БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ
греч.-Бог, учение, букв.: учение о Боге): система раскрытия, обоснования и защиты религиозных учений о Боге, его признаках и свойствах, а также совокупность церковных дисциплин, излагающих различные компоненты этой системы; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства. Каждая религия имеет собственное богословие: православное, католическое, протестантское, исламское и т. д. Так, в православии насчитывается несколько богословских дисциплин: основное богословие, или апологетика, догматическое, нравственное богословие, сравнительное богословие, пастырское и др. В католицизме сложились такие радикальные формы богословия, как теология освобождения, теология прогресса, а в протестантизме – теология кризиса, теология революции, теология культуры, теология надежды и даже теология смерти Бога.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ
греч. theos - бог и logos — учение; учение о боге) — система обоснования и защиты религ. учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Б. включает в себя доказательства сверхъестеств. происхождения св. писания, богодухновенности св. предания, божеств, сущности церк
ви, а также ряд практич. дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы Б. исходят из признания личного бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам. Осн. филос. истоки офиц. Б. христианства - учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Христ. Б. никогда не было единым учением. Есть Б. правосл., протест., католич. и др. Каждое имеет свои специфич. особенности, отличающие одну систему от др. И тем не менее у них есть немало общего. Под системой Б. понимается набор различных богосл. дисциплин, каждая из к-рых излагает различные стороны вероучения и культа. Так, правосл. Б. состоит из осн. Б., или апологетики, к-рое излагает и защищает в апологетич. спорах с инаковерующими и неверующими нек-рую сумму исходных тезисов; догматич. Б., в к-ром доказывается богоустановленность, истинность осн. догматов, принятых двумя первыми вселенскими соборами; нравств. или практич. Б., к-рое учит тому, как должен действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения вечного блаженства; обличит, или сравнит. Б., к-рое доказывает преимущество православия перед др. христ. вероисповеданиями; экзегетики; пастыр. Б., освещающего практич. вопросы деятельности священника; к нему примыкают литургика (теория богослужения), гомилетика (раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики пропо-веднич. деятельности), каноника (теория церк. права). В наст. вр. Б. переживает кризис, выражением к-рого является отказ от нек-рых традиц. представлений и появление огромного количества самых противоречивых теологич. концепций, таких, как теология кризиса, теология мертвого бога, теология революции и т. п.

Источник: Атеистический словарь

Богословие теология
(от греч. theos — бог и logos —учение; учение о боге) — систематическое изложение, обоснование и защита учения о боге, его свойствах, качествах, признаках; комплекс доказательств «истинности» догматики, религ. нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией.
Основы христ. Б. закладывались в первые века христианства в борьбе с многочисленными еретическими учениями. Первоначально Б. было по преимуществу апологетическим. Его задачей являлось доказательство преимуществ новой религии перед другими верованиями. Видными апологетами раннего христианства были Юстин, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. В дальнейшем т. н. «отцы» и «учители» церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Иероним, Августин Блаженный и др. дали систематическое истолкование христ. вероучения. В средние века Б. становится господствующей формой идеологии, приобретает ярко выраженную полит. направленность. «Догматы церкви, — писал Ф. Энгельс, — стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона» (т. 7, с. 360). Б. являлось гл. препятствием на пути прогресса, науки и культуры. Оно отстаивало представление о неподвижности земли, якобы являвшейся центром Вселенной, обосновывало идею неизменности существующих общественных порядков, благословляло систему неравенства, эксплуатации и угнетения.
Каждая религия имеет собственную богословскую систему. В христианстве различают Б. католическое, православное, протестантское. Они содержат такие догматические представления, к-рые не только не признаются, но и осуждаются другими христ. церквами. Любая из этих систем — лженаучна. Но в одной могут преобладать рационалистические приемы и средства обоснования вероучения, в другой — мистические, в одном случае возможно следование ортодоксальной традиции, в другой — либеральное переосмысление устаревших понятий и представлений. Под системой Б. обычно разумеется набор различных дисциплин, каждая из к-рых излагает и обосновывает различные стороны вероучения и культа. Сюда входят: основное (апологетическое), догматическое, нравственное Б., экклесиология, экзегетика, церковная археология и т. д. Б. тесно смыкается с религ. философией. В наст. вр. Б. переживает глубокий кризис, выражением к-рого является появление огромного количества самых противоречивых теологических концепций, отказ от нек-рых традиционных представлений и т. п.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ
совокупность систематизированных, логически обоснованных и адаптированных к изменяющимся культ.-истор. обстоятельствам учений религ. характера. Ранний вариант Б. сложился в позднеантич. философии, где оно выступало в букв. смысле как «учение о боге (богах)», не получив распространения из-за слабой разработанности религ. догматики и отсутствия единой религ. организации. В индуистской и буддистской традициях Б. тождественно философии. Развитие Б. в собств. смысле происходит в монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам), заинтересованных в адаптации исходных религ.мифол. представлений к догматическому вероучению и в системном истолковании идей Св. Писания (Ветхий и Новый Заветы, Коран) в свете развивающийся церковной практики. Наибольшее развитие Б. получило в христ. традиции. В христ. Б. выделяются дисциплинарные отрасли: догматическое Б. (систематизация и комментирование вероучения, история догматов), апологетика (защита и обоснование вероучения), экзегетика (толкование Св. Писания и авторитетных богословов), история церкви, гомилетика (теория и практика проповеднической деятельности), каноническое Б. (теория церковного права), моральное Б. и др. В силу конфессиональной дифференциации христианства, его Б. делится на раннехрист. (патристика), католич., правосл. и протестантское (последнее явл. наиболее разнообразным и динамичным). По методол. основаниям Б. принято делить на мистическое (основанное на примате веры или личного мистич. опыта) и схоласт. (рационализированное комментаторское Б.; получило распространение только в католицизме). Во всех монотеистических религиях наиболее авторитетные богосл. учения сведены в канонические сборники: Священное Предание в христианстве (признается только католицизмом и православием), Талмуд в иудаизме, Сунна в исламе (признается только суннизмом). Несмотря на свой ненауч. характер, Б. сыграло опред. роль в сохранении науки и философии антич. мира в ср.-век. период; начиная с XVII в. взаимодействие науки, философии и Б. происходит в религ.-филос. учениях, носящих неканонический (часто и внеконфессиональный) характер. Ряд науч. и филос. терминов восходит к категориям католич. Б. (трансцендентальный, трансцендентный, эссенциальный, экзистенция и др.). В ср.век. ун-тах Зап. Европы (с XII в.) степень «д-р Б.» фиксировала высшую квалификацию ученого; богосл. ф-ты и каф. контролировали исследовательскую и преподавательскую деятельность на предмет соответствия догматам и канонам офиц. религии. Со второй половины XIX в. в европ. странах Б. утрачивает статус университетской дисциплины, богосл. образование отделяется от светского; позднее всего это происходит в Австро-Венгрии, Германии и России (1917—1918 гг.), где господствующие церковные организации находились под эгидой гос. власти. Лит.: Гарнак А. История догматов // Раннее христианство: В 2 т. М., 2001. Т. 2; Исаев С.А. Теология смерти бога. Очерки протестантского модернизма. М., 1991; Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994; Мистическое богословие. Киев, 1991; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
125.62 кб

Философская теология и основное богословие

Шохин Владимир Кириллович
В статье сопоставляются две теологические дисциплины: философская теология и основное богословие, первая из которых имеет англо-американское происхождение и может рассматриваться как философское и интеркультурное расширение естест
Читать PDF
282.51 кб

Теология морали в системе современного богословского знания

Назаров В. Н.
В статье речь идет о таком разделе богословской науки, как теология морали, являющейся объединяющим звеном двух направлений богословия в современной России: академического и университетского.
Читать PDF
165.92 кб

Лев Шестов как богослов: теология «Великой и последней борьбы»

Бонецкая Наталья Константиновна
В статье рассматривается ранний этап эволюции религиозных взглядов выдающегося русского мыслителя Л. И. Шестова.
Читать PDF
125.33 кб

Богословие на перепутье: философская или историческая теология?

Михайлов Петр Борисович
Настоящая статья продолжает дело методологического обеспечения основных теологических наук, инициированное в ряде последних публикаций «Вестника ПСТГУ», способствующее систематизации «энциклопедии теологических наук» и уточнению е
Читать PDF
112.83 кб

Теология, богословие и музееведение: рассуждение о суждениях П. Б. Михайлова

Шохин Владимир Кириллович
Читать PDF
141.97 кб

Два понимания терминов «Богословие» и «Теология»: традиция и современные вызовы

Польсков К.О.
В статье предлагается обзор двух родовых значений христианского понимания термина «богословие» («теология»), характерных для первого тысячелетия на христианском Востоке и для традиции средневековых университетов до начала эпохи мо
Читать PDF
260.70 кб

Особенности раскрытия сущности феномена религиозной веры в теологии и богословии

Чеснова Е. Н.
Читать PDF
258.61 кб

Богословское наследие профессора протоиерея Думитру Станилоэ и современная теология

Сергей Евгеньевич Золотарев, Игорь Анатольевич Иванов, Михаил Викторович Легеев
В статье кратко говорится о биографии и направлениях научной и богословской деятельности профессора протоиерея Думитру Станилоэ в контексте истории православного богословия ХХ века.
Читать PDF
609.94 кб

Богословская антропология Вольфхарта Панненберга в контексте немецкой теологии XX в

Уколов Кирилл Игоревич
В статье рассматриваются основные принципы богословской антропологии современного немецкого теолога В. Панненберга, указывается место его концепции в контексте западной богословской мысли Нового времени.
Читать PDF
248.50 кб

АЛЕКСАНДР МАХОВ. ОБОРОТЕНЬ-ТЕОЛОГ: В ПОИСКАХ БОГОСЛОВСКИХ КЛЮЧЕЙ К "СТРАННЫМ" ДЬЯВОЛЬСКИМ ОБЛИЧЬЯМ

Душенко К.В.
Читать PDF
551.92 кб

Теологическо-богословская рефлексия как специфическая форма рациональности и возможности сотрудничес

Радугин А. А.
В статье рассматривается теологическая и богословская рефлексия как специфическая форма рациональности, выявляются ее основные черты, производится сопоставление научной и религиозной рациональности, дается оценка возможностей взаи
Читать PDF
114.93 кб

Богословские ответы на вызовы Европейского утопизма: некоторые теологические программы первой полови

Михайлов Петр Борисович
Как полагает автор, крупные общественно-политические события европейской истории первой половины XX в.
Читать PDF
76.37 кб

Язык как инструмент теологического исследования: к вопросу о специфике восточной богословской традиц

Прилуцкий Александр Михайлович
В статье рассматриваются вопросы методологии богословского исследования, связанные с традициями восточного богословского дискурса.