Григорий (14 в.) – визант. церк. писатель и философ. В осн. филос. соч. "О сущности и энергии" ("De essentia et operatione") А. стремился систематически изложить учение Варлаама. Один из вождей варлаамитов, А. в борьбе с реакционно-мистической теологией утверждал право разума на критику веры, считал, что только знания и опыт дают человеку истину. Полемизировал с Паламой. Соч.: Palrologiae cursus completus, series graeca, accurante J.-P. Migne, t. 150–51, P., 1865. Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Fabricius ?., Bibliotecae graecae, v. 11, Hamb., 1722.
Акиндин, Григорий
Акиндин, Григорий
нач. XIV в., Прилеп, Македония, - после 1347, Константинополь), византийский богослов и философ. Состоял в дружеских и ученических отношениях с Григорием Паламой и с Варлаамом. На первом этапе их полемики пытался примирить их взгляды, затем занимал все более определенную антипаламитскую позицию; его полемика концентрировалась на экзегетической проблеме. Он не был рационалистом в собственном смысле слова, поскольку выше всего ставил авторитет церковного Предания, однако оспаривал паламитскую интерпретацию текстов Отцов Церкви как произвольную и выставлял свои критерии адекватной интерпретации, требуя учитывать жанровую принадлежность текста, контекст высказывания и т. п. Соединение веры в авторитет с рационально-методическим подходом к проблеме интерпретации сближает А. с западной схоластикой. А. был осужден на соборе в 1341 г., однако рукоположен в диаконы патриархом Иоанном XIV Калекой, оказался в опале после поражения императрицы Анны Савойской в 1347 г. и был окончательно осужден в 1351 г. на соборе, закрепившем победу исихазма; его имя включено в т. н. синодик наряду с лицами, предаваемыми в Православной Церкви торжественному проклятию в первое воскресенье Великого поста. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь