопричина, основа всего сущего, - ото единый Бог или сверхличное сознание, объективный дух («абсолютная идея» в философии Гегеля). Поскольку субъективный идеализм определяет мир как такую реальность, какой она является в сознании человека, постольку в принципе он может быть выражением не монизма, а плюрализма, т.е. признанием множества индивидуальных сознаний в качестве основы существования, бытия-для-нас любого явления.

Источник: Краткий философский словарь 2004

МОНИЗМ

(от греч. monos - единый) - 1) объяснение всего многообразия сущего одним первоначалом. Примеры: Апейрон (Беспредельное) у Анаксимандра, Единое у Парменида, Cубстанция у Спинозы, Абсолютная Идея у Гегеля, материя в материализме, Брахман в Упанишадах. Монизм ставит на первое место единство мира, но с трудом объясняет его разнообразие. Монизм не следует отождествлять с монотеизмом. 2) Новоевропейские виды религиозно-философского монизма: гилозоизм, имманентизм, пантеистический абсолютистский монизм (Бог - Абсолют, тождественный миру); акосмический монизм (Бог - Абсолют и опора всей реальности как целого, а мир - это одни лишь преходящие явления, в которых нет подлинной реальности); релятивистский монизм (мир принадлежит вечному и неизменному Богу, напр., как Его тело, мир меняется, но его изменения не затрагивают Бога). 3) Оппоненты монизма появлялись во все эпохи и настаивали на том, что всецелая реальность сложна и многопланова и не может быть объяснена исходя из какого-то одного определенного мирового начала (см.: ДУАЛИЗМ; ПЛЮРАЛИЗМ). "Монизм есть философский источник рабства человека. Практика монизма есть практика тираническая. Персонализм глубочайшим образом противоположен монизму. Монизм есть господство "общего", отвлеченно-универсального и отрицание личности и свободы" (Н.Бердяев). 4) Монизмом именовало себя антихристианское течение XIX в., связанное с именами А.Древса и др.; оно требовало признания мифологичности фигуры Христа и искоренения дуализма твари и Творца - "полусемитической прививки" в религиозном сознании, ненужной для грядущей монистически-пантеистической "арийской" религии будущего. Подобный монизм вел к вырождению религиозно-философской мысли.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МОНИЗМ
(Monismus; от греч. monas—«единство») учение о (все)единстве, согласно которому действительность едина и в своем основном качестве однообразна; сущность этого качества толкуется поразному, поэтому различают много видов монизма, большая часть которых имеет другие названия (Христиан Вольф называл монистами тех, кто признает только одну основную субстанцию), например, монизм неразличимости в основе мира (философия тождества), монизм божественной субстанции (пантеизм, Спиноза; панентеизм), монизм (все)жизни (гилозоизм, панвитализм), монизм (всеобщего) одушевления: а) объективно — панпсихизм, б) субъективно —психомонизм; монизм сознания (имманентная философия, феноменализм, экзистенциализм, психологизм, солипсизм, субъективизм); монизм мышления или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); монизм материи (материализм, натурализм); монизм энергии (динамизм, энергетизм); монизм (абстрактных) связей (формализм, функционализм); см. Дуализм, Плюрализм. Материалистически мыслящие монисты объединились в «Немецкий союз монистов» («Deutscher Monistenbund»), созданный Эрнстом Геккелем; задачей союза является углубление и распространение «посюстороннего», материалистического, естественно-научного мировоззрения.
Е. Haeckel. Der М. als Band zwischen Religion u. Wiss., 1892; E. Haeckel. Der Monistenbund, 1904; J. Engert. Der naturalist. M. Haeckels, 1907; R. Eisler. DerM., I—II, 1908— 1910; R. Eisler. Gesch. des M., 1910; F. Klinke. DerM. und seine philos. Grundlagen, 1911; W. Ostwald. Monist. Sonntagspredigten, 1911—1916; R Minges. Der M. des dt. Monistenbundes, 1919; H. Groos. Der dt. Idealismus u. das Christentum, 1927; H. Hillermann. Der vereinsmäßige Zusammenschluß bürgerl.-weltanschaul. Reformvernunft in der M.-Bewegung des 19. Jh.s, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МОНИЗМ
(от греч. monos — один, единственный) — филос.-мировоззренческая позиция, согл. к-рой все существующее в мире имеет одно начало или субстанцию; способ рассмотрения многообразия явлений мироздания с т.зр. единого основания; построение теории в форме логич. последовательного развития одного исходного положения. М. противостоит дуализму и плюрализму, признающим соответственно два или более независимых начала, основания, субстанции. В онтологич. плане М. — это учение о едином вещественном субстрате (напр., вода, воздух, огонь, апейрон в ионийской натурфилософии), а также единой духовной (напр., абсолютная идея у Гегеля) или материальной (напр., материя в диалектич. материализме) субстанции мироздания. В гносеологич. плане М. предполагает выведение всего многообразия мира из закономерностей развития и функционирования единого начала или субстанции. Так, объективно-идеалистич. М. рассматривает материальный мир как проявление и результат деятельности абсолютного духовного начала (напр., мира идей в платонизме, Бога в томизме и неотомизме, абсолютной идеи в гегельянстве), а диалектико-материалистич. М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. В логич. плане М. — воззрение, согл. к-рому любое цельное построение в теории возможно только на базе одного исходного основания (постулата), последовательно проведенного через всю цепь науч. рассуждений, и убеждение в том, что в основе каждой логически стройной и систематически развернутой науч. концепции лежит один фундаментельный принцип, из к-рого выведены все остальные теор. положения этой концепции. Исходное понятие всякой науч. теории должно фиксировать специфич. природу исследуемого предмета, с тем чтобы последующее развертывание системы теор. определений адекватно воссоздавало осн. закономерность развертывания этой специфич. природы в данное многообразие. Способом реализации монистического содержания логич. теории выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, при к-ром заключительная категория данной теор. системы воспроизводит на более конкретном уровне исходное абстрактное отношение. Лит.: Бурханов Р.А. Противоположность монизма и плюрализма в социальном познании: Автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1988; Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. М., 1968; Pluralism and monism // Encyclopedia Britanica. Chicago; L., 1963. V. 18. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МОНИЗМ
от греч. один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последоват. развития исходного положения. Противоположность М.- дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.
М. первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Главную проблему филос. М. составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистич. М. выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалит стич. М. Разновидностью последнего является т. н. нейтральный М. (махизм, эмпириомонизм и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из «нейтрального» начала (напр., у Маха - из «элементов»). Идеалистич. М. сталкивается с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования «сотворения» мира сознанием и противоречит данным естествознания и логике. Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанции, не может объяснить взаимосвязь физич. и психич. процессов в поведении человека (Декарт). В противоположность идеалистич. М. и дуализму материалистич. М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизич. материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистич. М. до понимания обществ. жизни.
Высшей и единственно последоват. формой М. является диалектич. материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что все разнообразие явлений природы, общества и человеч. сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Введение в философию категории практики позволило объединить в единое воззрение учение о бытии и о познании, довести здание материализма «доверху», придать ему действенный характер, создать единую методологию революц. мышления и действия. Целостность учения марксизма-ленинизма - образец монистич. развития теории. Диалектико-материалистич. М.- не только мировоззренческий, но и логико-методологич. принцип, требующий от теории раскрытия внутр. единства и связи явлений, последоват. проведения определ. точки зрения на факты, систематич. восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его конкретным проявлениям.франц. философ эпохи Возрождения. М. вошел в историю философии как сторонник скептицизма; однако его мировоззрению чужд агностицизм. М. выступал с резкой критикой господствовавшего схоластич. догматизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос. произв., написанного по-французски («Опыты», v. 1-2, 1580; рус. пер., кн. 1-3, 1954-60; 1979), является вопрос: «что я знаю?». Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, М. доказывал ограниченность и несовершенство человеч. познания, его историч. изменчивость и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естеств. закономерностей природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философствовать - значит сомневаться». В воззрениях М. звучат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; душа зависима от тела. Не отрицая бытия бога, М. считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал бессмертие души и посмертное воздаяние. Произв. М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещенных книг.
Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму. Веротерпимость, лояльность, доброжелательность - непременные устои нравственности. Воззрения М. оказали большое влияние на философию франц. Возрождения и Просвещения.

Источник: Советский философский словарь

МОНИЗМ
философская позиция, признающая единство мира, т. е., во-первых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие образуемого ими целого. В традиции, идущей от гегелевского идеализма, дефинитивными признаками монизма считаются только взаимосвязь и саморазвитие явлений; сходство признается их несущественной характеристикой. Монизм противостоит плюрализму и его разновидности — дуализму.
Различают мировоззренческий и конкретно-научный монизм, Задача первого — найти общую основу всех явлений, включая человеческое сознание, задача второго — найти ее только для конкретного класса явлений — математических, физических, химических, социальных и т. д. По характеру решения основного вопроса философии — вопроса об отношении мышления к бытию — различаются три разновидности мировоззренческого монизма: субъективный идеализм, материализм и объективный идеализм. Последовательный субъективный идеалист (солипсист) истолковывает мир как содержание собственного сознания и именно в этом усматривает его единство. Материалист признает объективный мир, все явления которого трактует как формы существования материи или ее свойства. Свойством материи объявляется и человеческое сознание — единственный вид сознания, признаваемый материализмом. Объективный идеалист, признавая и собственное сознание, и мир, существующий вне его, постулирует еще одну сущность — мировой дух, творящий и мир, и человека, и его сознание.
Монизм стремится свести все многообразие мира к единой первооснове. Это стремление возникает входе размышления над закономерностью, обнаруживающейся при движении от целого к частям, частям этих частей и т. д. : множество открывающихся при этом объектов растет, а их разнообразие уменьшается. Так, клеток больше, чем живых организмов, но видов клеток меньше; атомов больше, чем молекул, но их разнообразие еще меньше и т. д. Методом предельного перехода заключают, что итогом этого уменьшения разнообразия при движении в глубь предмета будет абсолютно однородный первосубстрат. Поиск такой первоосновы был одной из главных задач философии с момента ее возникновения. Так, Фалес утверждал, что все состоит из воды, Гераклит — из огня, Демокрит — из атомов и т. д. Последнюю известную попытку конкретно указать первооснову мира предпринял в конце 19 в. Э. Геккель, предложивший на ее роль эфир: «Вначале в бесконечном пространстве нет ничего, кроме упругого, подвижного эфира, и среди него бесконечного числа однородных, раздельных частиц — первоначальных атомов, которые, может быть, сами по происхождению своему суть точки сплотившейся, колеблющейся субстанции — эфира. Возможно, что эти первоначальные атомы массы, группируясь в определенном числе, образуют наши элементарные атомы химии» (Геккель Э. Монизм как связь между религией и наукой. Лейпциг—СПб., 1907, с. 19). Далее, комбинацией атомов и их все более сложных ансамблей Геккель пытается объяснить все явления мира вплоть до человеческого сознания. В 20 в. от попыток конкретно назвать первосубстрат мира отказались. Напр., диалектический материализм определяет материю чисто феноменологически — через отношение к сознанию.
Формы монизма различаются не только по решению основного вопроса философии, но и по тому, как понимается искомая первооснова мира — континуально или дискретно. Континуальный монизм описывает мир в терминах субстрата и формы, дискретный — элементов и структуры. Представители первого — Гераклит, Аристотель, Гегель и др., представители второго — Демокрит и Лейбниц и др.
Нахождение первосубстрата или первоэлементов мира — не самоцель для мониста. Дойдя до искомого «первосходства», он получает возможность для движения в обратном направлении, от частей к целому. Знание сходства позволяет понять связь — сначала между первоэлементами, а затем между их все более сложными ансамблями. Движение от первоэлементов к целому осуществляется двумя способами — синхроническим и диахроническим. Геккель утверждает, что к эфиру мы придем, разлагая целое на части и двигаясь от настоящего к прошлому. Следовательно, начав с этой первоосновы и двигаясь в обратном направлении, мы, с одной стороны, воспроизведем историю мира, а с другой — его современную структуру. Монизм представляет собой не только мировоззрение, но и метод исследования. Напр., теория чисел выводит все многообразие своих объектов из натурального числа, геометрия — из точки и т. д. Успех монистического подхода в рамках отдельной науки пытались использовать при разработке мировоззренческого монизма. Так возникали учения, считавшие основой мира число (Пифагор), механическое движение (механицизм), физические процессы (физикализм) и т. д. Возникающие при этом трудности вели к отрицанию монизма плюрализмом.
Г.Д.Левин

Источник: Новая философская энциклопедия

МОНИЗМ
от греч. ????? – один, единственный). В истории филос. мировоззрений – истолкование мира в целом и объяснение всего многообразия его явлений с помощью единой субстанции, из к-рой выводится и к-рой замыкается вся система миропонимания, так что она является одновременно и началом и концом мировоззренч. построения, его исходным пунктом и его целью. Под М. понимается также логич. воззрение, согласно к-рому любое цельное и последоват. теоретич. построение возможно лишь на базе одного единственного исходного основоположения (постулата), проведенного через всю цепь науч. рассуждения и, соответственно, убеждение в том, что в основе каждой логически стройной и систематически развернутой науч. концепции лежит один и только один фундаментальный принцип, из к-рого выведены все остальные теоретич. положения этой концепции. Применительно к основному вопросу философии М. означает требование его строго однозначного решения, предполагающего признание примата либо материи над духом, либо духа над материей, с последующим выведением одного из этих начал из другого, рассматриваемого в качестве субстанционального. Это требование решительно исключает все и всякие проявления дуализма, к-рый, с т. зр. М., представляется как простая непоследовательность, допущенная при решении гл. мировоззренч. проблемы, как полная неспособность определенно решить ее или как желание уклониться от такого решения. Пытаясь утвердить мировоззрение на основе предположения двух независимых друг от друга ("параллельных" друг другу) первоначал, "дуализм никогда не мог ответить удовлетворительно на неизбежный вопрос о том, каким образом эти две отдельные субстанции, не имеющие между собою ничего общего, могут влиять одна на другую. Потому наиболее последовательные и наиболее глубокие мыслители всегда склонялись к м о н и з м у..." (Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1, 1956, с. 510). По этой же причине даже такие классич. представители филос. дуализма, как Декарт и Кант, не могли прочно удерживаться на дуалистич. позициях и проявляли явное тяготение к М. как раз в тех пунктах, где дуалистич. предпосылки обнаруживали свои осн. антиномии. Поскольку монистич. подход к определению исходного филос. основоположения совпадает с определением всеобщей природы субстанции, полагаемой в основу миропонимания, постольку возможны только два типа М. – материалистический и идеалистический. Материалистич. М. находит свое выражение в утверждении единства мира (бытия, "космоса", "универсума") в его материальности. В противоположность ему идеалистич. М. выражается в постулировании идеальной ("духовной", "интеллигибельной") природы бытия. "Энгельс показал на примере Дюринга, что сколько-нибудь последовательная философия может выводить единство мира либо из мышления..., либо из той объективной реальности, которая существует вне нас, давным-давно называется в гносеологии материей и изучается естествознанием" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 160). Исторические формы ф и л о с о ф с к о г о М. На различных этапах развития научно-теоретич. мышления монистич. тенденция философии воплощалась в разнообразных формах, особенности к-рых определялись степенью развития филос. знания, взаимоотношениями философии с др. формами обществ. сознания (религ., этич., правовой и т.д.) и естествознанием. Первой исторически известной формой монистич. философии был к о с м о л о г и ч. М., к-рый характеризуется эстетич.-филос. представлением о мире как о замкнутом, гармонически организованном космосе, возникающем – во всем многообразии его явлений – из нек-рой космич. "стихии" ("хаоса"). В классически чистом виде эта форма М. выступила у древних греков – в философии ионийцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и в особенности у Гераклита, возвысившего космологич. представление до уровня стихийно-диалектич. миропонимания. У каждого из них осн. мировоззренч. проблема выступала в качестве вопроса о "первовеществе", телесном первоначале, объясняющем одновременно и целостность и многообразие мира. В этой ярко выраженной монистич. тенденции др.-греч. космологии нельзя не видеть своеобразной оппозиции по отношению к плюрализму традиц. мифологии. Все это дает основание отнести рассматриваемую форму к материалистич. типу M. Самой высокой ступенью античного материалистич. М. явился а т о м и с т и ч . м о н и з м Демокрита, получивший уточнения и систематизацию у Эпикура и Лукреция. На этой ступени М. достигает, с одной стороны, более высокого уровня абстракции, а с другой – теснее связывается с естеств.-науч. способом понимания мира. В глубокой и радикальной оппозиции по отношению к этой форме материалистич. М. кристаллизовалась р е л и г . - э т и ч . ф о р м а М., представленная философией Сократа и в особенности Платона. Для возникновения и развития этой формы М. решающее значение имело теоретич. осмысление универсальности и объективности нек-рых всеобщих закономерностей природы и человеч. бытия, выявленных в результате развития науч. знания (прежде всего математики), философии (диалектич. способа полемики и теоретич. рассуждения) и – что имело особое значение – этич. самосознания (осознания "нравов"). Придя к выводу, что идеи "справедливости", "красоты", "блага" и прочие нравственно-эстетич. понятия (нормы) представляют собой нечто гораздо более устойчивое и постоянное, чем вещи и тела; что всеобщее усваивается каждой человеч. головой, т.е. выступает как индивидуальное и субъективное; что объективное активно влияет на определение людьми своей деятельности и своего поведения, – Сократ, а за ним и Платон уверовали в примат интеллектуального мира, мира идей и идеалов. Отправляясь от этой предпосылки, Платон развил идеалистич. М. – положил начало линии идеализма в философии. Однако уже эта форма идеалистич. М. столкнулась с трудностью "выведения" телесного из бестелесного, к-рую с помощью диалектики "единого" и "многого" и эстетической идеи Эроса и наслаждения, долженствующей объяснить происхождение многообразия материального мира из божеств. первоначала, безуспешно пытался преодолеть Платон. В виде реакции на дуализм ср.-век. идеологии (дуализм бога и мира, души и тела и т.д.) в эпоху Возрождения возникла пантеистич. ф о р м а М. (Николай Кузанский и Бруно), получившая дальнейшее развитие у Спинозы. Противоречие этой формы М. заключалось в том, что решение антиномии бога и мира, души и тела, мышления и бытия за счет прямого отождествления этих противоположностей вступало в противоречие со стремлением решить эту антиномию посредством утверждения примата одного из двух начал с последующим выведением одного из другого. Весьма показательно, что в момент своего возникновения пантеистич. М. был связан, с одной стороны, с оппозицией против аристотелизма и настаиванием на платоновской диалектике "единого" и "многого" (ведущей свое начало от пифагореизма), а с др. стороны – с реставрацией элементов эстетич. миросозерцания, свойственного платонизму. Так, у Бруно в созерцании мира в качестве единого и целостного, живого и деятельного "организма" дано не столько филос. решение проблемы, сколько ее эстетич. описание, эстетич. "освоение": так человек Возрождения осваивался с открывшейся ему бесконечностью "универсума", "абсолютного максимума". Но именно поэтому, как только Спиноза попытался подобному – эстетически-пантеистическому – воззрению придать геометрически-строгий вид, снова обнажилась осн. монистич. проблема, к к-рой фактически был приведен Бруно, но к-рую он так и не смог осознать в чисто логич. форме. Эта проблема Не получила своего решения и у Спинозы, к-рого идеалисты упрекали за то, что в его божественной субстанции исчезает "самосознание", а материалисты – за то, что в лоне его "единого" не отдано должное "многому", "индивидуальному", "партикулярному" и т.д. По сути дела, здесь шла речь об одной и той же диалектич. проблеме: проблеме становления, к-рая является логич. выводом из последовательно монистич. построения. Однако для того чтобы эта проблема была осознана во всей чистоте, необходимо было оформление сознат. диалектики, систематически продуманного диалектич. мышления. До тех же пор пока филос. мысль не выработала сознат. диалектики, оппозиция к спинозовскому М. должна была вести либо к отрицанию всякого М. – к откровенному дуализму, плюрализму и просто эклектизму, либо к возникновению промежуточных монистич. форм. К числу последних относятся: эстетич. и натурфилос. монизм Шеллинга, с одной стороны, и механистич. и метафизич. М. франц. материалистов (Гольбаx, Гельвеций, Дидро) и Фейербаха – с другой. М. нем. классич. идеализма вырос из попыток разрешить антиномии кантовского дуализма. Попытка преодолеть кантовский дуализм на почве субъективного идеализма, предпринятая Фихте, оказалась неудачной: ему не удалось построить монистич. систему, несмотря на горячее желание придерживаться единого принципа – "чистого Я". Неудача Фихте была весьма поучительной: она обнаружила, что единств. формой М., построенной на основе последовательно проведенной субъективно-идеалистич. предпосылки, может быть только солипсизм. Фихте должен был незаконно вводить в свое субъективно-идеалистич. построение объективно-идеалистич. посылки и, тем самым, фактически покидал монистич. позицию. В своем стремлении освободить учение Фихте от непоследовательности молодой Шеллинг переосмыслил фихтеанский исходный постулат в духе объективного идеализма, превратив принцип "чистого Я" в "объективный субъект-объект", в "абсолютное тождество субъекта и объекта" (мышления и бытия, духа и природы). Гносеологич. проблема отношения субъекта к самому себе, к своим собств. познават. способностям, взятым в качестве объекта исследования, превратилась у Шеллинга в натурфилос. проблему исследования "параллелизма" между субъектом и объектом, духом и природой. Провозглашение "абсолютного тождества" духа и природы означало реставрацию монистич. принципа Спинозы. Однако возрождение спинозизма было осуществлено на идеалистич. почве. Проблему М. Шеллинг, как и Бруно, пытался разрешить с позиций эстетики. Процесс возникновения действит. многообразия мира из "абсолютного тождества", постулированного в качестве его всеобщей основы, изначального принципа, Шеллинг уподобил нек-рому "творч. акту", аналогичному акту художеств. творчества. Посему этот процесс был объявлен рационально непостижимым и невыразимым с помощью аппарата логич. понятий, доступным лишь "конгениальной" акту творчества "интеллектуальной интуиции", столь же непосредственно, сколь и иррационально "усматривающей" "многое" в таинств. недрах "единого". Так шеллингианский М. превратился в форму иррационально-эстетич. "натур- философствования" (закономерно выродившегося впоследствии в религ.-мистич. риторику "философии откровения"). В противоположность Шеллингу, Гегель, принявший шеллингианский постулат "абсолютного тождества субъекта и объекта" в качестве исходного пункта своей философии, глубочайшим образом осознает диалектич. смысл и значение вставшей перед ним проблемы М. Поэтому центр тяжести перемещается у него на диалектич. осмысление проблемы "первоначала", как она выступает в последоват. М.; осн. задачей для Гегеля становится создание "беспредпосылочной" монистич. "логики первоначала" – исходного принципа философии, развертывающего из самого себя все богатство теоретич. определений. Формулируя эту свою задачу, Гегель писал в "Науке логики": "Таким образом начало должно быть а б с о л ю т н ы м, или, что здесь равнозначно, абстрактным началом; оно, таким образом, н и ч е г о н е д о л ж н о п р е д п о л а г а т ь, ничем не должно быть опосредствовано, не должно также иметь никакого основания; оно, наоборот, само должно быть основанием всей науки... Началом, стало быть, оказывается ч и с т о е б ы т и е" (Соч., т. 5, М., 1937, с. 53). "Далее, п о с т у п а т е л ь н о е д в и ж е н и е от того, что составляет начало, должно быть рассматриваемо как дальнейшее его определение, так что начало продолжает лежать в основании всего последующего и не исчезает из него... Таким образом, начало философии есть наличная во всех дальнейших развитиях и сохраняющаяся основа, есть то, что остается всецело имманентным своим дальнейшим определениям" (там же, с. 55). Т.о. шеллингианский эстетич. и натурфилос. М. превращался в логич. или, точнее, панлогич. М. Гегеля. В пределах своей логики Гегель был максимально последователен и монистичен. И это именно потому, что он, в отличие от Шеллинга, во-первых, встал на т.зр. сознат. диалектич. мышления и, во-вторых, вынес идеалистич. псевдопроблему "порождения" природы "духом" за пределы логики, тем самым отделив ее от чисто логич. постановки вопроса. Вот почему оказалось, что "...в этом самом и д е а л и с т и ч е с к о м произведении Гегеля в с е г о м е н ь ш е идеализма, в с е г о б о л ь ш е материализма" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 227). Подлинной причиной того, что логика развивающейся "из самой себя" абстрактнейшей категории оказалась содержат. диалектич. логикой, было то отмеченное Марксом и Лениным обстоятельство, что Гегель в диалектике понятий "угадал" диалектику "самих вещей". А это значит, что "беспредпосылочность" гегелевской логики была мнимой, иллюзорной, реальной же, фактической ее предпосылкой, обеспечившей М. логич. построения Гегеля, была диалектика бытия, постигнутая в диалектике мышления в силу того, что законы бытия и законы мышления одни и те же (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 349). Но именно по этой причине Гегель, с одной стороны, не мог удержаться в замкнутых пределах своей логики, а с другой, как указывал Маркс, – не мог осуществить логич. переход от нее к философии природы иначе как за счет крайних мистификаций и нарушения своих собств. монистич. предпосылок (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 639–40). Т.о., даже наиболее цельная форма идеалистич. М. обнаруживает свою неспособность последовательно провести монистич. т.зр. Материалистич. форма М. 19–20 вв. Первым, кто проанализировал гегелевский М. с материалистич. позиций, раскрыв принципиальную неспособность идеализма вообще монистически решить проблему взаимоотношения бытия и мышления, был Фейербах. "Бытие, – писал он по поводу осн. тенденции идеалистич. М., – только там выводится из мышления, где р а з р у ш е н о подлинное единство мышления и бытия..." (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 129). Философия Гегеля представляется ему устранением противоречия между мышлением и бытием "... в пределах самого противоречия, в пределах одного элемента, в п р е д е л а х м ы ш л е н и я" (там же, с. 127). Противопоставляя Гегелю концепцию материалистич. М., Фейербах утверждает: "Единство бытия и мышления и с т и н н о и имеет с м ы сл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек" (там же, с. 199). Фейербах, как видим, не внес существенно нового в формулировку материалистич. М. по сравнению со спинозизмом и теми же принципами, развитыми на более широкой естеств.-науч. базе франц. материалистами 18 в., он лишь мастерски синтезировал эти две тенденции, освободив материалистич. монизм Спинозы от элементов пантеизма, а франц. материализм – от грубо механистич. тенденций. Однако для 19 в. этого было явно недостаточно: с т.зр. философской монизм Фейербаха был недостаточно последователен: будучи материализмом "внизу", он оставался идеализмом "вверху"; с т.зр. естеств.-научной монизм Фейербаха был явно недостаточно "фундирован" новейшими данными естествознания; наконец, – и это было осн. слабостью фейербаховского М. – ему не хватало диалектики. Поэтому монизм Фейербаха оказался нек-рой переходной формой, на смену ему пришли, с одной стороны, диалектико-материалистич. М., а с другой – естеств.-науч. М. материалистич. естествознания 19 в., причем и для первой и для второй формы М. фейербахианство сыграло в высшей степени положит. роль. Монистич. тенденция материалистич. естествознания 19 в. отлилась в свою наиболее завершенную форму в монизме Геккеля, к-рый считал, что "... монизм является наглядным и цельным миросозерцанием новейшего естествознания на исходе 19-го столетия" ("Мировые загадки", Lpz.–СПБ, 1906, с. 221). Считая свой М. продолжением монизма Анаксимандра, Анаксимена, Лукреция, Спинозы и Гете (в особенности двух последних мыслителей, к-рых он считал "чистыми монистами"), Геккель стремится преодолеть, с одной стороны, дуализм Декарта и Канта, с другой – как "односторонний материализм" Гольбаха, Фохта и Бюхнера, так и "крайний динамизм" Лейбница и Оствальда (см. "Чудеса жизни", СПБ, 1908, с. 201, 202). Утверждая монистич. принципы своего мировоззрения в противоположность "дуалистич. философии", он писал: "Материальный мир и бестелесный мир духа образуют одну единую, нераздельную и всеобъемлющую область вселенной" ("Мировые загадки", СПБ, 1906, с. 203). Недостатки естеств.-науч. М. были связаны прежде всего с ограниченностью его методологии. В этом смысле был совершенно прав И. Дицген, говоривший, что "... даже Геккель еще не умеет мыслить м о н и с т и ч е с к и" (Избр. соч., т. 1, М.–Л., 1931, с. 138). История развития и смены материалистич. форм М. в 19–20 вв., равно как и борьба за материализм в естествознании в условиях "крутой ломки" естеств.-науч. понятий, показала неоспоримые преимущества д и а л е к т и к о -материалистич. М. перед всеми др. формами материалистич. М. Причины этого заключались, во-первых, в том, что диалектич. материализм представлял собой "... законченный философский материализм..." (Ленин В. И., Соч., т. 19, с. 5), т.е. доведенный до конца – до познания человеч. общества и, следовательно, объективных предпосылок самого филос. знания; во-вторых, в том, что он представлял собой именно диалектич. материализм, т.е. материализм, органически вобравший в себя диалектику "... как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии ..." (там же, т. 21, с. 37). Диалектико-материалистич. М. естественной органически сочетается с принципом п а р т и й н о с т и марксистско-ленинской философии, к-рый предполагает: 1) строгое и точное определение отправных диалектико- материалистич. позиций, с самого начала исключающее какую бы то ни было возможность идеалистич. и фидеистич. выводов; 2) последоват. соотнесение каждого положения марксистского мировоззрения с материалистич. решением осн. вопроса философии и всей внутренне связанной с ним "линией гносеологических вопросов", означающее решит. наступление на позиции идеализма и фидеизма; 3) последоват. развитие материализма до конца – создание "законченного философского материализма", предполагающего его развитие и распространение на познание человеч. общества, что с логич. неизбежностью приводит к созданию и развитию марксистской политич. экономии и науч. социализма. Вот эта единая нить последоват. развития теории от самых глубоких основоположений диалектико-материалистич. философии до самых конкретных выводов в области классовой борьбы и практики коммунистич. строительства и соединяет все составные части марксова учения в единое нерасторжимое целое, делает его вечно живым, непрерывно развивающимся учением: "Оно полно и стройно, – пишет Ленин, – давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета" (там же, т. 19, с. 3). Целостность, стройность и последовательность диалектич. материализма получили наиболее адекватное выражение в ленинском последовательно монистич. принципе тождества логики, диалектики и теории познания. Основополагающий тезис. Ленина, согласно к-рому "... логика, диалектика и теория познания материализма... это одно и то же..." (там же, т. 38, с. 315), выявляет тот теоретич. фундамент, на к-ром базируется единство и целостность марксистской философии. С т.зр. монистич. требования диалектич. логики, исходное понятие всякой науч. теории должно фиксировать специфич. природу (конкретно всеобщее) рассматриваемой группы явлений, с тем чтобы последующее развертывание системы теоретич. определений адекватно воссоздавало осн. закономерность развертывания этой специфич. природы в данное многообразие явлений. Т.о., М. выступает здесь как общеметодологич. требование "объективности рассмотрения... не примеры, не отступления, а вещь сама по себе...", "... вещь в ее отношениях и в ее развитии должна быть рассматриваема" (там же, с. 213); как требование "раздвоения единого и познания противоречивых частей его..." (там же, с. 357); как требование указания "единства", т.е. связи отрицательного с положительным, нахождения этого положительного в отрицательном", перехода "...от отрицания к "единству" с утверждаемым..." (там же, с. 219). Идеалистич. М. конца 19–20 вв. Kрax рационалистич. объективно-идеалистич. тенденций M., с одной стороны, несомненный прогресс поступат. развития материалистич. форм М. – с другой, и разочарование в научно-филос. возможностях неокантианского дуализма – с третьей, вызвали в бурж. философии конца 19 в. стремление выработать новую форму филос. М., к-рая давала бы возможность "преодолеть" противоположность материализма и идеализма. Попытки решить эту задачу были предприняты почти одновременно на почве традиции англ. идеалистич. эмпиризма, ведущего свое начало от Беркли и Юма, откровенного субъективного идеализма, восходившего к Фихте, и, наконец, дуалистич. концепции психофизич. параллелизма, пытавшейся опереться на отд. непоследовательности пантеистич. монизма Спинозы. Сторонники эмпирич. М. – Авенариус, Мах, позднее "радикальный эмпирист" Джемс, "эмпириомонист" Богданов и др. – пытались положить в основу своих филос. построений "ощущение", "опыт", истолкованные как нечто "нейтральное" как по отношению к "физическому", так и по отношению к "психическому". Сторонники откровенно субъективно-идеалистич. М., представители имманентной школы Шуппе и Леклер в качестве монистич. основоположения своих филос. концепций выдвинули понятие "мыслимого бытия". Сторонники психофизич. параллелизма Вундт, Эббингауз, Риль, Геффдинг, Паульсен, Рибо видели свой М. в постулировании нек-рого "единого" начала, в к-ром "сопричастны" как психическое, так и физическое, представляющие собой результат рассмотрения "одного и того же", но с двух различных т.зр. Субъективно-идеалистич. М. слишком быстро обнажил свою солипсистскую тенденцию и потому не надолго удержался в бурж. философии. Что касается первой и второй групп, то они обнаружили тенденцию к сближению. В конце концов, уже в 20 в. сложилось крайне неопредел. течение в бурж. философии, состоявшее из представителей самых различных филос. и психологич. школ, объединенное только одним: стремлением утвердить т.н. "нейтральный монизм", суть к-рого состояла в том, что он признавался "независимым" как по отношению к психическому, так и по отношению к физическому. К "нейтральным монистам" примкнули Джемс и Рассел, Перри и Холт, Дьюи и Мэд, Титченер и Вундт, словом все те, кто считал осн. вопрос философии "устаревшим". Лит. см. при статьях Материализм, Идеализм, Диалектический материализм. Ю. Н. Давыдов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
411.14 кб

Философия культуры русского символизма: «Новое религиозное сознание» и «Плюро-дуо-монизм»

Чернышева А. В.
Статья посвящена анализу философии символизма, связывающего возрождение культуры с возрождением эллинизма.
Читать PDF
119.98 кб

Универсальный монизм в философских системах Востока и Запада

Аблеев Сергей Рифатович
Статья посвящена историко-философскому исследованию онтологии универсального монизма.
Читать PDF
282.75 кб

2008. 03. 004. Велманс М. Рефлексивный монизм. Velmans M. reflexive monism // J. of consciousness st

Семирухин Л. В.
Читать PDF
119.41 кб

Монизм как синтез науки и религии

Алексеева В. И.
Анализ некоторых аспектов монистической системы К.Э.Циолковского, особенностей его научного подхода и эволюции отношения к материализму и религии. Космическая философия К.Э.
Читать PDF
177.09 кб

Монизм или плюрализм?

Огородников В. П.
В XX веке плюрализм стал общей идеологией изначально разных идеалистических философских школ (экзистенциализм, герменевтика, структурализм, постпозитивизм и т.д.), что логически привело их к объединению в философии постмодернизма.
Читать PDF
89.66 кб

Монизм Платона и плюрализм Аристотеля (на фоне центрально-азиатских государств)

Нурулла-Ходжаева Наргис Талатовна
Исследуется дихотомия: монизм Платона и плюрализм Аристотеля, и переложения этих общих вопросов философского характера на конкретный регион Центральную Азию.
Читать PDF
685.77 кб

«Атака» А. Кожева на «Онтологический монизм» философии Гегеля как попытка обоснования «Конечной» фор

Юрганов А.А.
С целью обоснования возможности «подлинно христианского», эсхатологического, «конечного» понимания исторического процесса, А. Кожев предпринял, по его собственному наименованию, «атаку на монизм» Гегеля.
Читать PDF
82.92 кб

Ценностный монизм против ценностного плюрализма в Западной философско-политической традиции

Веретевская Анна Вячеславовна
В статье рассматривается эволюция двух типов мировоззрения, лежащих в основе политических взглядов современного западноевропейского общества: ценностного монизма (в основе которого лежит идея единого для всех одинакового блага и,
Читать PDF
166.59 кб

2018.02.010. БАКНЕР К., ФРИДЛАНД Э. ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАНИЕ? ТРЕВОЖНЫЙ МОНИЗМ, ДОПУСТИТЕЛЬНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ И

Сущин М.А.
Читать PDF
141.22 кб

Мировоззрение: плюрализм и проблема монизма

В. А. Киносьян
Читать PDF
246.20 кб

Эдукациоцентризм как вид социального монизма

Полянский Д. В.
Анализируется сущность особой социально-философской и мировоззренческой позиции, обозначенной как эдукациоцентризм.
Читать PDF
107.71 кб

Лев Михайлович Лопатин: концепция спиритического монизма

Счастливцева Елена Анатольевна
Лев Михайлович Лопатин заметная фигура в русской философии конца XIX начала XX вв. Он является сторонником концепции спиритического монизма. Эта концепция исходит из признания абсолютной субстанции духа.
Читать PDF
167.32 кб

Философская ретроспектива осмысления сознания в контексте идеалистического монизма

Багаутдинов А.М., Харисов М.Ф.
В статье проводится ретроспективный анализ философских оснований сознания. Идеалистический монизм как методологический принцип исследования сознания развивался на основе метафизики и натурализма.
Читать PDF
19.32 мб

Две парадигмы монизма в интерпретации «Бхагавадгиты»: Шанкара и Абхинавагупта

Лобанов Сергей Владимирович
Cтатья представляет собой первую в российской науке попытку исследовательского сравнения двух монистических парадигм в индийской философии адвайты Шанкары и пара-адвайты Абхинавагупты на материале их комментариев к «Бхагавадгите»,
Читать PDF
167.32 кб

Философская ретроспектива осмысления сознания в контексте идеалистического монизма

Багаутдинов А.М., Харисов М.Ф.
В статье проводится ретроспективный анализ философских оснований сознания. Идеалистический монизм как методологический принцип исследования сознания развивался на основе метафизики и натурализма.

Похожие термины:

  • Аномальный монизм

    общефилософская теория Д. Дэвидсона, сущность которой состоит в признании несводимости ментального к физическому, а также в приписывании "событиям" наряду с объектами базисного онтологического с
  • Монизм, дуализм и плюрализм

    философские принципы, утверждающие в качестве исходного начала мира одну, две или множество субстанций. С точки зрения монизма в основе мира находится единое первоначало (у Фалеса вода, у Гераклит
  • Монизм и плюрализм

    от греч. monos один, единственный и лат. pluralis – множественный) – противоположные принципы истолкования генезиса и/или организации бытия мира, исходя из одного или нескольких независимых начал. Генет