ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Григорий I Великий
Gregorius I Magnus) в русской традиции — Григорий Двоеслов (ок. 540, Рим, — 12. 3. 604, там же), представитель поздней латинской патристики. Принадлежал к старому сенатскому роду, в 572-3 гг. префект г. Рима, позднее монах; папа римский в 590-604. Из сочинений Г. особое влияние на становление средневековой мысли оказали «Моральные толкования на Книгу Иова» в 35 кн., ставшие главным авторитетом в области религиозно-этического учения, для изложения которого аллегорически интерпретируемый библейский текст служил скорее предлогом. «Диалоги о житии и чудесах италийских отцов» в 4 кн. - свидетельство отхода от античных традиций мышления, еще очень сильных у более ранних представителей патристики. В вопросе о свободе воли Г. сильно ограничивает и смягчает предестинационизм Августина, прокладывая путь точке зрения, характерной для позднейшего католицизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ
Gregorius Magnus) (ок. 540, Рим — 604, там же) — папа Римский в 590—604, отец Церкви. Происходил из знатного рода, администратор, управлявший не только владениями Римской церкви, но и Римом с округой. Способствовал обращению в ортодоксальную христианскую веру вестготов в Испании. Отправил к англосаксам миссию Августина, первого архиепископа Кентерберийского. От его обширной переписки сохранилось 866 посланий. Ему принадлежат следующие труды: Моралии на Книгу пророка Иова (ок. 579—591), Пастырское правило (ок. 591), Гомилии на Книгу пророка Иезекииля (ок. 591/592), Гомилии на Евангелия (ок. 593), Диалоги о жизни святых италийских отцов (593—594), Толкования на Песнь песней (595—598), Толкования на Первую книгу царств (595—598, пересмотрена в 599—604). В основе теологии Григория Великого, известного в Восточной церкви под именем Григория Двоеслова (за знаменитые в Средние века «Диалоги», т. е. «Двоесловия»),—гл. о. идеи Августина, а также Кассиана и Амвросия Медиоланского, которые он сделал доступными не искушенным в богословии христианам. Идеальная модель христианской жизни представлялась ему в виде подвижного равновесия созерцательной (любовь к Богу) и действенной (любовь к ближнему) ее сторон.
Соч.: MPL, t. 75—79; в рус. пер.: Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Казань, 1858; Беседы на Евангелия в 2 т. СПб., 1860; Беседы на Пророка Иезекииля, пер. архимандрита Климента. Казань, 1863; Правило пастырское, или О пастырском служении, пер. Давида Подгурского. К., 1872. Лит.: Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901; Dagens Cl. Saint Gregoire le Grand. Culture et experience chretiennes. P., 1977; Strav Carole. Gregory the Great: Perfection in Imperfection. Berkeley, 1988; Markus Robert A. Gregory the Great and His World. Cambr., 1997.
В. Б. Прозоров

Источник: Новая философская энциклопедия

Григорий I Великий
(Gregory I, the Great, 540604).
Папа Римский, чье правление Церковью, как обычно считают, ознаменовало начало Средневековья. Григорий родился в богатой и набожной римской семье. В тридцатилетнем возрасте был назначен городским префектом Рима; вскоре, однако, отказался от этой должности, чтобы всецело предаться религиозной деятельности. Получив значительное наследство, Григорий основал семь монастырей, в т.ч. на землях своего семейного поместья в Риме, где и начал монашеское служение. В 577 г. Григорий стал одним из семи диаконов, ответственных за управление Римской церковью. Через два года он был назначен папским нунцием в Константинополе в то время это была высшая дипломатическая должность в Римской церкви. Возвратившись через несколько лет в Рим, он опять поселился в монастыре, однако в 590 г. был избран папой.
Особенно важно то, что ГригорийI усилил власть и авторитет папства. Он твердо верил, что папа Римский единственный наместник ап. Петра и, соответственно, глава Вселенской Церкви. Так думали не все, и в многочисленных церковных диспутах Григорий доказывал право папы на власть. Усилия не всегда приводили к успеху, однако еще при жизни Григория авторитет папской власти значительно повысился. Не меньшее значение имело то, что Григорий упрочил политическую власть папства. Италия в то время пребывала в смятении войска лангобардов захватывали область за областью. Византийский император обращал мало внимания на отчаянные призывы о помощи, и Григорий, опасаясь, что Рим может пасть, счел необходимым во что бы то ни стало отвести угрозу. Действия его предвосхитили политическую деятельность будущих пап Средневековья.
Еще одна выдающаяся черта Григория проявилась в его пастырской и евангелизаторской деятельности. Он был твердо убежден, что Церковь не должна упускать из виду духовные потребности верующих. При Григории большой размах приобрела церковная благотворительность, чему способствовало то, что Церковь умело управляла принадлежащими ей земельными владениями. Книга ГригорияI "Пастырскоеруководство", посвященнаяпрактическому наставлению духовенства, сохраняла свое значение много веков. К-ром е того, Григорий I уделял серьезнейшее внимание евангелизации неверующих; в 596 г. он послал Августина Кентерберийского для распространения христианской веры в Англии. Одобрял он и миссионерскую деятельность среди евреев, но возражал против насильственных обращений.
В области теологии Григорий известен как исследователь творений отцов Церкви, особенно Августина. Он придавал высочайшее значение Св. Писанию как Слову Божьему и подчеркивал его важность не только для истинного вероучения, но и для духовного окормления каждого человека. В то же время учение Григория I включало в себя многие элементы, ставшие неотъемлемой частью позднейшей католической теологии, в т.ч. положение о жертвенном характере мессы и догмат о чистилище.
J.N. AKERS(пер. Ю.Т.) Библиография: P. Batiffol,St. Gregory the Great; С. Butler,Western Mysticism; E. Clausier, St. Gregoire le Grand; F. H. Dudden,Gregory the Great, 2 vols.; F. W. Kellett,Pope Gregory the Great and His Relation with Gaul; N. Sharkey, St. Gregory the Greats Concept ofPapal Power; A. Snow,Sr.Gregory the Great.
См. также: Папство.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
383.18 кб

Григорий Великий и идея империи

Шкаренков Павел Петрович
В статье рассматриваются идеи империи в сочинениях Григория Великого и роли этой идеи в его теоретических построениях.
Читать PDF
392.25 кб

Аполлон Григорьев о российской историографии в эпоху «великих реформ»

Боярченков Владислав Викторович
Автор рассматривает историографические взгляды известного русского поэта и критика А. А. Григорьева.
Читать PDF
156.93 кб

О понятии символа в трудах свтт. Василия Великого и григория Нисского

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич, Герасимов Иван Андреевич
Читать PDF
136.63 кб

Disciplina clericorum на Сардинии VI В. По данным писем свт. Григория Великого

Марей Елена Сергеевна
В статье рассматривается церковная жизнь митрополии Сардинии в VI в. на материале писем свт. Григория Двоеслова.
Читать PDF
443.71 кб

Человек и любовь-?????????? в трудах представителей Каппадокийской школы (василий Великий, Григорий

Павенков Олег Владимирович
Статья посвящена анализу семантического поля концепта «любовь-.....» в рамках предмета философии каппадокийцев Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова.