ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
ок. 335 -ок. 394) - церк. писатель, богослов и философ, представитель греч. патристики, активный противник арианства. Г. Н. участвовал в разработке Символа веры, оказал заметноевлияние на разработку христ. догматики, на формирование символич. экзегетики.

Источник: Атеистический словарь

ГРИГОРИИ НИССКИИ
(ок. 335 - ок. 394) - церк. писатель и богослов, участвовавший в разработке символа веры, представитель греч. патристики. Активный борец против арианства. Истина, по Г. Н., только в том, что носит печать свящ. писания, а вера - тот критерий, к-рым измеряется знание, тем более совершенное, чем ближе оно к богооткров. истинам веры. Заложил основы христ. экзегетики.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
(Gregor von Nyssa) — отец церкви; p. ок. 335 в Кесарее (Каппадокия) — ум. ок. 394 (Ниса); брат Василия Великого, друг Григория Назианзина, выдающийся догматик; проповедовал изначальное различие между верой и знанием и Богом как единством в трех ипостасях (Отец, Сын, Дух Святой). В своем учении о свободе воли примыкает к Оригену. Его избранные произведения изданы на немецком языке в 2 т. (1870— 1880); Соч. (1921—1972). (На рус. яз. совр. пер.: Об устроении человека, 2000.) — Библиографию см.: М. Altenburger, F. Mann. Bibliographie zu Gregor von Nyssa, 1988.
M. Schüler. Prädestination, Sünde u. Freiheit bei G. v. N.. 1934; A. Lieske. Die Theologie der Christusmystik G.s v.
N. (Diss), Münster. 1943; M.-B. v. Stritzky. Zum Problem der Erkenntnis bei G. v. N., 1973; H. Dörrie, M. Altenburger, U. Schramm. G. v. N. und die Philos. Leiden, 1976; C. Apostolopoulos. Phaedo Christianus, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
род. ок. 335, Кесария, Каппадокия - ум. ок. 394, Ниса) - греч. церковный писатель; брат Василия Великого, друг Григория Богослова. Входил вместе с ними в каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей, с 371 - епископ г. Ниса (Малая Азия). Часто занимал неортодоксальные позиции: выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; широко использовал вольные иносказательные толкования Библии; расходясь с церковной доктриной, проповедовал временность адских мук и возможность просветления всех согрешивших душ. Проповедовал изначальное различие между верой, знанием и Богом как единство в трех ипостасях (см. Ипостась): Бог-отец, Бог-сын, Бог Дух Святой. В своем учении о свободе воли примыкает к Оригену. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Григория Нисского. Она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
(335ок. 394) - один из представителей патристики, писатель, богослов, церковный деятель, защитник христианства от ереси ариан и аполлинариев на Вселенских Соборах. Богословие Григория Нисского сформировалось под влиянием Оригена и эллинских комментаторов Платона. Как автор трудов по экзегетике Григорий Нисский следует аллегорическому методу толкования библейских текстов. Проблема свободы и самоопределения человека - главная в его творчестве. Причина зла, человеческих страданий - сам человек. Способность к творчеству является сутью духовного бытия человека. В учении о богопознании три ступени восхождения к Богу (очищение, «естественное видение», богознание) дополняет эпектасисом - существованием особого поля напряженности между человеком и существом его духовных устремлений Богом. Григорий Нисский по ряду вопросов придерживался неортодоксальных взглядов. В частности, в рамках церковной традиции подвергалось критике его учение об апокатастасисе - окончательном восстановлении всего в Божественной любви, признание временности адских мук и конечного просветления всех грешных душ.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
ок. 335, Кесария - ок. 394, Ниса), церк. писатель, один из виднейших представителей греч. патристики. Брат Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок церк. деятелей и мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушел в монастырь, с 371 епископ г. Ниса (М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н. сложилось под определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и тяготение к филос. спекуляции нередко подводило Г. Н. к неортодоксальной позиции (так, он вслед за Оригеном и в противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и конечном просветлении всех согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; как и Ориген, Г. Н. широко пользовался вольным иносказательным толкованием Библии. Наибольшей оригинальностью отличается антропология Г. Н.; она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность к-рой усматривается в интеллекте (см. Плерома).

Источник: Советский философский словарь

НИССКИЙ Григорий

(ок. 335 – ок. 394), – богослов, виднейший представитель спекулятивной философии в греч. патристике. В молодости изучал философию и риторику, затем ушел в монастырь; с 371 епископ г. Ниссы. Н. Г. принадлежат догматико-полемич. соч., ряд толкований книг Ветхого завета, диалог "О душе и воскресении, или Макриния" – подражание "Федону" Платона, и др. Облик Н. Г. как мыслителя противоречив. По личным связям и субъективным убеждениям он принадлежал к т.н. каппадокийскому кружку церк. писателей, куда входили виднейшие борцы за окончат. оформление твердой ортодокс. догмы – Василий Великий (330–379), Григорий Назианзин (329–390). В то же время огромная филос. эрудиция Н. Г., незаурядная диалектич. глубина его мысли делали для него рамки ортодоксальности узкими, хотя сам Н. Г. остерегался делать окончат. пантеистич. выводы из своих концепций. При библейской эксегесе Н. Г. широко пользуется свободной аллегорич. интерпретацией откровения, тем самым подчиняя его своим интеллектуалистич. методам. Он испытал сильнейшее влияние языч. неоплатонизма и высоко ценил учение христ. платоника Оригена. Сам Н. Г. сознавал противоречие между своим правоверием и интересом к диалектике антич. склада. В поисках выхода из этого противоречия он впервые выдвинул впоследствии много обсуждавшийся тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия. Другим выходом для него была мистика, с одной стороны, затушевывавшая результаты рационального исследования, но, с другой – ставившая свободное, индивидуалистически-интуитивное познание бога рядом с авторитетом откровения и церкви. Разработанные Н. Г. приемы неоплатонич. интерпретации христианства оказали воздействие на интеллектуалистич. и пантеистич. тенденции Иоанна Скота Эриугены и стимулировали в эпоху схоластики мистич. традицию, сохранявшую в превращенном виде элементы антич. натурализма. Соч.: Migne, PG, v. 44–46; Opera, v. 1–2, В., 1921. Лит.: Cherniss H. F., The platonism of Gregory of Nyssa, Berk., 1930; V?lker W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden, 1955. С. Аверинцев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
ok. 335, Кесария Каппадокинская, — 394, Нисса), греческий богослов и философ, представитель патристики. Младший брат Василия Великого, член каппадокийского кружка. Изучал риторику и философию, выступал как профессиональный учитель риторики, затем вел аскетическую жизнь и в 371 г. был поставлен епископом г. Ниссы; сторонники арианства добились его низложения в 376 г., однако он был возвращен в 378 и стал митрополитом Севастнйским в 379. На II Вселенском соборе 381 г. выступал в защиту никейской ортодоксии, но в целом, в отличие от своего брата Василия, вел тихую жизнь ученого.
Из всех каппадокийцев Г. Н. — самый последовательный приверженец платонизма и неоплатонизма и ближе всего к Оригену; философские интересы (как нечто отличное от догматикотеологических) играют у него наибольшую роль. Г. Н. отвергает общепринятую в патристике и схоластике и восходящую к Аристотелю концепцию первоматерии (ср. доводы, излагаемые, но отклоняемые Плотином (Епп. II 4, II): для него материя — чистая потенциальность, возможность чувственно воспринимаемых атрибутов, обретающая реальность только в них и по отнятии их обращающаяся в ничто. Лишь действие «семенных» формообразующих сил или причин (ср. понятие «семенных логосов» в стоицизме), которые заброшены в небытие материи вневременным творческим актом Бога, чтобы прорастать без Его дальнейшего вмешательства (PG, 44,610с), и во множественности которых остается неразрушимым единство Логоса, «по ступеням» возводят это небытие последовательно к оформлению, жизни, способности чувства, способности разума и воли, наконец, к «обожению». Свет и огонь — предел материального мира, за которым начинается мир умопостигаемый. Но есть существо, бытие которого не умещается ни по одну, ни по другую сторону предела, но остается «пограничным» (|см., напр., PG 44,456Ь и 45,26с28а;/ Danielou, La notion de confine... chez Gregoire de Nysse, «Recherchesde sciences religieuses, 49,19611961,p. 161168);это — человек, живое связующее звено между умопостигаемым и материальным. Учение Г. Н. о человеке далеко от буквы библейских текстов, но имеет много точек соприкосновения как с «Тимеем» Платона, так и с концепцией космического Первочеловека, встречающейся в различных мифах и мистических доктринах (древнеиндийский Пуруша, Гайомарт зороастризма, Адам Кадмон Каббалы, Антроиос гностиков). Человек, по Г. Н., изначально сотворен как существо не только духовное и умопостигаемое, но также неразложимо простое, чуждое множеству и разделению, ни в чем не отличное от Бога, кроме сотворенности. Телесность, как и множественность индивидов, привнесена в природу человека извне и предваряет его грехопадение. Библейский рассказ о сотворении человека в шестой день творения Г. Н. относит не к первозданному духовному человеку, а лишь к его вторичному явлению в материальном мире. Тогда же является множественность индивидов, раздробляющая изначальное единство человеческой сущности на эмпирическом уровне, но не упраздняющая его на уровне более глубоком. «Образ Божий» принадлежит не индивиду, но этой сущности, единой во всех людях. «Полнота душ» (см. ст. «Плерома») рассматривается как некая коллективная личность, органическое целое, сущность которого в интеллекте. Человеческая природа воспринята Ипостасью Логоса, чтобы души, взирая на нее и проходя путь очищения от страстей, восходили к своему первоначальному единству. Вслед за Оригеном и в противоречии с общепринятым в Церкви учением Г. Н. учил о временности адских мук, выполняющих очистительную задачу, и о грядущем восстановлении в своем достоинстве всех падших душ, включая дьявола (т. н. апокатастасис). Особое значение имеет выдвинутый Г. Н. тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия, выходящий за пределы того, что было нормой для патристики, и предвосхищавший постановку этой проблемы в схоластике.
Г. Н. оказал серьезное влияние на ПсевдоДионисия Ареопагита и особенно на Максима Исповедника,а также на Иоанна Скота Эриугену.

Источник: София-Логос. Словарь

Григорий Нисский
ok. 335, Кесария Каппадокинская, — 394, Нисса), греческий богослов и философ, представитель патристики. Младший брат Василия Великого, член каппадокийского кружка. Изучал риторику и философию, выступал как профессиональный учитель риторики, затем вел аскетическую жизнь и в 371 г. был поставлен епископом г. Ниссы; сторонники арианства добились его низложения в 376 г., однако он был возвращен в 378 и стал митрополитом Севастнйским в 379. На II Вселенском соборе 381 г. выступал в защиту никейской ортодоксии, но в целом, в отличие от своего брата Василия, вел тихую жизнь ученого. Из всех каппадокийцев Г. Н. — самый последовательный приверженец платонизма и неоплатонизма и ближе всего к Оригену; философские интересы (как нечто отличное от догматико-теологических) играют у него наибольшую роль. Г. Н. отвергает общепринятую в патристике и схоластике и восходящую к Аристотелю концепцию первоматерии (ср. доводы, излагаемые, но отклоняемые Плотином (Епп. II 4, II): для него материя — чистая потенциальность, возможность чувственно воспринимаемых атрибутов, обретающая реальность только в них и по отнятии их обращающаяся в ничто. Лишь действие «семенных» формообразующих сил или причин (ср. понятие «семенных логосов» в стоицизме), которые заброшены в небытие материи вневременным творческим актом Бога, чтобы прорастать без Его дальнейшего вмешательства (PG, 44,610с), и во множественности которых остается неразрушимым единство Логоса, «по ступеням» возводят это небытие последовательно к оформлению, жизни, способности чувства, способности разума и воли, наконец, к «обожению». Свет и огонь — предел материального мира, за которым начинается мир умопостигаемый. Но есть существо, бытие которого не умещается ни по одну, ни по другую сторону предела, но остается «пограничным» (|i?06pioc;, см., напр., PG 44,456Ь и 45,26с-28а;/ Danielou, La notion de confine... chez Gregoire de Nysse, «Recherchesde sciences religieuses, 49,19611961,p. 161-168);это — человек, живое связующее звено между умопостигаемым и материальным. Учение Г. Н. о человеке далеко от буквы библейских текстов, но имеет много точек соприкосновения как с «Тимеем» Платона, так и с концепцией космического Первочеловека, встречающейся в различных мифах и мистических доктринах (древнеиндийский Пуруша, Гайомарт зороастризма, Адам Кадмон Каббалы, Антроиос гностиков). Человек, по Г. Н., изначально сотворен как существо не только духовное и умопостигаемое, но также неразложимо простое, чуждое множеству и разделению, ни в чем не отличное от Бога, кроме сотворенности. Телесность, как и множественность индивидов, привнесена в природу человека извне и предваряет его грехопадение. Библейский рассказ о сотворении человека в шестой день творения Г. Н. относит не к первозданному духовному человеку, а лишь к его вторичному явлению в материальном мире. Тогда же является множественность индивидов, раздробляющая изначальное единство человеческой сущности на эмпирическом уровне, но не упраздняющая его на уровне более глубоком. «Образ Божий» принадлежит не индивиду, но этой сущности, единой во всех людях. «Полнота душ» (см. ст. «Плерома») рассматривается как некая коллективная личность, органическое целое, сущность которого - в интеллекте. Человеческая природа воспринята Ипостасью Логоса, чтобы души, взирая на нее и проходя путь очищения от страстей, восходили к своему первоначальному единству. Вслед за Оригеном и в противоречии с общепринятым в Церкви учением Г. Н. учил о временности адских мук, выполняющих очистительную задачу, и о грядущем восстановлении в своем достоинстве всех падших душ, включая дьявола (т. н. апокатастасис). Особое значение имеет выдвинутый Г. Н. тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия, выходящий за пределы того, что было нормой для патристики, и предвосхищавший постановку этой проблемы в схоластике. Г. Н. оказал серьезное влияние на Псевдо-Дионисия Ареопагита и особенно на Максима Исповедника,а также на Иоанна Скота Эриугену. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Григорий Нисский
(Gregory of Nyssa, ca 335ca 394).
Один из каппадокийских отцов Церкви, родился в известной христианской семье (отец Василий Старший; сестра Макрина Каппадокийская; братья Василий Великий, архиепископ Кесарийский, и Петр, епископ Севастийский). Хотя образование, к-рое получил Григорий, предназначало его для церковного служения, он решил стать ритором. На основании некрых свидетельств полагают, что он был женат. Если это соответствовало действительности, то после смерти жены Григорий удалился в монастырь, основанный его братом Василием в Понте, и целиком посвятил себя аскетической практике и изучению богословия. В 372 г. Василий, желая усилить свои позиции в Каппадокии, посвятил Григория в епископы города Ниссы. В 376 г. арианская оппозиция при поддержке императора Валента добилась низложения Григория, и он был вынужден покинуть Ниссы, но в 378 г., после смерти Валента, вернулся к своей пастве. На Константинопольском соборе (381) Григорий пламенно защищал завоевания Никейского собора, за что император Феодосий I назвал его образцом правоверия и церковного единства в Понте. О последних годах жизни Григория сохранилось крайне мало сведений, так, напр., известно, что он посещал Константинополь в 385 г., чтобы выступить с речью на панихиде по дочери императора, Пульхерии, и в 386 г. по случаю кончины другой его дочери, Флациллы.
Большая часть богословских трудов Григория носит полемический характер. В сочинении "Против Евномия" содержится детальное опровержение арианского субординационизма, утверждавшего тварность второго лица Троицы, ХристаСлова. В сочинении "К Авлалию о том, что [у христиан] не три Бога" он защищает учение о Троице от тритеистских искажений. Резко критикуя Аполлинария в трактате "Против еретиков", Григорий приводит аргументы в пользу учения о полном воплощении Христа. "Большое огласительное елово" представляет собой систематическое изложение христианского учения для оглашаемых (катехуменов). В экзегетических сочинениях Григория ощущается влияние аллегорического метода, крым при истолкования Св. Писания пользовался Ориген. К этим сочинениям относятся: "О жизни Моисея", "Восемь бесед на Екклесиаста", "Восемь бесед о блаженствах ", а также гомилии (беседы) на Молитву Господню и наПесн. "ЖизньсвятойМакрины" и "О девстве " классические образцы христианской аскетической литературы. К-ром е того, до нас дошли некрые проповеди, речи и письма Григория.
Григорий в немалой степени способствовал победе сторонников никейского правоверия, углубив разработанные Василием положения о различии между ousia, божественной сущностью, края одна и едина для всех трех лиц Троицы, и hypostasis, отдельностью каждого лица Троицы от двух других. Различие между лицами (ипостасями) Троицы сохраняется благодаря их имманентной взаимной соотнесенности, а истинное единство посредством неизменности атрибутов и внешнего действия. Для христологии Григория свойственно ясное различение между двумя природами Христа. Он защищал представление о связи атрибутов и отстаивал статус Марии как Богородицы (Theotokos ). Влияние Оригена сказывается в том, что Григорий верил в спасение всей твари (apokatastasis ), хотя и отрицал идею Оригена о предсуществовании души. Антропология Григория Нисского была важным вкладом в христианский мистицизм. Поскольку человеческая душа, сотворенная по образу Божьему, богоподобна, то человек, обладающий способностью к интуитивному познанию Бога, может посредством внутреннего очищения уподобиться Ему.
W.C. WEINRICH (пер. В. Р.)
Библиография: J.F. Callaghan,"Greek Philosophy and the Cappadocian Cosmology", DOP 12:3157; H. vonCampenhausen,The Fathers of the Greek Church; H. F. Cherniss,The Platonism of GregoryofNyssa; A.S. Dunstone,The Atonement in Gregory of Nyssa; Sr. T.A. Goggin,The Times of Saint Gregory of Nyssa as Reflected in the Letters and the Contra Eunomium; R. E. Heine, Perfection in the Virtuous Life: A Study in the Relationship between Ediftcation and Polemical Theology in Gregory of Nyssas De vita Moysis; J.E. Hennessy,"The Background, Sources and Meaning of Divine Infinity in St. Gregory of Nyssa" (Diss., Fordham University); G.B. Ladner, "The Philosophical Anthropology of St. Gregory of Nyssa", DOP 12:5994; J. Quasten,Patrology, III, 25496; J. H. Srawley, "5(. Gregory of Nyssa on the Sinlessness of Christ". JTS 7:43441.
См. также: Каппадокийские отцы.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
(335 – ок. 394) – христианский богослов, писатель, мыслитель, которого церковь признает авторитетным толкователем Священного писания и Предания. Автор догматических, аскетических и экзегетических (посвященных толкованию Библии) сочинений, среди них – «О блаженстве», «Об устроении человека». Основная тема сочинений Г. Н. – учение о человеке и христианская космология.
В учении о сотворении мира Г. Н. обосновывает его как акт Божественной воли, содержащий и раскрывающий Истину, познание которой необходимо человеку для собственного спасения в условиях земной жизни. Библейская идея сотворенности мира не означает «ставшести», завершенности последнего. Мир как творение Бога есть завершенная незавершенность, оставляющая место для деятельности человека. В процессе «соработничества» человека с природой развивается ее динамический потенциал. Однако о контурах эволюционной концепции в учении Г. Н. говорить нельзя, поскольку у него переплетаются два плана – план сотворения, творчества и план падения сотворенного.
В учении о человеке Г. Н., как и другие Отцы церкви, исходит из идеи первоначальной согласованности, соустроенности действий человека и Бога, однако он идет дальше. Стремясь выявить связи, пути коммуникации человека с Богом, Г. Н. предлагает оригинальную интерпретацию специфики человеческого, исходя из понятия Первообраза. Бог, по «образу и подобию» которого сотворен человек, – непознаваемое совершенство. Если бы образ человека во всём был бы подобен своему Первообразу, то, слившись с ним, он также был бы непознаваем, поэтому речь может идти не о тождестве образа и Первообраза, но о сопричастности человека Богу. По убеждению Г. Н., и при сотворении мира (когда всё тварное было связано с Богом через человека) и после грехопадения человек не утрачивает связь с Богом. Связь эта выражается в дарованной человеку свободе и способности самоопределения собственной природы. Человек «обречен» быть свободным, «не подчиняясь никакой внешней необходимости, но сам по собственному усмотрению действует, как кажется ему лучше и произвольно избирая, что ему угодно». В этом человек является «образом и подобием силы, царствующей над всем существующим».
Однако человек в силу своей «падшести» забыл об этом, хотя свобода творческого самоопределения всегда является актуальной возможностью. Именно поэтому сообразность, соустроенность человека Богу относится не к отдельному индивиду, но к целостности лучших качеств человеческого рода, проявляющихся в личности. Первый человек, Адам, был такой «всечеловеческой» личностью. Его грехопадение дало эффект разбитого зеркала: человек стал носителем «осколочной» Божественной благодати, то есть «частичной личностью».
Возвращение человека к исходной целостности возможно в благодатной среде церковной жизни, где восстанавливается раздробленная полнота человеческой личности, все становятся членами единого Тела Христова и осуществляется Царство Божие. Второй путь восстановления утраченной целостности – это путь подвига очищения, путь аскезы, полного отказа от «самоволия», порабощающего человека и ведущего к утрате дарованной свободы. В своем стремлении восстановить связь с Богом человек «выходит из себя», из ограниченной человеческой природы, чтобы стать истинно собой – личностью. Этот путь не имеет конечного пункта как окончательного завершения процесса самотворчества. Путь подвига открывает перед человеком перспективы теозиса (обожения), на высоте которого, по словам Г. Н., всегда находится «ступень, которая выше достигнутой». Личность для Г. Н. – вечно длящийся акт преодоления и движение становления богочеловеческого.
Два пути восстановления личности сообразно образу Божию у Г. Н. не противоречат друг другу, а находятся в отношениях взаимодополнительности. Абсолютизация одной из сторон, граней формирования личности в истории христианской мысли имела далеко идущие философские, социальные, политико-идеологические последствия. В споре «реалистов» и «номиналистов» (X–XIV вв.) по сути дела столкнулись две интерпретации сущности личности, сообразности ее с Богом, путей формирования, взаимоотношений с миром. Реализм обосновывал объективное бытие идеи целого, воплощенной в церкви. В русской религиозной философии данная идея нашла выражение в концепции соборности, Всеединства А. Хомякова, В. Соловьева , в определенной степени – Н. Бердяева. Номинализм , отрицая реальность осуществляющегося в церкви Царства Божия, то есть первичность целого по отношению к человеку, разрушал гармонию жизни личности в церкви, утверждал идею индивидуальной активности человека в формировании себя. Эта идея привела в дальнейшем к закреплению в европейской культуре антиномии индивидуальной жизни и культурного целого.

Источник: Краткий философский словарь.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
между 335 и 340, район Неокесарии — после 394)—христианский богослов, младший брат Василия Великого. Вырос в христианской семье и к 20 годам стал чтецом, но затем неожиданно оставил свой пост, увлекшись языческой философией и риторикой. Ок. 371 ставший епископом Кесарии Василий Великий рукополагает Григория епископом Ниссы. В 376—378 из-за конфликта с проарианскими гражданскими властями был вынужден временно оставить епископскую кафедру, на которую он вернулся в 379 после смерти императора Валента. После кончины Василия Великого в 379 продолжал организаторскую деятельность своего брата и традиции его богословия. Активно полемизовал против ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии, в 381 присутствовал на Константинопольском (2-м Вселенском) соборе, участвовал в соборах 382, 383, 394. К раннему периоду его творчества принадлежит трактат «О девстве», к зрелому — главные сочинения Григория Нисского: «Против Евномия», «Против Аполлинария», «Большой катехизис», «О Святом Духе», «О вере», «К эллинам на основании общих понятий», «Диалог о душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», «О роке», «Об устроении человека», гомилии «О надписании псалмов», «Точное истолкование Екклесиаста» и на «Песнь песней», «Жизнь Моисея», «О житии Макрины», «Жизнь Григория Чудотворца», малые аскетические сочинения, письма (сохранилось 30), проповеди, надгробные слова и др. произведения.
В богословии Григория Нисского заметно сказывается его глубокое знакомство с классической греческой философией, в первую очередь с Платоном и Плотином, с натурфилософией и физикой (гл. о. Аристотеля), медицинскими и физиологическими теориями Галена; также для него характерно увлечение богословием и аллегорическим методом толкования библейских книг Оригена и критическое отношение к своим источникам.
Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий Нисский устанавливает последовательное различие между сущностью и ипостасью. При этом важное место занимает раскрытие (в полемике с Евномием) понятия единосущия, характеризующего полноту, постоянство и совершенство божественного бытия.
Вслед за «Шестодневом» Василия Великого Григорий развивает идею иерархичности сотворенного мира и, переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради человека, назначение которого—связывать чувственное и материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий отвергает), свободой воли и совершенным телом. Тело человека ке только способствует его разумной жизни (чему служат, напр., прямохождение, руки, органы речи), но и является условием воскресения во плоти, после которого оно преображается. Эсхатологический процесс понимается Григорием как постепенное изживание зла: он говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе). После воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, благими станут грешники и сам сатана. В этике Григорий отстаивает учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению; навязанное не может быть добродетелью.
Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу и подобию Божьему, человек способен созерцать подобное. Созерцание божественной красоты (для описания ее Григорий часто прибегает к неоплатонической метафорике света) является пределом человеческих устремлений. Но как существо тварное и связанное материальным существованием, человек нередко вытесняет стремление к богопознанию стремлением к благам этого мира. Кроме того, разум человека ограничен, познает гл. о. «существование» вещей , притом только тех из них, которые в иерархии творения стоят ниже человека, «сущность» же их недоступна познанию человека, ее ведает только Бог. «Сущность» Бога для человека неизреченна, неописуема, непознаваема и неопределима. Бог познается не по его сущности, но по его действиям в творении, обозначаемым как «божественные имена»: Вечно Сущее, Благо, Премудрость, Истина и т. п.; они имеют не логический, а символический характер, потому что описывают умную природу, превышающую человеческий разум. «Сущность» Бога нельзя помыслить и выразить словами. Способность человека к богопознанию осуществляется прежде всего в области чистой интуиции и мистического экстаза, непосредственное богопознание может быть даровано в акте любви к Богу, являющейся ответом человека на даруемую Богом благодать и кульминацией добродетельной христианской жизни. Григорий Нисский уподобляет душу зеркалу, в котором, если оно чисто, отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнен, способен узреть божественную красоту. И подобно тому как глаз способен увидеть самого себя только в зеркале, так и человек способен познать свою душу только отраженной в Боге. От вещей внешнего мира человек обращается к своей душе, где ему открывается, что Бог превыше всякого познания, представления и определения. Восхождение от телесного к бестелесному Григорий Нисский в аллегорической форме описывает в гомилиях на «Екклесиаст» и в «Жизни Моисея», а таинство любви души к Богу—в гомилиях на «Песнь песней».
Оригинальными являются представления Григория Нисского о времени. Время не мера движения тел в пространстве (как учили Аристотель и стоики), не образ вечности в мире множественности (как полагал Плотин), не промежуток между событиями (по Мефодию Олимпийскому), но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их от несотворенного Бога.
Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились в Средние века на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Гносеология, антропология, эсхатология и мистика Григория Нисского оказали заметное влияние на исихастские споры в Византии в 14 в.
Соч.: Gregorii Nysseni Opera, 10 vol., 13 panes, ed. W. Jaeger et alii. В., 1921; Leiden, 1952-90; Vie de Moise. P., 1987 (Seh. l); Homilien zum Hohenlied (griechisch/deutsch). Freiburg, 1994 (Fontes Christiani, Bd. 16.1—3); в рус. пер.: Творения в 8 т. M., 1861-72; Об устроении человека. СПб., 1995.
Лит.: Несмелое В. И. Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, Ш7„0ксиюк Эсхатология Григория Нисского. К., 1914; Janini Cuesta J. La anthropologia y la medicina pastoral de san Gregorio de Nisa. Madrid, 1946; Mer/ci H. Von der platonischen Angleichung an Gott zur Gottahnlichkeit bei Gregor von Nyssa. Freibourg, 1952; DanielouJ. Platonism et theologie mystique. P., 1954; Wker W. Gregor von Nyssa als Mystiker. Wiesbaden, 1955; Jaeger W. Gregor von Nyssas Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966; Muhlenberg ,Die Undendlichkeit Gottes bei Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. Gott., 1966; Boer S. De anthropologie van Gregorius van Nyssa. Assen, 1968; Zemp P. Die Grundlagen heilsgeschichtlichen Denkens bei Gregor von Nyssa. Munch., 1970; Chemiss H. F. The Platonism of Gregory of Nyssa. N. Y 1971; Stritiky M.-B. von. Zum Problem der Erkenntnis bei Gregor von Nyssa. Munster, 1973; CanevelAf. Gregoire de Nysse et lhermeneutique biblique. P., 1983; Balthasar H. V. von. Presence et pensee: essai sur la philosophie religieuse de Gregoire de Nysse. P., 1988; Altenburger M., Mann f. Bibliographie zu Gregor von Nyssa. Leiden, 1988.
AI. Л. Хорьков

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF

Место символа сердца в антропологии григория нисского

Титаренко Елена Станиславовна
Статья посвящена анализу символа сердца в антропологии святителя Григория Нисского.
Читать PDF

Метафизика Псалтири: Григорий нисский о надписаниях псалмов

Михайлов Петр Борисович
В статье предпринимается попытка решения проблемы метафизики в христианстве в одной из важнейших областей греческой патристики библейских толкованиях.
Читать PDF

Антропология свт. Григория Нисского: преодоление оригенизма

Зинковский Кирилл
В статье показано, что полноценный анализ представлений свт. Григория Нисского о назначении материальной природы человека проведен до сих пор не был.
Читать PDF

О понятии символа в трудах свтт. Василия Великого и григория Нисского

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич, Герасимов Иван Андреевич
Читать PDF

Компаративный анализ концепций «Духовного брака» Платона и Григория Нисского

Шаталович Александр Михайлович
В статье сравниваются концепции «духовного брака» (союз души и Блага) Платона и Григория Нисского.
Читать PDF

Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит

Бирюков Дмитрий
Выделяются две стратегии иерархии у Григория.
Читать PDF

Категория времени в христианской метафизике: Григорий Нисский и Максим Исповедник

Михайлов Петр Борисович
В предлагаемой статье проблема времени рассматривается как предмет христианской теологической рефлексии, развивавшейся в сложном переплетении философских, культурных и религиозных традиций средиземноморской цивилизации.
Читать PDF

К реконструкции учения о языке Григория Нисского в контексте евномианской полемики

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич
Статья посвящена реконструкции учения Григория Нисского об имени и именовании в контексте полемики с Евномием Кизическим.
Читать PDF

Философско-догматическая система Григория Нисского как один из компонентов византийской культуры

Щипина Р. В.
Статья посвящена актуальным проблемам философии культуры, эстетики и истории искусств Средневековья.
Читать PDF

РЕЦЕПЦИЯ ВЗГЛЯДОВ СВТ. ГРИГОРИЯ НИССКОГО И БЛЖ. ИЕРОНИМА НА СВЯТЫЕ МЕСТА ПАЛЕСТИНЫ: ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПА

(Копыл) Екатерина
В статье представлены основные взгляды свт. Григория Нисского и блж. Иеронима Стридонского на святые места Палестины и паломничество к ним в историческом контексте, показана противоречивость их высказываний, которая в XVI-XVII вв.
Читать PDF

Тексты Григория Нисского в древнерусской книжности и их влияние на отечественную средневековую мысль

Мильков Владимир Владимирович
В статье анализируются тексты Григория Нисского, которые были найдены в составе древнерусской книжности.