p. 1917) - амер. философ-аналитик и логик. Проф. ун-та в г. Беркли (Калифорния). Основные направления исследований Д. относятся к логическим проблемам естественного языка и философско-психологическим вопросам описания и истолкования человеческих действий. Главную свою задачу Д. видит в разработке формальной теории значения, тесно связанной с вопросами обучения языку. Для исследования структуры языка Д. использует аппарат первопорядковой экстенсиональной логики, дополненной логической теорией наречий. Отталкиваясь от семантической теории истины для формализованных языков, он стремится эксплицировать механизмы порождения бесконечного количества истинных предложений естественного языка из конечного набора аксиом и правил вывода. Решение этой задачи, согласно Д., позволит объяснить, как происходит понимание говорящего в процессе коммуникации. Понимание отдельного предложения он связывает со способностью понимания человеком всего языка как единой концептуальной системы. В своей "радикальной теории интерпретации" Д. показывает связь семантического значения предложений с индивидуальными и социальными структурами убеждений, верований, желаний, целеполаганий, намерений и т.п. Семантическая теория Д. поэтому связана с теорией действий, построенной на основе принципа рационализации (как разновидности каузального объяснения действий). Свою философскую позицию Д. квалифицирует как "аномальный монизм", сущность которого в противовес "номологическому монизму" состоит в признании несводимости ментального к физическому, а также в приписывании "событиям" наряду с объектами базисного онтологического статуса. Д. развивает оригинальную теорию метафоры, согласно которой значение метафорических слов и выражений буквально, а употребление - специфично.
Что означают метафоры // Теория метафоры. М.,1990; Материальное сознание // Аналитическая философия. М., 1993; Об идее концептуальной схемы // Там же; Essays on Actions and Events. Oxford, 1989; Inquiries into Truth and Interpretation. Oxford, 1985.
ДЭВИДСОН Дональд
ДЭВИДСОН (Davidson) Дональд
Источник: Современная западная философия: словарь
ДЭВИДСОН Дональд
р. 1917)—американский философ и логик. Учился в Гарвардском университете. Защитил (1949) диссертацию о диалоге Платона «Филеб». Преподавал философию в Стэнфорде (1951—67), профессор (с 1960). С 1967—70 профессор в Принстоне, Рокфеллере (1970-76), Чикаго (1976-81). С 1981 г. профессор в университете Беркли. Первый круг проблем, который он обсуждает,—методология формальной семантики для естественных языков. В 1967 в статье «Истина и значение» (Truth and Meaning, Synthese, v. 17) он, обращаясь к теории истины Тарското, разрабатывает формальную теорию значения, используемую при обучении естественному языку. Он стремится выявить механизмы порождения бесконечного количества истинных предложений естественного языка из конечного набора аксиом и правил вывода. Понимание отдельного предложения предполагает способность понимания человеком всего языка (холистический тезис).
Второй круг проблем, который исследует Дэвидсон начиная с 1973 (статья «Radical Interpretation».— «Dialectica», vol. 27), связан с описанием и объяснением человеческих действий, с ролью понятия причинности в них. Человеческое действие основано на принципе рациональности, которая в свою очередь предполагает каузальное объяснение в пространственно-временной системе координат. Критерий идентификации различных действий: событие А идентично событию В, если А и В имеют одни и те же причины и следствия.
Важный момент теории действия Дэвидсона—исследование ментальных событий и новое обоснование психологии. Он выдвигает три принципа: 1) такие ментальные события, как восприятия, воспоминания, решения, каузально связаны с физическими событиями; 2) события, которые находятся друг к другу в отношении причины и следствия, подчинены каузальным законам; 3) не существует каузальных законов, на основе которых можно предсказать и объяснить ментальные события. Свою позицию Дэвидсон называет «аномальным монизмом» в противовес «номологическому монизму», подчеркивая несводимость ментальных событий к физическим и онтологический статус событий. Ментальные события невозможно редуцировать к физическим событиям (напр., к возбуждению нервных окончаний). Источником реальности он считает коммуникативные акты, которые формируют образ мира для каждого из участников коммуникации. Коммуникацию он рассматривает, исходя из холистских представлений о природе речи. Интерпретация речевого акта актуализирует сложную лингвистическую структуру, которую слушающий предполагает существующей у говорящего и которая включает в себя совокупность отношений между производимыми им языковыми знаками и их значениями. Понять своего собеседника—значит «схватить» эту структуру. Естественно, что представление о ней всегда будет гипотетическим, может изменяться в ходе коммуникации и базируется на «языковой диспозиции» участников коммуникации.
Для осуществления коммуникации необходимы общее поле, совокупность лингвистических структур, присущая всем собеседникам, или «концептуальная схема». Ничто не может быть признано реальным, если оно не порождено в процессе коммуникации, происходящей в рамках определенной концептуальной схемы. Это признание не может быть результатом конвенции. Успех коммуникации доказывает существование общей (для всех участников) истинной картины мира. Поэтому, как утверждает Дэвидсон, «изучение наиболее общих аспектов языка будет изучением наиболее общих аспектов реальности» (Метод истины в метафизике.— В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998, с. 345). Теория радикальной интерпретации встретила возражения В. А. Фостера, которая не может обеспечить интерпретативный характер теории. А. И. Гольдман подверг критике теорию действия Дэвидсона за отождествление причин и следствий.
Соч. Общение и конвенциональность.—В кн.: Философия, логика, язык. М., 1987, с. 213—233; Об идее концептуальной схемы.—В кн.: Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993, с. 144— 159; Когерентная теория истины и познания.—В кн.: Метафизические исследования, вып. 11. СПб., 1999; Mental Events in Semantics f Natural Language. Dordrecht, 1971; Freedom to Act.—Essays on Freedom of Action. L., 1973; Belief and Basis of Meaning.—«Synthese», vol. 27, 1974; Essays on Actions and Events. Oxf., 1980; Inquiries int Truth and Interpretations. Oxf., 1984.
Лит.: Action and Events: Perspectives on the Philosophy of Davidson, ed. E. Le Pore, B. Mclanhlin. Oxf., 1985; Truth and Interpretation: Perspectives on the Philosophy of D. Davidson, ed. E. Le Pore. xf., 1986.
Г. Б. Гутнер, А. П. Огурцов
Второй круг проблем, который исследует Дэвидсон начиная с 1973 (статья «Radical Interpretation».— «Dialectica», vol. 27), связан с описанием и объяснением человеческих действий, с ролью понятия причинности в них. Человеческое действие основано на принципе рациональности, которая в свою очередь предполагает каузальное объяснение в пространственно-временной системе координат. Критерий идентификации различных действий: событие А идентично событию В, если А и В имеют одни и те же причины и следствия.
Важный момент теории действия Дэвидсона—исследование ментальных событий и новое обоснование психологии. Он выдвигает три принципа: 1) такие ментальные события, как восприятия, воспоминания, решения, каузально связаны с физическими событиями; 2) события, которые находятся друг к другу в отношении причины и следствия, подчинены каузальным законам; 3) не существует каузальных законов, на основе которых можно предсказать и объяснить ментальные события. Свою позицию Дэвидсон называет «аномальным монизмом» в противовес «номологическому монизму», подчеркивая несводимость ментальных событий к физическим и онтологический статус событий. Ментальные события невозможно редуцировать к физическим событиям (напр., к возбуждению нервных окончаний). Источником реальности он считает коммуникативные акты, которые формируют образ мира для каждого из участников коммуникации. Коммуникацию он рассматривает, исходя из холистских представлений о природе речи. Интерпретация речевого акта актуализирует сложную лингвистическую структуру, которую слушающий предполагает существующей у говорящего и которая включает в себя совокупность отношений между производимыми им языковыми знаками и их значениями. Понять своего собеседника—значит «схватить» эту структуру. Естественно, что представление о ней всегда будет гипотетическим, может изменяться в ходе коммуникации и базируется на «языковой диспозиции» участников коммуникации.
Для осуществления коммуникации необходимы общее поле, совокупность лингвистических структур, присущая всем собеседникам, или «концептуальная схема». Ничто не может быть признано реальным, если оно не порождено в процессе коммуникации, происходящей в рамках определенной концептуальной схемы. Это признание не может быть результатом конвенции. Успех коммуникации доказывает существование общей (для всех участников) истинной картины мира. Поэтому, как утверждает Дэвидсон, «изучение наиболее общих аспектов языка будет изучением наиболее общих аспектов реальности» (Метод истины в метафизике.— В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998, с. 345). Теория радикальной интерпретации встретила возражения В. А. Фостера, которая не может обеспечить интерпретативный характер теории. А. И. Гольдман подверг критике теорию действия Дэвидсона за отождествление причин и следствий.
Соч. Общение и конвенциональность.—В кн.: Философия, логика, язык. М., 1987, с. 213—233; Об идее концептуальной схемы.—В кн.: Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993, с. 144— 159; Когерентная теория истины и познания.—В кн.: Метафизические исследования, вып. 11. СПб., 1999; Mental Events in Semantics f Natural Language. Dordrecht, 1971; Freedom to Act.—Essays on Freedom of Action. L., 1973; Belief and Basis of Meaning.—«Synthese», vol. 27, 1974; Essays on Actions and Events. Oxf., 1980; Inquiries int Truth and Interpretations. Oxf., 1984.
Лит.: Action and Events: Perspectives on the Philosophy of Davidson, ed. E. Le Pore, B. Mclanhlin. Oxf., 1985; Truth and Interpretation: Perspectives on the Philosophy of D. Davidson, ed. E. Le Pore. xf., 1986.
Г. Б. Гутнер, А. П. Огурцов
Источник: Новая философская энциклопедия