СКИННЕР Беррес Фредерик

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик
род. 20 марта 1904, Саксуэханна, США) - амер. психолог, представитель современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию "оперантного" (от "операция") научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их. Первоначально оперантное поведение Скиннер изучал на животных ("The behavior of organism", ("Поведение организмов"), 1938). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, он распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения. Его идеи об управлении человеческим поведением на основе оперантного бихевиоризма вызвали резкую критику со стороны многих ученых-психологов в разных странах. Осн. произв.: "Science and human behavior", 1956; "Verbal behavior", 1957; "About behaviorism", 1974; "Reflexions on behaviorism and society", 1978; "The shaping of a behaviorist", 1979.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СКИННЕР Беррес Фредерик

(р. 20. 3. 1904, Саксуэханна, шт. Пенсильвания, США), амер. психо­лог, лидер совр. бихевиоризма. Выступил против необиховиоризма, считая, что психология должна ограни­читься описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения, согласно к-рой организм приоб­ретает новые реакции благодаря тому, что сам подкреп­ляет их, и только после этого внеш. стимул вызывает реакции.
С. изучал оперантное поведение первоначально на животных, предложив ряд оригинальных методик и приборов. Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, С. распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обу­чение в школе, став инициатором программированного обучения, в трактовке к-рого у С. сильны элементы ме­ханицизма.
С. выступал с утопич. проектами переустройства об­щества на основе идей оперантного бихевиоризма об управлении человеч. поведением, что вызвало резкую критику этих идей со стороны прогрессивных ученых в разных странах, в т. ч. в США.

Источник: Советский философский словарь

СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик
1904 -1990) - амер. психолог, один из ведущих представителей бихевиоризма. Работал в Гарвардском ун-те. Опирался на идеи И.П. Павлова, Дж. Уотсона, Э. Торндайка, направленные на разработку объективных методов исследования поведения в психологии, основывающейся на интроспекционизме. С. полагал, что человека следует рассматривать как естественное, природное существо, поэтому "наука о человеческой природе" должна быть продолжением естествознания. Следуя эмпирической традиции, С. признавал реальным лишь то, что наблюдаемо, т.е. функциональные связи между стимулами и реакциями. В итоге он редуцировал психологию к "науке о поведении". Подход С. перекликается с научным материализмом, сводящим "ментальное" к "физическому". К научным понятиям он относил лишь те, которые описывают физические события и предметы. Ментальные понятия, описывающие внутренний мир человека - выбор, намерение, цель и т.п. - он относил к "объяснительным фикциям". С позиций жесткого детерминизма он отрицал свободу воли, которая, наряду с моральной ответственностью, достоинством, автономией личности, объявляется "мифом". С. отрицал формирование устойчивых, социально значимых черт, понятие личности как интегрирующего начала, обеспечивающего целостность и последовательность поведения индивида, активно-творческий характер его деятельности. Цели поведения лежат вне индивида, в сфере объективированных надличностных структур; основной из них является "выживание культуры". Индивид же есть лишь средство осуществления этой цели. Культура трактуется им как всеподчиняющий аппарат контроля. На основе этих идей С. развивал проекты переустройства общества в духе сциентистских утопий. Разработка "технологии поведения", способов контроля и манипулирования индивидом выдвигались им как средство установления социальной гармонии. Идеи С. вызвали резкую критику гуманистически настроенных ученых, которые сравнивали его социальный проект с известными антиутопиями О. Хаксли и Дж. Оруэлла.
The Behavior of Organisms. N.Y., 1938; Science and Human Behavior. N.Y., 1959; Waiden Two. N.Y., 1963; Beyond Freedom and Dignity. N.Y., 1971; Waiden Two revisited. N.Y., 1976; Reflexions on Behaviorism and Society. N.Y., 1978; Recent Issues in the Analysis of Behavior. N.Y., 1989.

Источник: Современная западная философия: словарь