Григорий св
Григорий св.
издревле именуемый чудотворцем, родился в Неокесарии, в знатной языческой семье; для занятий правом отправился в Рим, но во время путешествия, в Кесарии Палестинской встретился с Оригеном, около которого оставался восемь лет; изучил с христианской точки зрения философию, а также св. Писание, и крестился. По возвращении на родину он избран был, против своей воли, в еп. Неокесарии. В его пастве было сначала только семнадцать христиан; ко времени его смерти осталось, по преданию, столько же язычников. В Дециево гонение он со всею своей паствою удалился в пустыню. Впоследствии участвовал в антиохийском соборе, осудившем Павла самосатского.
Умер ок. 270 г. Написал: "Символ веры", по древнему преданию, чудесно сообщенный ему Богородицей и св. евангелистом Иоанном; "Каноническое правило" - указание как поступать с христианами в случае разных погрешений; "Перифраз Екклезиаста" и "Похвальное слово Оригену". Ему приписываются и некоторые другие сочинения, подлинность которых сомнительна или совершенно отвергается.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева
Григорий св.
еп. нисский, младший брат Василия Великого, получил тщательное христианское воспитание под руководством бабки Макрины; изучал и светские науки и был одно время наставником красноречия. Лишившись этого звания при Юлиане, вступил в клир, в должности чтеца, потом возвратился к прежним занятиям, но не надолго. Василий Вел., желая иметь искусных помощников в борьбе с арианством, поставил Г., против его воли, епископом в Ниссу (372). В 375 г. он лишился кафедры, по проискам ариан, и в качестве странствующего проповедника с успехом действовал в пользу никейского православия. По смерти имп. Валента он снова занял свою кафедру. По поручению антиохийского собора путешествовал в Аравию, где так называемые антидикомарианиты отрицали приснодевство Богоматери, а так называемые коллиридиане неразумно чтили ее как божество. В 381 г. он присутствовал на втором вселенском соборе. Умер в 394 г. Много способствовал развитию учения о Троице и о воплощении. Из учителей этого времени он ближе всех примыкает к Оригену, которому подражает в методе толкования св. Писания и разделяет его эсхатологические идеи. Важнейшие его сочинения: "12 слов против Евномия"; "Великое огласительное слово о душе"; "Шестоднев"; "Беседы на Екклезиаст"; "Беседы на Песнь Песней"; "О молитве Господней".
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева