Богословие

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Богословие
Учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих своим предметом христианскую религию.

Источник: Православный церковный словарь.

Богословие
(θεολογία) есть учение о Боге. Самое же учение о Боге или богословие может руководствоваться или одними естественными понятиями о божестве, или, кроме того, заимствует понятия о Боге, изложенные в Откровении.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

БОГОСЛОВИЕ
(от греч. theos — бог и logos — учение) — система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах; совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Богословие (теология)
а) в религиозном смысле методологическая проработка истин божественного откровения разумом, освещенным верой; б) в атеистическом смысле рационально-систематическое изложение, истолкование и защита религиозного учения об абсолютной реальности, а также соответствующее обоснование правил и норм жизни верующих и духовенства.

Источник: Религиозные термины

Богословие (теология)
религиозное учение о сущности, природе и действии Бога, построенное на основе текстов, принимаемых как Божественное откровение. Одна из предпосылок Б. — концепция Бога как личности, сообщающего не подвергаемое сомнению знание о себе через Божественное слово, почему Б. в строгом смысле слова возможно только в рамках теизма. Вторая предпосылка Б. — наличие достаточно развитых форм философии, которая дает Б. богатый теоретический инструментарий для толкования и систематизации Божественного откровения.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

Богословие
(букв. – слово о Боге) – система дисциплин, служащая раскрытию, толкованию и защите учения о Боге, потустороннем мире, вечных и неизменных истинах, опыте религиозной веры, смысле и цели жизни человека (208).
Методологический подход к поиску и возможности нахождения истины изложен христианским епископом Амвросием Медиоланским в 4 веке от Рождества Христова. Поводом этому послужило суждение язычника Квинта Аврелия Симмаха: «Разве так важно, на каких путях каждый ищет истину. Тайна слишком велика, чтобы к ней могла вести одна дорога». Данное положение Амвросий решительно опровергает: «Нельзя уйти от истины дальше, чем блуждая по многим дорогам, которые приведут только к большему замешательству. Существует единственный путь избежать ошибок: не направлять свои стопы в сторону, никаких сомнений перед бесчисленным множеством различных дорог». Таким образом, согласно Амвросию, к истине ведёт только одна, единственно правильная дорога и любая другая, даже незначительно отклоняясь, неизбежно приведёт к ошибке, погрешности, заблуждению и лжи (3).
Простота и ясность понятий «истина» и «правда», в сочетании с их многозначностью, обеспечивают для познающего человека уникальный когнитивный эффект: очевидность и доступность взятых в отдельности слов, приобретают сложность и таинственность при попытке приоткрыть сакральный глубинный смысл Священного Писания в целом. Согласно Библии, Бог есть творец всего сущего, венцом которого является человек – вершина мироздания, объединяющий в себе духовный и вещественный миры. Тварному человеку не дано непосредственное видение своего создателя, «которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6: 16). Но человеку дана способность слышать голос Всевышнего так как «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17).
Библия указывает, что Бог «щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Пс. 85: 15). Синонимический ряд данного сакрального текста позволяет толковать заключительный эпитет – «истинный» в живом личностном смысле и тесно связанного с понятием милость.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

БОГОСЛОВИЕ
(греч. theos - бог и logos - учение; учение о боге) - система раскрытия, обоснования и защиты религ. вероучения и обрядности, а также совокупность церк. дисциплин, излагающих разл. компоненты этой системы. Православное Б. опирается на Библию и св. предание; его основоположниками считаются Иисус Христос и апостолы» а создателями, придавшими ему окончат, вид, - отцы церкви (святоотеческое богословие). В рус. правосл. церкви богослов, воззрения стали формироваться и приобретать систематичность с появлением церк. учебных заведений - духовных академий. Ортодоксальное Б. характеризовалось преобладанием в нем традиционализма, верностью не только духу, но и букве святоотеч. воззрений. Попытки модернизации правосл. Б. с учетом опыта католич. н протестант. теологов, предпринятые деятелями либерал.-обновленч. движения и идеологами обновленч. церкви, не получили одобрения офиц. инстанций РПЦ. Однако с усилением в совр. рус. православии модернист, тенденций начался процесс нек-рого обновления богослов. воззрений РПЦ, продолжающийся поныне. Б. как система включает в себя множество компонентов, важнейшими из к-рых являются следующие: Б. академическое - общее название результатов богослов, деятельности преподавателей духовных школ РПЦ, отраженных гл. обр. в учебных пособиях по курсам, читавшимся в духовных семинариях и академиях; Б. апофатическое (отрицающее) - богослов, система, построенная на признании принципиальной непознаваемости бога и его важнейших проявлений в реальном мире. Б. апофатич. отвергает рационалистич. обоснование догматики, признавая лишь один способ богопознания - мистич. озарение, почему и называется также мистич. Б. Наиболее видный представитель апофатич. Б. - Григорий Палама. Б. апофатич. противостоит Б. катафатическому (утверждающему), к-рое представляет собой богослов, систему, допускающую возможность познания бога по плодам его творения и результатам вмешательства в дела сотворенного им мира. Принципы катафатич. Б. были заложены Иоанном Дамаскином и Григорием Нисским. Б. «вертикальное» и «горизонтальное» - разл. способы богослов, подхода к решению проблемы связи бога с миром. Б. «вертикальное» - постоянное подчеркивание решающей роли воздействия бога на мир с акцентом на проблемы догматич. характера. Б. «горизонтальное» - рассмотрение конкрет. проявлений этого воздействия с концентрацией внимания на обществ.-политич., социальных и нравств. аспектах жизни верующих; Б. догматическое - система религ. обоснования богоустановленностн и абсолютной истинности христ. догматов в их правосл. интерпретации; Б. нравственное, или практическое, - система раскрытия и пропаганды морал. установок христ-ва, обосновывающая необходимость соблюдения их в целях достижения личного спасения; Б. пастырское - система раскрытия разл. аспектов практич. деятельности священнослужителей, гл. обр. культовой. К пастыр. Б. примыкают литургика (теория богослужения), гомилетика (раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики проповеднич. деятельности) и ряд др. богослов, дисциплин практич. характера, преподаваемых в семинариях и академиях РПЦ; Б. развития и революции - система богослов, обоснований провиденциального характера революции (в т. ч, и социалистич.) и необходимости активного участия приверженцев православия в революц, процессе. Осн. принципы Б. развития и революции изложены в докладе «Требования и уместность богословия по отношению к социальным революциям нашего времени», представленном в 1966 от имени РПЦ на экуменич. конференции «Церковь и общество», а также в др. офиц. материалах Моск. патриархии; Б. социальное - система богослов, истолкований в духе времени обществ.-политич. и социальных проблем, волнующих совр. приверженцев православия. Проблематика социальн, Б. активно разрабатывается идеологами рус. и груз, правосл. церквей в духе коммунастич. христианства; Б, сравнительное - система богослов, доказательств прей мущества православия перед остальными модификациями христ-ва.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

богословие
ТЕОЛОГИЯ, богословие (греч. GsoXoyia, от беос, — Бог, Xoyoc, — слово, речь, учение) — система обоснования религиозных учений о Боге, совокупность выработанных той либо иной религией доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, богоустановленности вероучения и Церкви. Включает в себя также ряд дисциплин, связанных с богослужебной практикой. Становление Т. связано, прежде всего, с развитием христианства, поскольку в иудаизме никогда не ставилась задача по выработке собственной систематической богословской теории, сопоставимой с христианской. Иудаизм настаивает на необходимости непосредственного восприятия Писания, что, собственно, и позволяет этой религии обходиться без специальной теологической системы. Разработанные в свое время раввинами-«мудрецами» правила поведения и обоснование необходимости их выполнения («Закон обетования и исполнения») во многом заменяют собой Т. как учение о Боге в целом; поучения раввинов строятся не на некой доктрине, в которой исследуются атрибуты Бога и доказывается его бытие, а, скорее, на призыве человека к деятельности, в которой якобы может проявиться деяние Бога. Особенностью мусульманской Т. является то, что в целом она выступает своеобразным коррелятом светских дисциплин. Определенная часть гуманитарных дисциплин, прежде всего право во всех его разновидностях, де-факто интегрированы в мусульманскую теологию, в связи с чем некоторые исламоведы утверждают, что Т. ислама в значительной степени является мусульманским правом. Отдельные естественные и точные науки, в основном астрономия и математика, также входят в сферу теологической рефлексии (напр., при определении времени молитвы или проведении расчетов в области наследственного мусульманского права). В последнее время, однако, мусульманские богословы, прежде всего проживающие в секуляризированных странах, стремятся идти по проторенному христианскими богословами пути, т.е. разрабатывать Т. как таковую. Типичным примером такой эволюции может служить Турция, где Высшее медресе в Анкаре, занимающееся подготовкой специалистов-теологов, изменило прежнее название факультета мусульманского права на факультет мусульманской Т. Все системы христианской Т. исходят из признания личного Бога-творца и управителя мира, богодухновенности догматов и моральных предписаний. Из-за отсутствия конфессионального единства христианская Т. никогда не была чем-то целостным. В христианстве сформировались православная, католическая и протестантская разновидности Т., которые отличаются друг от друга определенными догматическими и иными особенностями. Основы христианской Т. были заложены в первые века существования Церкви представителями патристики, которые опирались при ее разработке на Библию, на учения Платона, Аристотеля, неоплатоников. И хотя с тех пор христианская религия раздробилась на множество течений и соответствующих им Т., все же в их основе имеется немало общего. Систему христианской Т. объединяет комплекс дисциплин, каждая из которых касается различных сторон вероучения и культа и имеет свое целевое предназначение. Так, православная Т., или богословие, состоит из основного богословия, или апологетики, которая излагает и защищает некую сумму исходных тезисов; догматической Т., в которой доказывается богоустановленность и истинность догматов, зафиксированных в Никео-Константинопольском Символе веры; моральной, или практической, Т., которая учит тому, как должен действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения или вечного блаженства; сравнительной Т., которая доказывает преимущество православия перед др. исповеданиями; пастырской Т., освещающей практические вопросы деятельности священника; к ней примыкают литургика (теория богослужения), гомилетика (вопросы теории и практики проповеднической деятельности), каноника (теория церковного права); экзегетика — раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. Наряду с этим различают также апофатическую, или негативную, Т. (способ постижения, познания Бога путем отрицания несвойственных ему предикатов) и катафатическую, или позитивную, Т. (возможность частичного, относительного познания Бога посредством аналогии между ним, миром и человеком), а также ряд новых, возникших в 20 в., Т.; в христианстве это диалектическая Т., Т. процесса, экзистенциальная, секулярная, радикальная, посттеистическая Т., Т. земных реальностей, труда, культуры, политики, феминистская, «черная» Т. и др. Для многих разновидностей современных теологических систем характерен пересмотр традиционных религиозных представлений, обращение к различным формам идеализма, существование модернистских и даже экстравагантных теологических концепций.         Ф.Г. Овсиенко

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

БОГОСЛОВИЕ
теология (от греч. theos - бог и logos - учение: учение о боге) - систематич. изложение и истолкование религ. учения, выраженное в паукообразной, мнимо теоретич. форме. Развернутые богосл. системы имеются во всех вероисповеданиях христианства, в иудаизме, исламе, буддизме. Существует огромная литература по Б. разл. религий, издается большое количество богосл. журналов на мн. яз. Б. преподается в духовных уч. заведениях разл. религий - семинариях и академиях духовных, ешиботах, медресе и т. д. По своему теоретич. содержанию Б. - лженаука, поскольку оно базирует свои построения на вере, системе принятых догматов, из к-рых выводятся все решения частных проблем вероучения. Соответствие догматам служит в Б. критерием «истинности» его положений. Истинность догматов «гарантируется» авторитетом «свящ. писания» и проповедующей их церкви, а непогрешимость «свящ. писания» и церкви, в свою очередь, является догматом. Т. о., логич. основой учения церкви об истинности Б. служит софизм «порочный круг».
Различают Б. «откровенное» (основанное на «божеств, откровении») и «естественное» - призванное защищать религ. догматы при помощи логико-рационалистич. казуистики. В систему Б. как «научной» и учебной дисциплины входит ряд ответвлений. Напр., в правосл. Б. различаются такие частные дисциплины, как основное (или апологетическое) , догматическое, нравственное, практическое Б. Каждое из этих ответвлений, в свою очередь, делится на ряд других. Напр., в практическое Б., входят пастырское Б. (нормы поведения и деятельности духовенства), катехетика (методика религ. обучения), гомилетика (методика проповеди) и т. д. В качестве самостоят. дисциплин выделяются экзегетика (толкование текста Библии), исагогика (о времени и обстоятельствах написания отдельных библ. книг) и др. Все это сложное членение и «ученые» наименования призваны создавать Б. обманчивую видимость научности.
Основателями христ. Б. явились во II и III вв. н. э. апологеты (Юстин, Тертуллиан, Климент, Ориген, Минуций Феликс и др.) и последующие «отцы церкви» (см. Патристика). Привел в систему осн. положения христ. Б. Августин «Блаженный» (354—430). Сформулированная им. осн. задача Б. - «познать в свете разума то, что уже принято верой», - представляющая собой по существу издевательство над разумом, была воспринята в дальнейшем всем христ. Б. Первые века его существования были заполнены ожесточ. дискуссиями вокруг проблем троичности божества и природы Иисуса Христа. По обеим этим проблемам, в конце концов, были приняты решения, к-рые невозможно логически сформулировать и обосновать: бог один, но троичен; Христос - и бог, и человек.
В ср. века Б., выполняя социальную функцию идеологич. обоснования феод. строя, благодаря господству религ. идеологии подчинило себе философию и заставило последнюю в ее специфич. форме пропагандировать христ. догматику. Тем не менее развитие филос. мышления в ходе обществ.-истор. процесса не могло не подрывать изнутри христ. догматику, составлявшую содержание Б. Реформация, к-рая была выражением наступления буржуазии на феод. строй и феод.-католич. церковь, вызвала к жизни протестантское Б. Хотя в принципе протестантизм вообще отрицал Б., сам он все же породил обильную богосл. литературу. Протестантское Б. отвергло авторитет «свящ. предания», базируясь только на «писании». В дальнейшем оно развивалось по двум осн. направлениям - ортодоксально-консервативному и либерально-рационалистическому. Второе из них ставит своей задачей рационалистич. истолкование христ. вероучения с применением средств и методов истор., филологич. и филос. анализа; при этом, конечно, оказываются неизбежными и всевозм. логич. натяжки и софизмы.
С победой капитализма в осн. странах Запада как католич., так и протестантское Б. поставило в центр своего внимания задачу религ. оправдания и защиты капитализма. По своему догматич. содержанию католич. Б. со времен средневековья не претерпело существ, изменений; это выразилось и в том, что в 1879 папа Лев XIII энцикликой Aeterni patris провозгласил богосл. систему Фомы Аквинского офиц. Изложением католич. вероучения. Вместе с тем в совр. зап. Б. начинают все большую роль играть модернистские элементы, пытающиеся найти способы внешнего согласования христ. догматов с достижениями совр. науки и активно маскирующие откровенно эксплуатат. характер религ.церк. идеологии. Ватикан несколько раз официально осуждал модернизм в Б., но сам оказывается вынужденным делать ему все более существенные уступки. В совр. протестантском Б. играет большую роль направление, основанное К. Бартом, - т. н. диалектич. теология; крайнее «левое» крыло в ней занимает группа Р. Бультмана, пропагандирующая лозунг «демифологизации», «очищения» христианства от мифов.
Русское правосл. Б. ведет свое происхождение от византийского. Хотя до 1054 христ. церковь формально еще не была разделена, визант. Б., как и римско-католическое, развивалось в известной мере самостоятельно. После крещения Руси греч. монахи насаждали в русской правосл. церкви визант. Б. Большое место в русском Б. занимала полемика против католицизма и протестантизма, а после возникновения раскола русского православия - полемика против старообрядчества (т. н. «обличение раскола»). Крупнейшим русским богословом XIX в. считается моcк. митроп. Филарет Дроздов (1782—1867), игравший активную полит. роль в царской России; он защищал в своих проповедях и богосл. сочинениях крепостное право и др. наиболее реакц. феод. ин-ты в стране. Совр. русское правосл. Б. стоит в догматич. вопросах на весьма консерват. позициях, всячески сопротивляясь тенденциям модернизма и опираясь при этом на учение о непознаваемости «богооткровенной истины», дающее возможность уклоняться от ответов на вопросы, к-рые обнаруживают банкротство Б. и религ. догматики в свете достижений совр. знания.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Социологическое богословие»: социология или богословие?

Кирсберг И.В.
В статье предлагается обоснование критерия демаркации как преобладания познавательного или ценностного в дисциплине и проверка критерия на примере социологического богословия.
Читать PDF
0.00 байт

Заседания научно-методологического семинара «Богословие в системе научного знания: традиции современ

Читать PDF
0.00 байт

Богословие исихазм антропология

Хоружий Сергей Сергеевич
Обсуждается особая трактовка богословия, которая с древности сложилась в аскетической традиции Православия (исихазме): понимание богословия как прямого поведания опыта Богообщения.
Читать PDF
0.00 байт

Богословие диалога. Бубер и христианство

Завершинский Г.
Martin Buber is one of pioneers of the dialog method, which is to complete the standard subject-object approach in the humanities.
Читать PDF
0.00 байт

Нетрадиционное богословие

Плахтий Авель Иеромонах
Статья является откликом на помещенную во втором выпуске Вест-ника ЕДС публикацию Д. Ф. Аникина «Божественный свет (нетра-диционные суждения по традиционной теме)».
Читать PDF
0.00 байт

Что такое богословие?

Ларше Жан-клод
В настоящей статье известный православный патролог и богослов Ж.-К.
Читать PDF
0.00 байт

Византийская философия: философия или богословие? (переписка из трех углов)

Беневич Григорий Исаакович
Читать PDF
0.00 байт

98. 02. 033. Карпенко Ю. П. Богословие, психофизика и теоретическая физика. (научно- аналитический о

Читать PDF
0.00 байт

Русское философское богословие в интерпретации поля Валери

Рыбас А. Е.
The review of Paul Valliere's «Modern Russian Theology and is aimed at making clear the main idea of the book devoted to interpreting the theological innovations of A. Bukharev, V. Soloviev and S. Bulgakov.
Читать PDF
0.00 байт

Наука и богословие: от проблем методологии к проблемам философии культуры

Порус В.
Читать PDF
0.00 байт

Церковное богословие в период от первого до второго Вселенского собора (325–381 гг. )

Сидоров Алексей Иванович
В работе рассматриваются основные богословские течения в период между Первым и Вторым Вселенскими Соборами.
Читать PDF
0.00 байт

Власть, общество, информация: почему церковь развивает богословие коммуникации

Чапнин Сергей Валерьевич
Читать PDF
0.00 байт

Церковное богословие в период от первого до второго Вселенского собора (325–381 гг. )

Сидоров Алексей Иванович
В работе рассматриваются основные богословские течения в период между Первым и Вторым Вселенскими Соборами.
Читать PDF
0.00 байт

Ангелология Николая Кузанского и средневековое богословие

Базулева Татьяна Леонтьевна
Читать PDF
0.00 байт

Богословие прот. г. Флоровского и понятие личности

Мефодий (зинковский) Иером
В статье анализируется понятие личности в богословии прот. Г. Флоровского. Его взгляды можно описать как реалистичный «антропологический максимализм», утверждающий спасение человеческой личности в синергии с Богом.

Похожие термины:

  • Апофатическое богословие

    отказ от попыток исчерпать глубины веры катафатическим путем, то есть описанием Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений. Оно пытается выразить идею Бога путем устранения (отрицания)
  • ПЛАТОНОВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ О БЕССМЕРТИИ ДУШ

    Theologia Platonica de immortautate animorum) — крупнейшее произведение итальянского гуманиста и философа-неоплатоника М. Фичино. Написано в 1469—74, издано в 1482 во Флоренции. Состоит из предисловия и восемнадцати книг,
  • Катафатическое богословие

    описание Бога посредством позитивных определений и обозначений. Эта богословская система допускает возможность познавания Бога по плодам Его творений и результатам вмешательства в дела сотворе
  • НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ

    богословская дисциплина в христианстве, призванная обосновать необходимость христианской морали как условия для достижения спасения, показать ее преимущество перед др. этическими системами. По
  • ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

    один из разделов богословия в православии и католицизме, в к-ром сформулированы осн. требования, предъявляемые к священникам как духовным наставникам в церкви и за ее пределами. П. б. требует от свя
  • БОГОСЛОВИЕ православное

    1) Веро- и нравоучение Православной Церкви; 2) комплекс дисциплин, изучающих основы веро- и нравоучения Православной Церкви, которые в своем дидактическом варианте излагаются в определенной систем
  • БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

    греч.-Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные
  • Догматическое богословие

    одна из важнейших составных частей системы христ. теологии, обосновывающая истинность основных положений вероучения. Все церкви считают религиозные догмы неизменными, абсолютными и вечными прав
  • АСКЕТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

    богосл. дисциплина, изучающая и обосновывающая принципы аскетизма, способы достижения и сохранения этого состояния. Изучается в духовн. академиях Моск. патриархии.
  • ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА, Апокалипсис

    греч. apokalypsis - откровение) - одна из книг Нового завета, приписываемая христ. традицией Иоанну Богослову, автору 4-го евангелия я 3 посланий, вошедших в новозаветный канон, и датируемая согласно ей 95 г.
  • ИОАНН БОГОСЛОВ

    согласно христ. преданию, любимейший ученик Иисуса Христа, апостол, автор одного из 4-х канонических евангелий и Апокалипсиса.
  • СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

    949, Галатия (Пафлагония), 1022, Хрисополис), византийский религиозный писатель и философмистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе, затем стал монахом. Сочинения С. Н. Б.
  • Философия — служанка богословия

    Большинство средневековых теологов и философов видели в разуме способность, необходимую не только для приобретения знаний, полезных человеку в его земных делах и заботах, но и для спасения души.
  • ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ

    важнейший труд Г. В. Фмровского, фундаментальное исследование русской богословской и религиозно-философской мысли. Издан в 1937 в Париже; переиздание: Вильнюс, 1991; Киев, 1991. Огромное количество факто
  • БОГОСЛОВСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

    - благодатные добродетели, формируемые в душе верующего человека Словом и Духом: вера, надежда и любовь (caritas), где любовь - высшая. Иногда к этим трем добавляют еще благочестие и христианскую мудрос
  • БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ

    Тгаctatus theologicopoliticus», 1670), одно из главных произв. Спинозы. Издано в Амстердаме без имени автора, с ложным указанием места издания (Гамбург). Состоит из 20 глав, большинство к-рых посвящено историч. крит
  • БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ

    периодич. ежегод. издание рус. правосл. церкви. Издается с 1960. Содержит статьи историко-церк. и богосл. характера, отчеты о богосл. дискуссиях. Два сборника были посвящены юбилеям Моск. и Ленинградск.
  • ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ XVIII-XX вв

    синодальный период развития православного вероучения, к-рое характеризуется созданием метафизической традиции "конкретного онтологизма" (Зеньковский) на основе личностного религиозного опыта.
  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

    ок. 330 - ок. 390) - один из отцов церкви, видный представитель патристики. Г. Б. является автором проповедей, написанных с использованием правил античной риторики, 12 гимнов, фрагменты из к-рых вошли в сос
  • БОГОСЛОВСКИЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕИ РУССКОИ ПРАВОСЛАВНОИ ЦЕРКВИ С ХРИСТИАНСКИМИ НЕПРАВОСЛАВНЫМИ церквами

    двусторонние совещания религ. деятелей, на к-рых рассматриваются, как правило, не только богословские, но и социально-обществ. вопросы, связанные прежде всего с сохранением мира и ролью церквей в э