ОБЪЕКТИВИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ОБЪЕКТИВИЗМ
от лат. objectivus — предметный) - направление в эпистемологии, считающее возможным постижение в процессе познания реальных предметов, их свойств и отношений; иногда — объективный идеализм (см.: Идеализм); в этике, эстетике — т.зр., что человеческий ум способен познавать объективные ценности и предписания; противоположность субъективизму, психологизму, индивидуализму и т.п.; ориентация познания на воздержание от социально-критических оценок, суждений о целях и ценностях.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ОБЪЕКТИВИЗМ
(Objektivismus) — в противоположность субъективизму: 1) направление в гносеологии, приписывающее познанию постижение реальных предметов и объективных идей (см. Реализм); 2) направление в этике, которое признает объективные ценности и предписания и пытается установить объективный критерий и объективную цель нравственного действия (см. Норма).
N. Hartmann. Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis, 1921; K. R. Popper. Objective Knowledge. Oxford, 1972; R. J. Bernstein. Beyond Objectivism and Relativism. Philadelphia, 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Объективизм
специфический принцип подхода к явлениям действительности, к-рый провозглашает воздержание от критических оценок и партийных выводов, ссылаясь на мнимую неспособность науки делать такие выводы. Для О. характерен отказ от теоретического классового анализа. В идеологической борьбе О. означает изображение классовых позиций и сил как «надклассовых», «всенародных», «беспартийных». Разоблачая «узкий» буржуазный О., Ленин показал, что марксизм столь же чужд ему, как и субъективизму, ибо выводит свою партийную т. зр. чисто научно, т. е. доводит научное исследование до партийных выводов и оценок, к-рые соответствуют ходу вещей (Партийность в философии).

Источник: Философский словарь. 1963

ОБЪЕКТИВИЗМ
позиция, согласно к-рой философское познание не способно доводить исследование до критических оценок и партийных выводов, до суждений о ценностях, а потому должно воздерживаться от таковых. О. ограничивает рамки “разумного мышления”, уступая гл. социальные, мировоззренческие проблемы субъективистской идеологии. Поэтому О. всегда находит себе дополнение в субъективизме и предполагает его. Саму науку О. объявляет средством всегда “нейтральным” по отношению к ценностям (Сциентизм). В истории О. не видит процесса, совершаемого деятельностью самих людей, социальных групп, классов по законам, присущим этой деятельности. Марксист, по Ленину, “последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм” (Т. 1. С. 418), поднимаясь до научной объективности и партий.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБЪЕКТИВИЗМ,
мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит ориентация познания на социально-политич. «нейтральность», на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о ценностях и целях, от мировоззренч. и нравств. проблем, а особенно от партийных выводов. О. есть нигилизм но отношению к действительности культурно-историч. субъекта, к миру человека, не подмененному отношением вещей. Хотя О. ратует за объективность знания, на деле он не только ограничивает и сужает его, но и маскирует социальный и классовый субъективизм. Для О. в науках об обществе характерец отказ от классового анализа (напр., концепция деидеологизации), от раскрытия деятельности и борьбы обществ.классов и групп, их ответственности за определ. решение обществ. проблем. О. трактует субъектов истории как марионеток фатального хода вещей, направляемых безличными факторами. «Так называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 39, прим.).
Свое отношение к О. В. И. Ленин выразил в связи с критикой им взглядов «легальных марксистов» П. Б. Струве, М. И. ТуганБарановского и др. Ленин подчеркивал, что марксист «... последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость» (ПСС, т. 1, с. 418).
В совр. бурж. философии О. выражается в тенденции к сведению активных действий историч. субъектов к следствиям веществ.-технич. факторов, а социальных противоречий - к недостаткам технич. рационализации. В новейшей своей форме сциентизма О. выражается в тенденции свести всю культуру к науке, а проблему человека - к науч.-технич. задачам. Отвергая О., марксизм раскрывает одновременно его апологетич. социальную функцию.

Источник: Советский философский словарь

Обьективизм

- стремление к оценке вещей, лиц и событий на основании их точного изучения, независимо от собственных пристрастий и предвзятых мнений, когда они не могут быть удовлетворительно оправданы разумом. В этом смысле О. обязателен для всякого ученого и критика, который должен быть прежде всего освобожден от Бэконовских "идолов". Но если под О. разуметь полное и безусловное отделение изучаемых предметов от душевной природы изучающего, то такой абсолютный О. должен быть признан невозможным. Независимо от общей гносеологической соотносительности между познаваемым и познающим, врожденные и в основе своей бессознательные свойства личной и национальной души не могут быть лишены своего естественного влияния через одно намерение быть объективным. Самый факт преобладающего стремления к О. в том или другом ученом или критике основан, на его субъективных психологических свойствах - на холодности темперамента, на равнодушии к известным сторонам жизни и т. д. Эти свойства, соответствующие одним областям знания (напр. математике, формальной логике), могут быть совсем неуместны для других (напр., для истории или для богословия, где имеет силу изречение pectus facit theologum). Если чьи-нибудь личные чувства и мнения согласны с высшими идеальными требованиями, то нет причины от них отрешаться. Поскольку данная действительность находится в процессе изменения и совершенствования и поскольку в этом процессе играют роль чувства, мысли и стремления человека, абсолютный О., если бы даже он был возможен, не был бы желателен, как равносильный остановке развития. Истинный, разумный О. требует, чтобы, кроме фактов действительности, принималось во внимание и ее достоинство - а это связано с тою или другою высотою субъективного мерила. Во всяком случае должно помнить, что самая противоположность между субъектом и объектом не есть что-нибудь безусловное и окончательное и что полная правда не может быть ни только объективною, ни исключительно субъективною.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ОБЪЕКТИВИЗМ
мировоззренческая позиция, в основе к-рой лежит тезис о воздержании науки от критич. оценок, суждений о целях и партийных выводов (см. Партийность в ф и л о с о ф и и). Претендуя на обеспечение чистой объективности исследования, О. рекомендует науке занять пассивную позицию невмешательства в решение "субъективных" и "иррациональных" вопросов и поделить с ненауч. идеологией "сферы влияния". Тем самым О. обрекает науку на роль послушного технич. средства, используемого чуждыми ей силами, т.к. лишает познающее мышление его суверенности. Социальный индифферентизм О. на деле означает предоставление себя в распоряжение господствующей обществ. силы, партии существующего "порядка вещей". В своей стихийной форме О. может быть просто попыткой бурж. ученого избавиться от явной и активной поддержки антинауч. идеологии и замкнуться в рамках узкой специальности; правда, уже здесь налицо непонимание "объективистом" всей иллюзорности и унизительности такого рода "свободы", бегство от проблемы ответственности. В сознат. же форме О. есть стремление отнять у науч. познания универс. право что бы то ни было делать предметом исследования, право на целостное теоретич. освоение мира. Претендуя на беспредпосылочность, О. означает примирение с исключаемыми из компетенции науки наличными предпосылками. На деле он означает недостаточность, "узость" объективности. Гносеологически О. связан с дуалистич. разделением и противопоставлением друг другу познават. и оценивающей способностей (см. Критика в научном познании), с разрывом субъекта и объекта. Используя реальные познават. трудности, О. пытается узаконить существование якобы принципиально "недоступных" для науки "сфер". Часто О. смыкается с эмпиризмом. Для О. характерен отказ от теоретич. классового анализа и изображение классовых практич. сил и идеологий как "надклассовых", "всенародных", "беспартийных". Социальную действительность О. толкует не как всецело созидаемую человеч. деятельностью, а как фатальный "порядок вещей", с к-рым следует лишь сообразоваться. "Так называемая о б ъ е к т и в н а я историография заключается именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности. Реакционный характер" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 39, прим.; ср. т. 16, с. 375). Отчужденный, "внечеловеческий" облик обществ. закономерностей, т.е. их превращенные формы проявления, О. выдает за сущностные отношения, и поэтому всякое объяснение превращает в оправдание, в "некритический позитивизм" по отношению к наличному бытию. Марксизм преодолевает О. не путем дополнения его субъективизмом, не апелляцией к "должному" в противоположность сущему, к "идеалу" в противоположность трезвому исследованию (такая апелляция ведет к утопизму и волюнтаризму). Напротив, марксизм доводит само объективное исследование до субъективных выводов. Марксист "...последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 380), вскрывая противоречивость обществ. бытия и восходя до понимания законов истории как законов предметной деятельности самих людей, групп, классов, всецело ответственных за "ход истории". Тем самым марксист определяет свою т. зр. (см. тамже) и обеспечивает реальную свободу исследования от всякого субъективистского привнесения. Он доводит объяснение мира до выводов о переделке мира. "Становясь на эту точку зрения объективизма классовой борьбы, я нисколько не оправдываю действительности, а напротив указываю в с а м о й этой действительности самые глубокие... источники и силы ее преобразования" (там же, т. 18, с. 302). Всякому практич. и идеологич. конформизму и оппортунизму подлинный марксизм противопоставляет теорию, к-рая "...ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 22) и к-рая соответствует столь же критич. практике. Понятие О. было разработано Лениным в борьбе против взглядов П. Струве, Туган-Барановского и др. В "Философских тетрадях" Ленин употребляет термин "О." в положит. смысле, подчеркивая противоположность диалектич. материализма субъективизму (см. Соч., т. 38, с. 79, 166, 266, 276). Лит. см. при ст. Партийность в философии. Г. Батищев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
127.11 кб

Объективизм и политическая идеология

Асонов Николай Васильевич
В статье приводятся размышления автора по поводу новой книги А.А. Пелипенко, раскрывающего истоки и специфику глобального кризиса и анализирующего на этом фоне возможный вектор развития Запада.
Читать PDF
400.82 кб

Объективизм Поппера и метод критического рационализма

Бенно Верлен
Перевод с английского к.филос.н. С.П. Баньковская.
Читать PDF
177.78 кб

Этический объективизм: основные концепции и подходы

Максимов Леонид Владимирович
Читать PDF
445.02 кб

Лингвистический концепт и квалитативное содержание ментальных состояний в объективизации природы соз

Паршикова Г. В.
В статье исследована взаимосвязь языка и сознания посредством таких конструктов, как феномены, квалиа, концепты, мемы. Предложена концепция о неразрывности квалиа и интенциональных состояний, выражаемых с помощью языка.
Читать PDF
805.96 кб

Реконструирование творчества в контексте античного объективизма

Раитина Маргарита Юрьевна
В статье рассматривается реконструкция понимания специфики творчества в античной философии через призму древнегреческого объективизма, имеющего неоднозначность интерпретаций.
Читать PDF
150.94 кб

Нормативная этика: от объективизма к конструктивизму

Бродский Александр Иосифович
Читать PDF
916.47 кб

Экзистирующий субъект в границах объективированного мира (к вопросу об интерпретации значения поняти

Прокопов М.С., Щавелев С.П.
В статье рассматривается вопрос о причинах элиминации из состава реальности в рамках рационалистической философии живой человеческой личности как некоей автономной, независимой от внешних, преходящих факторов частицы реальности.
Читать PDF
365.06 кб

Онтологическое основание идеологических процессов развертывания объективированных форм мировоззрения

Жилина А. В.
Дан анализ развертывания бытия идеального. В своей сути оно всегда целостно и обеспечивает его единство, в частности, идеология.
Читать PDF
427.12 кб

Субъективистские и объективистские теории в современных исследованиях счастья

Деменев Алексей Григорьевич
В последние десятилетия заметен неуклонный рост интереса к исследованию проблемы счастья.

Похожие термины:

  • Объективированное духовное

    это внеиндивидуальное духовное. Оно представляет собой такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры. Наиболее универсальны естественные и искусственные,
  • Объективированность виртуала

    способ выражения своих виртуальных переживаний. О чем бы человек ни говорил – об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затемнении сознания и т.п. – он говорит о себе не как об ак
  • Объективировать

    превращать в предмет; переносить из субъективной реальности в интерсубъективную, в объективно-реальный мир.