ок. 330 - ок. 390) - один из отцов церкви, видный представитель патристики. Г. Б. является автором проповедей, написанных с использованием правил античной риторики, 12 гимнов, фрагменты из к-рых вошли в состав церк. песнопения.
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ
Источник: Атеистический словарь
ок.330, близ Назианза, Каппадокия в М. Азии - ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк. деятель, поэт, один из виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим и Григорием Нисским принадлежал к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы платоновской идеалистич. диалектики. Искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания бога в терминах философии. Активно участвовал в тринитарных спорах, подготавливая стабилизацию ортодоксальной догмы. Автобиографич. поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» Августина.
Источник: Советский философский словарь
род. ок. 330, Ариан, близ Назианза, Каппадокия в Малой Азии - ум. ок. 390, там же) - греч. мыслитель и один из отцов церкви, представитель патристики, поэт. С 379 преподавал в Константинополе. Известный оратор, платоник, находившийся под влиянием циников, поддерживал учение о тождестве логоса (Христа) и Святого Духа с Богом-отцом. Вместе с Василием Великим и Григорием Нисским принадлежал к каппадокийскому кружку, действовавшему на греч. Востоке и занимавшемуся уже не фрагментарным философствованием, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение. Григорий Богослов искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания Бога в терминах философии. Глубокий психологизм, соединенный с культурой самоанализа, и определенная автобиографичность в его поэмах "О моей жизни", "О моей судьбе" и "О страданиях моей души" ставят эти произв. в один ряд с "Исповедью" Августина.
Источник: Философский энциклопедический словарь
329/330, Арианз, близ Назианза в Каппадокии — ок. 390, Назианз) — отец Церкви, один из каппадокийцев. Сын Григория старшего, епископа Назианза, и св. Нонны. Сначала обучался в риторской школе Кесарии Каппадокийской, затем — в христианских школах Кесарии Палестинской и Александрии; 10 лет учился в Афинах, где сдружился с Василием Великим и встретился с будущим императором Юлианом. Около 362 был против воли рукоположен отцом в сан священника. В 372 Василий Великий рукополагает его в епископы глухого городка Сасимы, на кафедру которого Григорий так никогда и не вступил, уехав на время в Назианз, чтобы помогать отцу в делах управления местной церковью. После смерти отца в 374 удаляется в Селевкию в Исаврии, где ведет монашескую жизнь. В 379 принял руководство никейской общиной Константинополя, а в 381 был утвержден в качестве епископа и председательствовал на 2-м Вселенском соборе. Вскоре вернулся в Назианз, где возглавлял епископскую кафедру до 383. Последние годы жизни провел в своем поместье, посвятив себя литературным занятиям и аскезе.
Григорий не создал собственной богословской системы. Блестящий ритор, он снискал славу одного из выдающихся проповедников 4 в. («христианский Демосфен»). Первое место в его наследии занимают 45 слов, из которых выделяются «5 Богословских слов» (Or. 27—31), произнесенные в Константинополе в 380 и давшие ему почетное имя «Богослова». Здесь он опровергает ереси евномиан и македониан и отстаивает ортодоксальное учение о Троице. Автор 245 писем и автобиографической поэмы «О своей жизни», сравнимой с «Исповедью» Августина.
В своем учении о богопознании Григорий полемизирует с арианским рационализмом Евномия и отрицает возможность постичь тварным человеческим разумом Бога в его сущности. Бог, «чистая и первая природа» (Or. 28), являет свою славу лишь в подобиях, «со спины», как Моисею (Исх. 33:22,23). Непознаваемость и неизреченность (трансцендентность) утверждается т. о. на пути апофатической теологии, которая допускает только отрицательные утверждения о Боге. Богопознание реализуется как личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель христианской жизни (спасение). Это предполагает в первую очередь отстранение от чувственного мира, очищение и восхождение ума , е. обожение , принципиально возможное благодаря вочеловечению Бога-Слова. Различные ступени богопознания соответствуют поэтому изменениям преображаемого аскезой человека, который стремится ко все более ясному созерцанию Троицы, к соединению с чистым божественным умом.
Центральными в творчестве Григория являются тринитарная проблема и христология. Как Василий Великий и Григорий Нисский, он отстаивает единосущие Троицы. Троичность как тайна есть «неразделимое разделение», «Единое в трех и три в Едином» (Or. 39). Григорий впервые обозначил различия Лиц как «нерожденность», «рождение» и «исхождение» (Or. 25), выражая тем самым взаимные отношения Лиц . В христологии (Ер. 101, 102) Григорий критикует Аполлинария Лаодикийского, утверждая полноценность человеческой природы Христа: в личности Христа происходит совершенное сущностное соединение двух природ. Марию Григорий называет «Богородицей».
Влияние Григория на Церковь—Восточную, как и Западную—было огромным. Уже Руфин считал его учение нормой ортодоксии, а многие западные отцы, в т. ч. Фома Аквшский, постоянно обращались к нему; Григория высоко ценили и гуманисты (напр., Меланхтон). Он оказал также значительное влияние на византийскую гимнографию (рождественский, богоявленский и пасхальный каноны Иоанна Дамаскина).
Соч.: MPG, t. 35—38; в рус. пер.: Творения Григория Богослова, т. 1—2. M., 1843—1848 (репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994).
Лит.: Иларион (Аяфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М-, 1998; Fleury E. St. Gregoire de Nazianze et son temps. P., 1930; Ruelher R. R. Gregory of Nazianzus. N. Y.-Oxf., 1969; Bernardi J. Gregoire de Nazianze. P., 1995.
А. В. Михайловский
Источник: Новая философская энциклопедия
Григорий, один из отцов и учителей Вселенской Церкви, родился в аристократической семье в Каппадокии, близ г. Назианза, где его отец, тоже Григорий, был епископом. Он изучал риторику в Афинах вместе с Василием Великим, будущим архиепископом Кесарийским, и Юлианом, будущим императором. Вскоре после возвращения в Назианз (ок. 358) Григорий принял предложение Василия и поселился в одном из монастырей Понта, где помогал ему в составлении сборника из сочинений Оригена (Philocalia ) и написании устава монашеской жизни (Moralia ). В 362 г. Григорий без особой охоты был посвящен в пресвитеры и стал помогать своему отцу в управлении, вплоть до его смерти в 374 г. В 375 г. Григорий удалился в Селевкию (Исаврия), где вел созерцательную жизнь аскета. Еще в 372 г. Василий Великий в ходе юрисдикционных споров с епископом Тианским изза пределов своей архиепископии уговорил Григория принять сан епископа крошечного каппадокийского городка Сасима, однако Григорий никогда не вступал на свою кафедру.
В 379 г. по приглашению небольшой общины, все члены крой принадлежали к партии никейцев, Григорий поселился в Константинополе. За свои блестящие проповеди, крые он читал в церкви Воскресения Господня, его стали называть "богословом". Он сыграл важную роль в победе никейской партии над арианством и окончательном утверждении Никейской вероисповедной формулы, признававшей, что Сын Божий такой же совершенный Бог, как и Отец. Во время Константинопольского собора (381) Григория избрали епископом Константинопольским, однако он отказался от сана после того, как по этому поводу возникли споры. Он удалился в загородное поместье недалеко от Назианза, где и скончался в 389 г.
Среди сочинений Григория наибольшую важность представляют "Поучительные слова", особенно известны "Пять слов о богословии" ("Поучительные слова", 2731), представляющие собой проповеди, читанные им в Константинополе в 380 г. В этом сочинении Григорий защищает божественность Сына и Св. Духа. К-ром етого, пользуется известностью трактат о священстве (под его влиянием Иоанн Златоуст написал свой трактат "О священстве", а Григорий I "Наставление пастырям"). Среди многочисленных писем особенно важны два (101 и 102), поскольку в них Григорий последовательно опровергает еретические взгляды Аполлинария. Отцы Эфесского (431) и Халкидонского (451) соборов приводили Письмо 101, доказывая истинность ортодоксального вероучения. До нас дошло также более четырехсот его стихотворений.
Значение богословских идей Григория в том, что он прояснил учение о Троице и способствовал дальнейшему развитию христологии. Критикуя арианство, он утверждал единство Бога по сущнооти и троичность по ипостасям, устанавливая различие между последними в соответствии с особенностями каждой из них. Григорий обеспечил богословов необходимой терминологией, позволившей выразить различия между Отцом, Сыном и Св. Духом, благодаря чему учение о Троице было надежно защищено от обвинений в савеллианстве. Особенности каждого лица Троицы связаны с происхождением каждого из них: Отца характеризует нерожденность (agennesia), Сына рожденность{gennesia), Св. Духа и с ? о ж д е н и е(ekporeu sis ). Критикуя аполлинариан, оспаривавших наличие у Христа человеческой души, Григорий настаивал на полном и совершенном вочеловечении Христа, ибо спасение не может быть полным, если неполно воплощение Сына. Спасение по своей сущности обожение, полная сопричастность человеческой природы божественной. Поэтому во Христе должны быть две полные природы в одном лице.
W.C. WEINRICH (пер. В. Р.) Библиография: H.von Campenhausen,The Fathers of the Greek Church; T. R. Martland,"А Study ofCappadocian andAugustinian Trinitarian Methodology", ATR 47:25263; J. F. Mitchell, "Consolatory Letters in Basiland Gregory Nazianzen", Her 96:299 318; H. Musurillo,"The Poetiy of Gregory of Nazianzus", Tht 45:4555; B. Otis,"The Throne and the Mountain: An Essay on St. Gregory Nazianzus", CJ 56:14665; R.R. Ruether,Gregory of Nazianzus.
См. также: Каппадокийские отцы.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
Св. Григорий прославлен церковью как «троичный богослов»: он дал законченное толкование о Лицах Святой Троицы – соотношении Отца, Сына и Святого Духа. Г. Б. утверждал, что лицам Божества одинаково свойственно и тождество по бытию, и различие реальное, субстанциональное, ипостасное. На языке античной диалектики три Лица Бога представляют самотождественное различие, или саморазличное тождество. Бог по сущности один, но он имеет три ипостаси, из которых каждая есть Бог, но тем не менее существуют не три бога, а только один Бог. Тринитарная проблема, в немалой степени благодаря авторитету Г. Б., была завершена на втором Вселенском соборе в 381 г.
Центральный догмат христианства для Г. Б. был средоточием всей духовной жизни, но тема человека также постоянно занимала его. Антропологические построения Г. Б. исходили из его космологии. В слове «О мире» он говорит об источнике сущего – Боге, «Мирородном Уме, постижимом только напряжением ума». «Великий Ум измышляет образы мира» сперва умного и небесного (ангельского), затем – мира вещественного, телесного. Но это не конец. «Нужен был, – говорит Г. Б., – еще зритель Премудрости… благоговейный царь земной. И Бог сказал: угодно мне создать… род тварей средних между смертными и бессмертными, разумного человека, который был бы… великим владыкой земли». Сотворенный Богом человек – микрокосм («в мире малом мир большой»). Он поставлен на грани миров телесного и умопостигаемого, материального и духовного, существования и сущности.
Для Г. Б. как эллина вопрос о связи ума и плоти вызывает недоумение. Но интуиция мыслителя говорит то, чего не знали неоплатоники: природа человека двойственна, она есть единство противоположностей (души и тела, «божественного ума и праха», «светозарного и трупоносного»), создающее «поле» личной ответственности и труда души каждого, как некоей драмы, осуществляя которую человек способен встать на путь «уподобления» совершенству Бога.
В проблеме человека для Г. Б. много неясного, он больше вопрошает, нежели формулирует. Мыслитель интересен не столько ответами, сколько вопросами, стимулировавшими последующее развитие философско-богословской мысли. В слове «О природе человека» Г. Б. пишет: «Кто я был?… Кто я теперь? И чем я буду? Ни я не знаю этого, ни тот, кто обильнее меня мудростью… Я существую. Скажи: что это значит? Иная часть меня самого уже прошла, иное я теперь, а иным я буду, если только буду… Что наиболее, по-твоему, составляет мое «я»? Объясни мне это, но смотри, чтобы этот самый «я», который перед тобою, не ушел от тебя… И ты, душа моя, кто, откуда и что такое? Кто сделал тебя трупоносицею, кто твердыми узами привязал к жизни, кто заставил непрестанно тяготеть к земле?».
При всех своих сомнениях, Г. Б. убежден, что «в естестве человеческом всего важнее образ Божий и сила ума». Значит, путь совершенствования, «обожения» начинается с очищения и восхождения ума, отрешения от сиюминутности чувств. Ставший на путь подвига у Г. Б. есть «любомудр», философ, близкий идеалу стоиков или платоников. Видимо, поэтому мыслитель понимает философию как «упражнение в смерти» и неоднократно цитирует платоновского «Федона»: «Занятие философов состоит в том, чтобы отрешать душу от тела». Но подозревать его в спиритуализме в понимании человека не приходится. По мысли Г. Б., данность человека недостаточна и мозаична. То, что не дано человеку, но как сущность человеческого задано («образ Божий»), может быть осуществлено только в усилии его собственного подвига. Это основная проблема, встающая перед разумом каждого «любомудра».
«Обожение» как смысл и цель человеческой жизни означает полноту собственного совершенствования, помогающего нам выполнить свое предназначение. До Г. Б еще никто не говорил таких возвышенных слов о человеке: «Если будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты – Христова тварь, Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе и небесный, и земной, приснопамятное творение. Ты – созданный Бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу». При жизни Г. Б. называли христианским Демосфеном. Проповеди его переписывались, украшались миниатюрами, подобно евангелиям. В православной литургии используются его проповеди и стихи, ему отводится такое же место, как Августину в католичестве.
Источник: Краткий философский словарь.