БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ
БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ
греч.-Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства. Каждая религия имеет собственное богословие: православное, католическое, протестантское, исламское и т. д. Так, в православии насчитывается несколько богословских дисциплин: основное богословие, или апологетика, догматическое, нравственное богословие, сравнительное богословие, пастырское и др. В католицизме сложились такие радикальные формы богословия, как теология освобождения, теология прогресса, а в протестантизме – теология кризиса, теология революции, теология культуры, теология надежды и даже теология смерти Бога.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ
греч. theos - бог и logos — учение; учение о боге) — система обоснования и защиты религ. учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Б. включает в себя доказательства сверхъестеств. происхождения св. писания, богодухновенности св. предания, божеств, сущности церк
ви, а также ряд практич. дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы Б. исходят из признания личного бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам. Осн. филос. истоки офиц. Б. христианства - учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Христ. Б. никогда не было единым учением. Есть Б. правосл., протест., католич. и др. Каждое имеет свои специфич. особенности, отличающие одну систему от др. И тем не менее у них есть немало общего. Под системой Б. понимается набор различных богосл. дисциплин, каждая из к-рых излагает различные стороны вероучения и культа. Так, правосл. Б. состоит из осн. Б., или апологетики, к-рое излагает и защищает в апологетич. спорах с инаковерующими и неверующими нек-рую сумму исходных тезисов; догматич. Б., в к-ром доказывается богоустановленность, истинность осн. догматов, принятых двумя первыми вселенскими соборами; нравств. или практич. Б., к-рое учит тому, как должен действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения вечного блаженства; обличит, или сравнит. Б., к-рое доказывает преимущество православия перед др. христ. вероисповеданиями; экзегетики; пастыр. Б., освещающего практич. вопросы деятельности священника; к нему примыкают литургика (теория богослужения), гомилетика (раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики пропо-веднич. деятельности), каноника (теория церк. права). В наст. вр. Б. переживает кризис, выражением к-рого является отказ от нек-рых традиц. представлений и появление огромного количества самых противоречивых теологич. концепций, таких, как теология кризиса, теология мертвого бога, теология революции и т. п.
ви, а также ряд практич. дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы Б. исходят из признания личного бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам. Осн. филос. истоки офиц. Б. христианства - учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Христ. Б. никогда не было единым учением. Есть Б. правосл., протест., католич. и др. Каждое имеет свои специфич. особенности, отличающие одну систему от др. И тем не менее у них есть немало общего. Под системой Б. понимается набор различных богосл. дисциплин, каждая из к-рых излагает различные стороны вероучения и культа. Так, правосл. Б. состоит из осн. Б., или апологетики, к-рое излагает и защищает в апологетич. спорах с инаковерующими и неверующими нек-рую сумму исходных тезисов; догматич. Б., в к-ром доказывается богоустановленность, истинность осн. догматов, принятых двумя первыми вселенскими соборами; нравств. или практич. Б., к-рое учит тому, как должен действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения вечного блаженства; обличит, или сравнит. Б., к-рое доказывает преимущество православия перед др. христ. вероисповеданиями; экзегетики; пастыр. Б., освещающего практич. вопросы деятельности священника; к нему примыкают литургика (теория богослужения), гомилетика (раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики пропо-веднич. деятельности), каноника (теория церк. права). В наст. вр. Б. переживает кризис, выражением к-рого является отказ от нек-рых традиц. представлений и появление огромного количества самых противоречивых теологич. концепций, таких, как теология кризиса, теология мертвого бога, теология революции и т. п.
Источник: Атеистический словарь
Богословие теология
(от греч. theos — бог и logos —учение; учение о боге) — систематическое изложение, обоснование и защита учения о боге, его свойствах, качествах, признаках; комплекс доказательств «истинности» догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией.
Основы христ. Б. закладывались в первые века христианства в борьбе с многочисленными еретическими учениями. Первоначально Б. было по преимуществу апологетическим. Его задачей являлось доказательство преимуществ новой религии перед другими верованиями. Видными апологетами раннего христианства были Юстин, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. В дальнейшем т. н. «отцы» и «учители» церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Иероним, Августин Блаженный и др. дали систематическое истолкование христ. вероучения. В средние века Б. становится господствующей формой идеологии, приобретает ярко выраженную полит. направленность. «Догматы церкви, — писал Ф. Энгельс, — стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона» (т. 7, с. 360). Б. являлось гл. препятствием на пути прогресса, науки и культуры. Оно отстаивало представление о неподвижности земли, якобы являвшейся центром Вселенной, обосновывало идею неизменности существующих общественных порядков, благословляло систему неравенства, эксплуатации и угнетения.
Каждая религия имеет собственную богословскую систему. В христианстве различают Б. католическое, православное, протестантское. Они содержат такие догматические представления, к-рые не только не признаются, но и осуждаются другими христ. церквами. Любая из этих систем — лженаучна. Но в одной могут преобладать рационалистические приемы и средства обоснования вероучения, в другой — мистические, в одном случае возможно следование ортодоксальной традиции, в другой — либеральное переосмысление устаревших понятий и представлений. Под системой Б. обычно разумеется набор различных дисциплин, каждая из к-рых излагает и обосновывает различные стороны вероучения и культа. Сюда входят: основное (апологетическое), догматическое, нравственное Б., экклесиология, экзегетика, церковная археология и т. д. Б. тесно смыкается с религ. философией. В наст. вр. Б. переживает глубокий кризис, выражением к-рого является появление огромного количества самых противоречивых теологических концепций, отказ от нек-рых традиционных представлений и т. п.
Основы христ. Б. закладывались в первые века христианства в борьбе с многочисленными еретическими учениями. Первоначально Б. было по преимуществу апологетическим. Его задачей являлось доказательство преимуществ новой религии перед другими верованиями. Видными апологетами раннего христианства были Юстин, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. В дальнейшем т. н. «отцы» и «учители» церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Иероним, Августин Блаженный и др. дали систематическое истолкование христ. вероучения. В средние века Б. становится господствующей формой идеологии, приобретает ярко выраженную полит. направленность. «Догматы церкви, — писал Ф. Энгельс, — стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона» (т. 7, с. 360). Б. являлось гл. препятствием на пути прогресса, науки и культуры. Оно отстаивало представление о неподвижности земли, якобы являвшейся центром Вселенной, обосновывало идею неизменности существующих общественных порядков, благословляло систему неравенства, эксплуатации и угнетения.
Каждая религия имеет собственную богословскую систему. В христианстве различают Б. католическое, православное, протестантское. Они содержат такие догматические представления, к-рые не только не признаются, но и осуждаются другими христ. церквами. Любая из этих систем — лженаучна. Но в одной могут преобладать рационалистические приемы и средства обоснования вероучения, в другой — мистические, в одном случае возможно следование ортодоксальной традиции, в другой — либеральное переосмысление устаревших понятий и представлений. Под системой Б. обычно разумеется набор различных дисциплин, каждая из к-рых излагает и обосновывает различные стороны вероучения и культа. Сюда входят: основное (апологетическое), догматическое, нравственное Б., экклесиология, экзегетика, церковная археология и т. д. Б. тесно смыкается с религ. философией. В наст. вр. Б. переживает глубокий кризис, выражением к-рого является появление огромного количества самых противоречивых теологических концепций, отказ от нек-рых традиционных представлений и т. п.
БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ
совокупность систематизированных, логически обоснованных и адаптированных к изменяющимся культ.-истор. обстоятельствам учений религ. характера. Ранний вариант Б. сложился в позднеантич. философии, где оно выступало в букв. смысле как «учение о боге (богах)», не получив распространения из-за слабой разработанности религ. догматики и отсутствия единой религ. организации. В индуистской и буддистской традициях Б. тождественно философии. Развитие Б. в собств. смысле происходит в монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам), заинтересованных в адаптации исходных религ.мифол. представлений к догматическому вероучению и в системном истолковании идей Св. Писания (Ветхий и Новый Заветы, Коран) в свете развивающийся церковной практики. Наибольшее развитие Б. получило в христ. традиции. В христ. Б. выделяются дисциплинарные отрасли: догматическое Б. (систематизация и комментирование вероучения, история догматов), апологетика (защита и обоснование вероучения), экзегетика (толкование Св. Писания и авторитетных богословов), история церкви, гомилетика (теория и практика проповеднической деятельности), каноническое Б. (теория церковного права), моральное Б. и др. В силу конфессиональной дифференциации христианства, его Б. делится на раннехрист. (патристика), католич., правосл. и протестантское (последнее явл. наиболее разнообразным и динамичным). По методол. основаниям Б. принято делить на мистическое (основанное на примате веры или личного мистич. опыта) и схоласт. (рационализированное комментаторское Б.; получило распространение только в католицизме). Во всех монотеистических религиях наиболее авторитетные богосл. учения сведены в канонические сборники: Священное Предание в христианстве (признается только католицизмом и православием), Талмуд в иудаизме, Сунна в исламе (признается только суннизмом). Несмотря на свой ненауч. характер, Б. сыграло опред. роль в сохранении науки и философии антич. мира в ср.-век. период; начиная с XVII в. взаимодействие науки, философии и Б. происходит в религ.-филос. учениях, носящих неканонический (часто и внеконфессиональный) характер. Ряд науч. и филос. терминов восходит к категориям католич. Б. (трансцендентальный, трансцендентный, эссенциальный, экзистенция и др.). В ср.век. ун-тах Зап. Европы (с XII в.) степень «д-р Б.» фиксировала высшую квалификацию ученого; богосл. ф-ты и каф. контролировали исследовательскую и преподавательскую деятельность на предмет соответствия догматам и канонам офиц. религии. Со второй половины XIX в. в европ. странах Б. утрачивает статус университетской дисциплины, богосл. образование отделяется от светского; позднее всего это происходит в Австро-Венгрии, Германии и России (1917—1918 гг.), где господствующие церковные организации находились под эгидой гос. власти. Лит.: Гарнак А. История догматов // Раннее христианство: В 2 т. М., 2001. Т. 2; Исаев С.А. Теология смерти бога. Очерки протестантского модернизма. М., 1991; Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994; Мистическое богословие. Киев, 1991; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь