Катафатическое богословие
Катафатическое богословие
описание Бога посредством позитивных определений и обозначений. Эта богословская система допускает возможность познавания Бога по плодам Его творений и результатам вмешательства в дела сотворенного мира. Катафатика дополняет апофатику.
Источник: Религиозные термины
КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
(греч. kataphatikos – утвердительный) – возможность восхождения к богопознанию по иерархической лестнице аналогий, посредством выявления «позитивных» атрибутов, свойств, понятий, которые выражают Его божественную сущность («мудрость», «благость», «красота», «любовь» и др.)
Источник: Краткий философский словарь.
катафатическое богословие
КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. kataphatikos — утвердительный) — система раскрытия и обоснования христианского вероучения, система знания о Боге (Троице), формируемая посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии. Признание трансцендентности Бога, ограничивающей человеческое знание о нем лишь его теофаниями — откровениями,— тварностью к космоса, вмешательством в судьбы мира и проч., привело к появлению в католической схоластике принципа аналогии сущего (analogia entis), подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о бытии тварном. В православии К. б. дополняется апофатическим богословием и в строгом смысле ему не противопоставляется. Именно принципы катафатики позволили выстроить христианскую догматику как систему позитивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры. Фундаментальный вклад в развитие К. 6. внес Псевдо-Дионисий Ареопагит. В его трактате «О божественных именах» проведен анализ имен, приличествующих для обозначения различных качеств Божества, для Его называния. Часть из них являются именованиями божественных атрибутов: Любовь, Сущий, Вседержитель, Совершенный, Единый. К. б. «Ареопагитик» развивает Максим Исповедник (ок. 580—662). У него предметом К. б. является Божественный Логос, который созерцается умом в двояком отношении: 1) в сокровенном образе бытия Своего и 2) по Своему отношению к миру. Первое открывает тайну Троичности, второе — тайну творения, промысла и суда. Особую роль в К. б. Максим Исповедник отводит христологии как наиболее достоверному, явленному и доступному человеку знанию о Боге. И даже тринитарную догматику он видит укорененной в христологической. Такой христоцентричный подход не был новшеством для византийского К. б. 7 в., поскольку уже в тексте Никео-Константинопольского Символа веры (4 в.) основное внимание сосредоточено на личности Иисуса Христа. С тех пор христологическая проблематика занимает важное место в К. б. В разное время и в разных христианских конфессиях К. б. то отходило на второй план, то начинало играть весьма значительную роль, но ни одна богословская система не может существовать без позитивных утверждений о Боге. И.П. Давыдов